Информационные технологии на уроках русского языка. Урок-обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: закрепить знания о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП, отработка умения различать простые предложения с однородными членами и ССП, повторить группы сочинительных союзов, формировать умение использовать полученные знания при подготовке к ЕГЭ.

Ход урока

1. Орфографическая работа.

(Слайд №1) Цель – повторить правописание чередующихся гласных в корне слова

Собирательный, чуть пригорело, расположились, озаренный радостью, блистающий, растительность, расстилается, пробирается, вскочить, запереться, вытирать, предполагать,выжигать, выращенный, прикасаться,

2. Тестовые задания к ЕГЭ А–15 – правописание гласных (слайд №2)

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) увл…каясь, подп…рать, выч…сление
2) бл…городство, распол…гающий, препод…ватель
3) выб…раясь, обл…нился, зап…рать
4) нач…нать, просв…щение, г…рой.

3. Синтаксический разбор предложения сложного предложения

Легкий ветерок шевелил выгоревшую траву, а из-под оврага поднимался растущий туман.

4. Повторение теоретического материала (Схемы. Слайд №3)

Опорные таблицы

Сочинительные союзы

соединительные противительные разделительные
И
Да(= И)
Не только..,но и
Также
Тоже
И…и…
Ни…ни...
Как…так и
А
Да ( =но)
Но
Зато
Однако
Однако же
Все же
Же
Или
Или…или
Либо…либо
То…– то
То ли…то ли
Не то…не то

Группы сложносочиненных предложений

с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами
Одновременные или следующие друг за другом явления.

Ни ветер бушует над бором, ни с гор побежали ручьи

Чередование или выбор явлений.

Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.

Противопоставление явлений.

Ураган прошел, однако связи с городом еще не было.

– Какие предложения называются сложными?

– Какие предложения называются ССП?

– На какие группы делятся сочинительные союзы?

5. Тренировочное упражнение: выписать ССП, объяснить знаки препинания. (Слайд №4)

С крыш дружно капало, и посиневший снег под окошком был изрыт капелью.

Шел густой мокроватый снег, и было тепло.

Ночью пошел теплый росяной дождик и моросил до утра.

Утро рождалось опять в тумане и потом разгорелось во всем великолепии.

6. Примениение полученных знаний. Выполнение заданий в формате ЕГЭ – А-22 (Слайд № 5)

Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.

1) Сложное предложение, перед И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, запятая нужна.

7. Творческая работа. Конструирование предложений. (Слайд №6)

– Соединить простые предложения подходящими по смыслу сочинительными союзами:

ни-ни, да, тоже, также, не то – не то. Расставить знаки препинания.

  1. Было тихо. Вороны не каркали, чайки не летали.
  2. Только шептались прибрежные камыши. Мерно плескались у берега волны.
  3. Пароходик был маленьким, миниатюрным. Каюты и мебель в нем были миниатюрными.
  4. Было раннее утро. Наступал уже вечер.

8. Тренировочное упражнение: повторение сочинительных союзов.

Разделите предложения на 3 группы в зависимости от союзов. (Слайд № 7)

– То ли калитка стукнула, то ли мне показалось.

– Дом стоял во дворе, за домом был сад с цветником.

– Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.

– Из лесу доносится протяжный крик птицы или раздается чей-то голос.

– Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.

– Пел в садах малиновых соловей, да шумели листьями в рощах тополя.

– Песня то замирала за курганами, то, чудилось, ветер приносил ее издалека.

– Ночью шел тихий дождик, но утром погода разгулялась.

– Жара днем невыносимая, ночью также не было прохлады.

8. Творческая работа. Конструирование предложений.(Слайд №8)

– Составить СПП предложения с общим второстепенным членом предложения.

1) Когда это бывает?

Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

(Перед ненастьем…)

2) Где это можно увидеть?

Тигры послушны. Слоны легки. ( На арене цирка…)

3) Когда это случается?

Обязательно зуб заноет. Рука разболится.

(Перед контрольной…)

9. Исследовательское работа: употребление ССП в разных стилях речи.

Индивидуальное задание. (Сообщения учеников)

  • С.С.П. наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-чувственной картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые.
  • Пример художественного стиля.

Перед вечером

Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыба в воде. (М.Пришвин)

– действие происходит одновременно, создается образная картина.

  • Пример публицистического стиля.

Петербург

С Петербургом связана целая эпоха в истории России. Здесь был оплот самодержавия, и здесь же созрели силы освобождения. Здесь был очаг мракобесия, стремящегося подавить все живое, и здесь же, ему наперекор, росла великая русская культура. Здесь развился капитализм и родил себе могильщика – пролетариат.

– В публицистике ССП используются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, и для сопоставления и противопоставления явлений действительности, раскрытия ее противоречий, изменений.

  • Пример разговорного стиля.

Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет.

Близок локоть, да не укусишь.

Ты по-осторожней, Петька, а то ведь у меня кипяток под рукой. Смастерил он табуретку, сбил ее он кое-как, но зато покрасил клетку, но зато сверкает лак.

– В разговорной речи употребляются реже, в основном противительные союзы, действия и явления противопоставляются.

10. Подведение итогов. Тестирование. (См. приложение 1)

1) Отметьте предложения, где перед союзом И нужна запятая:

а) Север дышит ветром ночи и колышет траву.
б) После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.
в) Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком.

2) Какое из утверждений неверно?

а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные
б) Если есть общий второстепенный член, запятая не ставится.
в) Простые предложения в составе сложносочиненного связаны только интонацией.
г) Части ССП равноправны.

3) Отметьте ССП, где нужно поставить тире.

а) Ночью печально и широко шумело море и было холодно.
б) Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо.
в) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4) Отметить союзы в предложениях ( 1 ряд– соединительный, 2 ряд– разделительный, 3 ряд– противительный)

а) Дождь льет уже второй день, однако мы не теряем надежды на скорое отплытие.
б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки.
в) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук.

11. Домашнее задание

1) № 69 (выписать только сложные предложения)
2) или выписать 9 предложений из художественной литературы с различными сочинительными союзами.