Урок географии по теме "Особенности природы Африки". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой. Для сохранения и повышения уровня здоровья учащихся использую на уроках здоровье сберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Выделяют три основные группы здоровье сберегающих технологий:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Цель здоровьесберегающих технологий: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Для реализации цели поставлены задачи:

  1. Анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки.
  2. Определение соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями школьников в ее усвоении.
  3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности.
  4. Переведение традиционной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний, что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;
  5. Реализация научной организации учебного труда.
  6. Создание максимально возможных санитарно- гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровье сберегающей технологии.

Структурными элементами здоровьесберегающей технологии являются составляющие:

  1. Информационная - это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
  2. Инструментальная – К ней относится материальная база: оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
  3. Социальная (кадры) - Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Актуальность использования и применения здоровьесберегающих технологий:

  1. Положительное влияние на умственные способности детей, их любознательность, коммуникабельность, на хорошее физическое самочувствие.
  2. Развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, мотивации к учебной деятельности.
  3. Создание здорового, продуктивного для развития, учебы, творчества психологического климата на уроках.
  4. Применение здоровьесберегающих технологий способствует социальной адаптации учащихся.

На уроках здоровьесберегающей технологии должны обязательно присутствовать три вида активности школьника:

  • Физическая - смена рабочего места, смена видов деятельности; смена рабочей позы, физкультминутки, цветотерапия, музотерапия.
  • Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, ведение диалога, диспута и т.д.
  • Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, самостоятельное решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта, новые формы организации труда и т.д.
  • Методологической основой здоровьесберегающей технологии выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.

Используя здоровьесберегающие технологии на своих уроках, я использую принципы взаимодействия: интеграция всех сил на развитие физического, духовно-нравственного и психического здоровья школьника; гуманизация (усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями); дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося; демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся; научная организация учебного процесса (внедрение современных педагогических технологий).

Реализация здоровьесберегающих технологий сопровождается мною использованием современных педагогических технологий, направленных на развитие познавательной деятельности, умений, навыков, сохранение здоровья школьников: модульной, проектной деятельности, коллективной творческой деятельности.

Урок «Особенности природы Африки» разработан с учетом требований и принципов здоровьесберегающей технологии: принцип двигательной активности; принцип психологической комфортности; принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности); физическое воспитание школьников. Создание психологического комфорта, используя музыку, позволило установить доброжелательные отношения. Смена видов деятельности, сопровождаемая показом презентации, организует высокую работоспособность детей. Физкультминутка под музыку сняла появляющееся напряжение. Чередование индивидуальной и групповой работы позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся. Использование разнообразных методов и форм работы на уроке позволяет урок сделать интересным и дает возможность сохранить здоровье детей.

Цели урока:

  • Образовательная цель: основываясь на базовых знаниях познакомиться с уникальными географическими особенностями природы материка Африка, умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная цель: повышение географической культуры учащихся, содействие формированию коммуникативной компетенции обучающихся, толерантности, взаимосотрудничества.
  • Развивающая цель: развитие устной монологической речи, диалога, внимания, памяти, географического мышления, пространственного представления, познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок формирования новых знаний с учетом имеющихся знаний.

Методы: диалог, деловая игра «пресс-конференция», самооценка и взаимооценка, составление синквейна, тест.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: настенные карты «Физическая Африки», «Физическая мира», атласы, компьютерная презентация по теме, экран, проектор, лист самооценки, рабочий блокнот обучающихся, тестовые задания, музыка.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Использование ИКТ

Оргмомент.

Звучит песня из к/ф «Красная шапочка».

Приветсвие.

Обсуждение темы и цели урока.

Приветствие.

Отвечают на вопрос о месте путешествия.

Для чего будут путешествовать

Слайд 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Проверка домашнего задания.

Заполните бланк, вставляя пропущенные слова в тексте.

Обучающиеся заполняют бланк и восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова.

Слайд 6.

Изучение нового материала.

Сегодня мы совершим заочное путешествие вместе с представителями экспедиционного отряда на пресс-конференции.

Специалисты экспедиционного отряда занимают места в конференц-зале.

Слайд 7

Выступление физикогеографа.

Предоставляет слово для рассказа о географическом положении Африки.

Монологический рассказ учащегося .

Учащиеся оценивают рассказ по рабочему блокноту, находят объекты вместе с выступающим на карте атласа.

Слайды 8-10.

Выступление историка.

Предоставляет слово для рассказа историку.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту.

Слайд 11-16.

Выступление геолога.

Предоставляет слово для рассказа геоглогу.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа.

Слайды 17-20.

Выступление климатолога.

Предоставляет слово для рассказа климатологу.

Монологический рассказ учащегося.

Оценивание выступления по рабочему блокноту, использование карт атласа.

Слайд 21,22

Выступление гидролога.

Предоставляет слово для рассказа гидрологу.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту.

Слайды 23-29.

Выступление биолога.

Предоставляет слово для рассказа биологу.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту.

Слайды 30-39.

Выступление зоологу.

Предоставляет слово для рассказа зоологу.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту.

Слайды 40-43.

Выступление эколога.

Предоставляет слово для рассказа экологу.

Монологический рассказ учащегося.

Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту.

Слайды 44-45.

Перерыв в работе: физкультминутка.

Учитель проводит физкультминутку под музыкальное сопровождение.

Обучающиеся выполняют физкультминутку вместе с учителем.

Слайд 46.

Обобщение и закрепление знаний.

Составление синквейна в группах.

Организация мини-групп и объяснение выполнения задания.

Работа в группах составление синквейна «Природа Африки».

Слайд 47.

Подведение итогов работы.

Организует индивидуальную работу по выполнению теста «Природа Африки».

Учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам.

Слайд 48.

Самопроверка теста.

Учитель организует самопроверку теста, обращает внимание на критерии оценивания.

Учащиеся проверяют тест, оценивают свою работу.

Слайд 49.

Домашнее задание.

Учитель комментирует и уточняет творческое - дифференцированное задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 50.

Рефлексия.

Учитель просит обучающихся оценить свою работу на уроке, используя цветные карточки.

Учащиеся выбирают карточку для рефлексии и сдают учителю.

Слайд 51,52.

Музыкальный ряд