Возможности применения системно-деятельностного подхода на уроках математики в основной школе

Разделы: Математика


В последнее время отмечается все больший интерес к проблемам математического образования. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знания. Люди самых различных профессий должны обладать высокой математической культурой. И это делает математику ведущим предметом в общеобразовательной школе, обязывает учителя этого предмета дать прочные и глубокие знания, всемерно развивать способности учащихся.

На данный момент существуют различные авторские методики преподавания математики. Так, одной из самой распространенной является методика Людмилы Георгиевны Петерсон, которая предназначена для учащихся начальных классов и в целом ориентирована на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Методика разработана на основе следующих групп принципов:

  • личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности);
  • культурно-ориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);
  • деятельностно-ориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика – зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Учитель предлагает ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск. “Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки успешными, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни”, – говорила Людмила Георгиевна Петерсон в одном из интервью.

Обучение ведется на основе интегративной технологии деятельностного подхода, способствующей формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом (обществом). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Все выше сказанное актуально и для учащихся основной школы. Нами была разработана и проведена серия уроков по алгебре в 7 классе по данной методике. Одни из таких уроков, урок введения нового знания по теме “Умножение одночлена на многочлен”, хотелось бы представить.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме “Умножение одночлена на многочлен” на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме “Многочлены” за счет включения в нее новых элементов: умножение одночленов на многочлен.

Программное обеспечение урока: программа MicrosoftPowerPoint.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация,
  • карточки с заданиями,
  • карточки оценки работы на уроке,
  • карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

  • словесные методы (беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация презентации),
  • проблемно-поисковый,
  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • групповая,
  • коллективная (фронтальная),
  • индивидуальная.

Структура урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности (1-2 мин).
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
  3. Этап постановки учебной задачи (4-5 мин).
  4. Этап “открытия” учащимися нового знания (7-8 мин).
  5. Этап первичного закрепления (4-5 мин).
  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
  7. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин).
  8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).

Перечень универсальных учебныхдействий:

  • личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), – регулятивные (Р).

Ход урока

Название и ориентировочные временные рамки

Цель

Опорный сигнал прохождения этапа

Краткое описание этапа урока

Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах

1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. (1-2 мин) Для учителя: – создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); -установление тематических рамок (“могу”). Для учащихся: – включение в учебную деятельность.

“хочу” + “могу”

Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. В это время происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). – самоопределение (Л);
– смыслообразование(Л);
– внутренняя позиция школьника (Л);
– учебно-познавательная мотивация (Л);
– планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин) Для учителя: – актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; – актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; – мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: – фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Актуализация
+
затруднение в индивидуальной деятельности

 

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия – мотивационная основа учебной деятельности (Л);
– смыслообразование (Л);
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
– структурирование знаний (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);
– достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
3. Постановка учебной задачи (4-5 мин) Для учителя: – создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: – выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Где и почему?
(возникло затруднение)

Что сделать?
(для преодоления затруднения)

Цель урока

Тема урока

На этом этапе учащиеся – восстанавливают выполненные операции и зафиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, ? где возникло затруднение; – соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и зафиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий: – ставят цель, согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога. – учебно-познавательный интерес (Л);
– смыслообразование (Л);
– волевая саморегуляция (Р);
– подведение под понятие (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– определение основной и второстепенной информации (П);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– постановка познавательной цели (П);
4. “Открытие” учащимися нового знания. (7-8 мин) Для учащихся: – выбор способа решения учебной задачи; – выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: – фиксирование в речи и знаково нового способа действий.

Как?
(построить новый способ действия)
Виды “открытий”:
правило>алгоритм.

На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Выбранный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения – самоопределение (Л);
– познавательная инициатива (Р);
– планирование, прогнозирование (Р);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– построение речевых высказываний (П);
– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
– определение основной и второстепенной информации (П);
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
5. Первичное закрепление. (4-5 мин) Для учителя: – создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: – усвоение нового способа действий.

Внешняя речь

На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах)решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. – контроль (Р);
– коррекция (Р);
– использование общих приемов решения задач (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
– построение речевых высказываний (П);
– планирование учебного сотрудничества (К)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин) Для учителя: создание условий для интериоризации(переход извне внутрь) нового способа действий; – создание ситуации успеха. Для учащихся: – индивидуальная рефлексия достижения цели.

Самоконтроль и самооценка
(усвоение)
+
переживание ситуации успеха

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
– анализ, сравнение (П);
– самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
– использование знаково-символических средств (П);
– волевая саморегуляция (Р);
– познавательная инициатива (Р);
– использование общих приемов решения задач (П);
– осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
– рефлексия способов и условий действия (П);
– самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
7. Включение в систему знаний и повторение.

(7-8 мин)

Для учителя: – создание условий для включения “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для учащихся: – включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Применение

(нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)

На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбирались задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. – анализ, синтез, сравнение (П);
– поиск и выделение необходимой информации (П);
– моделирование, преобразование модели (П);
– умение структурировать знания (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
– использование общих приемов решения задач (П);
– построение речевых высказываний (П);
– подведение под понятие (П);
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– постановка вопросов (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– управление поведением партнера (К)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин) Для учителя: – создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся: – самооценка результатов деятельности; – осознание метода построения, границ применения нового знания.

Соотнесение цели и результатов деятельности
+
самооценка

(результатов деятельности)

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. – внутренняя позиция школьника (Л);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– рефлексия способов и условий действия (П);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Подробный конспект урока (смотри Приложение 1).

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг деятельностных способностей.

Кроме того, предложенная технология носит интегративный характер: в ней сочетаются идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-8 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности (“коллизии”), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования.

Приложение 2

Приложение 3

Литература

  1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
  2. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
  4. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
  5. Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/