Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ч] и [щ] в словах"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (820 кБ)


Цели занятия:

  • научить детей различать звуки Ч и Щ в словах
  • Развивать умение анализировать
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля

Оборудование: макет карты, предметные картинки со звуками Ч и Щ, для показа презентации: проектор, экран, компьютер

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня на занятии мы продолжим различать два звука, и для этого отправимся в путешествие. Какие звуки мы будем различать, вы скажете сами в ходе занятия. Прежде чем отправиться в путь, мы должны подготовиться к путешествию.

В пути вы должны всё хорошо видеть, для этого мы сделаем гимнастику для глаз (таблица).

В пути вам необходимо внимательно слушать и замечать всё, что происходит вокруг. Сделаем фонематическую зарядку:

Внимательно прослушайте пары слов и назовите, какими звуками различаются слова:

бочка – почка игра – икра жар – шар
корка – горка быль – пыль уточка – удочка
крыша – крыса коза – коса башня – пашня

Чтобы не устать и преодолеть все препятствия на пути, сделаем дыхательную гимнастику (комплекс 2)

2. Введение в тему.

Отправимся мы с вами в страшную тёмную пещеру. А кто там живет, вы скажете, если прочитаете послание, которое лежит у каждого на партах (слайд 4).

Живёт в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище,
Охраняет своё жилище.
Пробираться надо всех тише.

(чтение учащимися послания сначала про себя, потом вслух)

  • Кто живет в пещере? (чудовище)
  • Какие два близкие по звучанию звука встретились в этом слове? (ч, щ)

Именно над этими двумя звуками мы и будем работать на занятии.

3. Осмысление материала.

1. Артикуляция и сравнительная характеристика звуков

- Почему надо различать звуки Ч и Щ?

Чем похоже и чем различаются эти звуки?

Чудовище живет в пещере, и, чтобы добраться до неё, у нас есть карта, на которой указан путь и то, что встретится на этом пути (на доске (на слайде5) карта с изображением непроходимого леса, топкого болота и высоких гор).

В лесу мы можем заблудиться, в болоте – утонуть, а с горы – упасть. Чтобы преодолеть все эти препятствия, мы должны очень хорошо различать звуки Ч и Щ.

2. Развитие фонематического восприятия. Проговаривание слов с выделением заданных звуков.

Первое препятствие на пути – “Дремучий лес” (слайды 6-7).

Чтобы не заблудиться в этом лесу, необходимо все предметы, которые вам встретятся, разделить на две группы. Выберите и назовите сначала все предметы, в названии которых есть звук Ч, а потом все предметы, в названии которых есть звук Щ.

Предметы: часы, бочка, свечка, кощей, сокровище, лисички, кузнечик, ящерица, ключи, бабочки, клещ, свечка

Записать в тетрадь все предметы, которые запомнили. Прочитайте, что написали.

Второе препятствие – “Топкое болото” (слайды 8-9).

В болоте можно утонуть, если встанешь на опасное место. Мы будем прыгать по кочкам. На каждой кочке написано слово с пропущенной буквой. Если вы правильно вставите букву и назовёте слово, кочка вас удержит. Если не правильно, кочка вас не удержит и вы утоните ( на слайде ( или полу) нарисованы круги-кочки со словами:

Записать в тетрадь все предметы, которые запомнили.

Прочитайте, что написали.

3. Развитие звукового анализа и синтеза.

Третье препятствие – “Высокие горы” (слайд 10-11).

Только с помощью крепкой цепи можно забраться на гору. У нас есть такая цепь, только некоторые звенья пропущены. Чтобы восстановить цепь, вам необходимо выбрать названия предметов, которые начинаются на последний звук предыдущего слова, а заканчивается на первый звук следующего слова.

Картинки: щука, щенок, мочалка, мяч, овощи, очки

4. Развитие лексико-грамматического строя.

Вот мы и у самой пещеры. Путь преграждает огромный камень (слайд 12-13), который с места не сдвинуть. А на камне какая-то надпись. Расшифруете, что на камне написано, зайдёте в пещеру (восстановить предложения, чтобы они стали понятны)

В лесу щебет птицы:

В роще песня чижи, крик галчата, писк скворчата.

Птицы хлопоты у своих гнёзд.

Так они встреча весну.

Зашли в пещеру (слайд 14) (раздаётся непонятный звук).

А что нас ждет в этой пещере, вы узнаете на следующем занятии, так как время нашего путешествия закончилось. Дальше продолжить путь смогут только те ребята, которые смогли справиться со всеми заданиями без ошибок. Мы сейчас проверим, кто на следующем задании отправиться со мной в пещеру.

- Назовите сначала все сова, которые вы сегодня написали с буквой Ч, потом все слова, которые вы написали с буквой Щ.

А кто сделал ошибки, но хочет на следующем занятии продолжить путешествие, я вам дам карточки с заданием, чтобы вы дома потренировались.

4. Рефлексия

  • Кто нас ждёт в пещере? (чудовище)
  • Какие два звука учились сегодня различать (Ч и Щ)
  • Какие слова запомнили со звуком Ч, со звуком Щ?
  • Как мы сегодня работали на уроке? (проходили препятствия)
  • Какие препятствия и для чего вы проходили? (дремучий лес - для нахождения слов с звуками Щ и Ч, болото - для поиска пропущенного звука Ч и Щ, высокие горы - для подбора слова на звук Ч или Щ)
  • Для чего вам необходимо знание звуком Ч и Щ? (чтобы правильно писать слова с этими буквами)