Цель урока: закрепить знания о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП, отработка умения различать простые предложения с однородными членами и ССП, повторить группы сочинительных союзов, формировать умение использовать полученные знания при подготовке к ЕГЭ.
Ход урока
1. Орфографическая работа.
(Слайд №1) Цель – повторить правописание чередующихся гласных в корне слова
Собирательный, чуть пригорело, расположились, озаренный радостью, блистающий, растительность, расстилается, пробирается, вскочить, запереться, вытирать, предполагать,выжигать, выращенный, прикасаться,
2. Тестовые задания к ЕГЭ А–15
– правописание гласных (слайд №2)В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) увл…каясь, подп…рать, выч…сление
2) бл…городство, распол…гающий, препод…ватель
3) выб…раясь, обл…нился, зап…рать
4) нач…нать, просв…щение, г…рой.
3. Синтаксический разбор предложения сложного предложения
Легкий ветерок шевелил выгоревшую траву, а из-под оврага поднимался растущий туман.
4. Повторение теоретического материала (Схемы. Слайд №3)
Опорные таблицы
Сочинительные союзы
соединительные | противительные | разделительные |
И Да(= И) Не только..,но и Также Тоже И…и… Ни…ни... Как…так и |
А Да ( =но) Но Зато Однако Однако же Все же Же |
Или Или…или Либо…либо То…– то То ли…то ли Не то…не то |
Группы сложносочиненных предложений
с соединительными союзами | с разделительными союзами | с противительными союзами |
Одновременные или следующие друг за
другом явления. Ни ветер бушует над бором, ни с гор побежали ручьи |
Чередование или выбор явлений. Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел. |
Противопоставление явлений. Ураган прошел, однако связи с городом еще не было. |
– Какие предложения называются сложными?
– Какие предложения называются ССП?
– На какие группы делятся сочинительные союзы?
5. Тренировочное упражнение
: выписать ССП, объяснить знаки препинания. (Слайд №4)С крыш дружно капало, и посиневший снег под окошком был изрыт капелью.
Шел густой мокроватый снег, и было тепло.
Ночью пошел теплый росяной дождик и моросил до утра.
Утро рождалось опять в тумане и потом разгорелось во всем великолепии.
6. Примениение полученных знаний. Выполнение заданий в формате ЕГЭ – А-22 (Слайд № 5)
Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
1) Сложное предложение, перед И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами,
запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами,
запятая нужна.
7. Творческая работа. Конструирование предложений.
(Слайд №6)– Соединить простые предложения подходящими по смыслу сочинительными союзами:
ни-ни, да, тоже, также, не то – не то. Расставить знаки препинания.
- Было тихо. Вороны не каркали, чайки не летали.
- Только шептались прибрежные камыши. Мерно плескались у берега волны.
- Пароходик был маленьким, миниатюрным. Каюты и мебель в нем были миниатюрными.
- Было раннее утро. Наступал уже вечер.
8. Тренировочное упражнение: повторение сочинительных союзов.
Разделите предложения на 3 группы в зависимости от союзов. (Слайд № 7)
– То ли калитка стукнула, то ли мне показалось.
– Дом стоял во дворе, за домом был сад с цветником.
– Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.
– Из лесу доносится протяжный крик птицы или раздается чей-то голос.
– Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.
– Пел в садах малиновых соловей, да шумели листьями в рощах тополя.
– Песня то замирала за курганами, то, чудилось, ветер приносил ее издалека.
– Ночью шел тихий дождик, но утром погода разгулялась.
– Жара днем невыносимая, ночью также не было прохлады.
8. Творческая работа. Конструирование предложений.(Слайд №8)
– Составить СПП предложения с общим второстепенным членом предложения.
1) Когда это бывает?
Ласточки летают низко. Рыба не клюет.
(Перед ненастьем…)
2) Где это можно увидеть?
Тигры послушны. Слоны легки. ( На арене цирка…)
3) Когда это случается?
Обязательно зуб заноет. Рука разболится.
(Перед контрольной…)
9. Исследовательское работа:
употребление ССП в разных стилях речи.Индивидуальное задание. (Сообщения учеников)
- С.С.П. наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-чувственной картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые.
- Пример художественного стиля.
Перед вечером
Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыба в воде. (М.Пришвин)
– действие происходит одновременно, создается образная картина.
- Пример публицистического стиля.
Петербург
С Петербургом связана целая эпоха в истории России. Здесь был оплот самодержавия, и здесь же созрели силы освобождения. Здесь был очаг мракобесия, стремящегося подавить все живое, и здесь же, ему наперекор, росла великая русская культура. Здесь развился капитализм и родил себе могильщика – пролетариат.
– В публицистике ССП используются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, и для сопоставления и противопоставления явлений действительности, раскрытия ее противоречий, изменений.
- Пример разговорного стиля.
Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет.
Близок локоть, да не укусишь.
Ты по-осторожней, Петька, а то ведь у меня кипяток под рукой. Смастерил он табуретку, сбил ее он кое-как, но зато покрасил клетку, но зато сверкает лак.
– В разговорной речи употребляются реже, в основном противительные союзы, действия и явления противопоставляются.
10. Подведение итогов. Тестирование.
(См. приложение 1)1) Отметьте предложения, где перед союзом И нужна запятая:
а) Север дышит ветром ночи и колышет траву.
б) После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.
в) Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком.
2) Какое из утверждений неверно?
а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные
б) Если есть общий второстепенный член, запятая не ставится.
в) Простые предложения в составе сложносочиненного связаны только интонацией.
г) Части ССП равноправны.
3) Отметьте ССП, где нужно поставить тире.
а) Ночью печально и широко шумело море и было холодно.
б) Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо.
в) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.
4) Отметить союзы в предложениях ( 1 ряд– соединительный, 2 ряд– разделительный, 3 ряд– противительный)
а) Дождь льет уже второй день, однако мы не теряем надежды на скорое отплытие.
б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки.
в) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук.
11. Домашнее задание
1) № 69 (выписать только сложные предложения)
2) или выписать 9 предложений из художественной литературы с различными сочинительными союзами.