Организация экологического воспитания в школе

Разделы: Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Принято говорить: “Человек и Земля” или “Человек и Природа”, однако при всех достижениях прогрессивной мысли человечества каждый из нас несет внутри себя природу, которая составляет содержание жизни индивида и в целом общества. И никто из людей, при прочих равных условиях, не откажется от того, чтобы дышать и есть, избегать гибели и охранять свое потомство. Термин экология в переводе с греческого включает в себя понятие – жилище, местопребывание, поэтому, развивая экологическое воспитание в образовательных учреждениях, мы естественным путем растим патриотов своего государства. Человек ценит и любит то – о чем он заботится, во что вкладывает свой труд, так и любовь к Родине начинается с заботы об окружающей среде, с заботы о своем местопребывании.

Педагогический коллектив школы разработал и ведет проектную деятельность по экологическому воспитанию обучающихся, с учетом их возрастных особенностей, которая направлена на организацию просветительской, природоохранной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях города.

Цель экологического воспитания: формирование нравственных принципов экологической культуры обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе.

Задачи экологического воспитания:

  • обеспечение условий для формирования системы знаний обучающихся об окружающей среде и экологически безопасного природопользования;
  • способствовать обучению детей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • создание условий, способствующих воспитанию обучающихся нравственному отношению к явлениям жизни на планете Земля.

Начало реализации программы: 2005 – 2006 учебный год.

I. Управление функционированием и саморазвитием системы по реализации проекта экологического воспитания в школе

Для развития и успешной реализации данного проекта был проведен анализ принятия инновационного проекта педагогическим коллективом, обучающихся и их родителей, материально-технического обеспечения школы, географического расположения школы.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (72 –педагога, 560 – учащихся, 400 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 75 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 86 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 94%.

Школа расположена около лесного массива, поблизости расположены два парка, один из которых на берегу реки, ипподром. Кроме того имеется большая пришкольная территория, теплица.

Инвентаризация школы показала сильную материально-техническую базу благодаря которой в 2010-2011 учебном году школа приобрела статус “Школы – компетенции.”

Однако, теплице необходим капитальный ремонт, а школьный сад – омолодить (ему 30 лет).

В решении поставленных задач экологического воспитания педагоги регулярно опираются на помощь родителей детей, и соблюдают следующие принципы:

  • принцип единства окружающего мира;
  • принцип интеграции наук;
  • принцип непрерывности (использование всех возрастных групп по мере взросления);
  • принцип взаимосвязи национально-регионального компонента и глобальных экологических проблем;
  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

План мероприятий составляется на год, с учетом возрастных особенностей (Приложение 1).

II. Направления и формы организации работы по реализации проекта экологического воспитания в школе

Комплекс традиционных мероприятий по формированию экологического воспитания обучающихся:

№ п/п

Направления и мероприятия

2.1. Эколого-просветительская деятельность

2.1.1 Туристические маршруты, экскурсии
2.1.2 Распространение опыта и знаний научного общества “Эколог”
2.1.3 Участие и организация научно-практических конференций
2.1.4 Сотрудничество с ипподромом Заинского муниципального района
2.1.5 Оздоровительный республиканский лагерь “Костер” (профильная экологическая смена)
2.1.6 Пришкольный лагерь “Чайка” (отряд экологической направленности)

2.2. Организация исследовательской деятельности

2.2.1 Экологическая тропа “Красная книга Республики Татарстан” (Заинского муниципального района)
2.2.2 Работа в питомнике Заинского лесхоза
2.2.3 Экологический мониторинг “Здоровье моей школы” (программа Республики Татарстан)
2.2.4 Здоровьесберегающая роль комнатных растений
2.2.4 Работа на пришкольном опытном участке

2.3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

2.3.1 Дизайн цветочных клумб школьного двора
2.3.2 “Зимняя сказка” оформление школьного двора зимой
2.3.3 Экологический театр
2.3.4 Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

2.4. Природоохранная деятельность

2.4.1 Экологические средники
2.4.2 Марш Парков
2.4.3 Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц
2.4.4 Формирование лесного массива (2 га)

III. Мониторинг экологического воспитания и оценки результатов в образовательном учреждении

По нашему опыту подготовку и проведение мероприятий для младших школьников можно доверить детям старших возрастных групп. Разработка тем экскурсий, заданий для наблюдений должны составляться педагогами совместно с учащимися тогда и экскурсии проходят более результативно и познавательно. Также необходимо во внеклассную работу вовлекать родителей. Присутствие родителей на конференциях, выставках, участие их в экскурсиях и природоохранных мероприятиях помогают не только в воспитании подрастающего поколения но и сглаживают многие конфликтные ситуации в семьях, в школьных коллективах (приложение 2).

Результатом планомерного экологического воспитания мы считаем и ежегодное поступление учащихся в высшие учебные заведения естественнонаучного направления. В 2012 году 2 выпускника поступили в аграрный институт, 12 – выпускников в медицинские институты и колледжи, 2 выпускника в высшее учебные заведения МЧС (всего выпускников 11-х классов было в 2012 году – 68). Всего учащихся сдававших единый государственный экзамен по естественнонаучному циклу – 36.

В план мероприятий модернизации школы на 2013-2016 учебные года включен:

  1. капитальный ремонт теплицы:
  2. – восстановление стен теплицы;
    – восстановление тепло и водоснабжения;
    – замена грунта;
    – остекление крыши теплицы;
    – закупка семян и саженцев;

  3. покупка саженцев (многолетние цветы, декоративные кустарники, плодовые деревья): – 200 штук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование всесторонне развитой личности школьника средствами естественнонаучного образования подразумевает умственное, нравственное и физическое совершенствование школьника. Этот процесс определяется воздействием всей окружающей cpeды, поэтому учитель имеет огромные возможности расширять воспитательное воздействие природы на все свойства личности.

Задачей школьного естественнонаучного цикла является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое проявляется во всех формах и видах деятельности учащихся, выражая их гражданскую позицию.

Учитывая, что общественные отношения определяют установки каждого индивидуума и структура общества задает его поведение в социальной и природной среде, учитель вскрывает классово-политическую основу этих отношений. Острота современных экологических проблем находится в связи с социальными проблемами, и учитель учебных дисциплин должен показать классовую сущность различий взаимодействия природы и общества в условиях капитализма и социализма. На характер отношений личности к природе оказывают также влияние нравственные и эстетические установки, которые реализуются в форме мотивов, в значительной мере регулирующих поведение школьников в природной среде. Научные знания о природе и понимание школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработку навыков заботливого отношения к окружающей среде.

Таким образом, через формирование системы научных знаний о природе и отношений к ней изучение естествознания оказывает на все стороны воспитания личности, ее представления о научной картине мира, идейно-политические, нравственно-эстетические установки, культуру труда и поведение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гумелев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 544 с.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1977. – 702 с.
  3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
  4. Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Е.Е. Физическая и коллоидная. Химия. – М: Высш. Шк., 1990. – 487 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

Приложение