Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой. Для сохранения и повышения уровня здоровья учащихся использую на уроках здоровье сберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Выделяют три основные группы здоровье сберегающих технологий:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Цель здоровьесберегающих технологий: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Для реализации цели поставлены задачи:
- Анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки.
- Определение соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями школьников в ее усвоении.
- Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности.
- Переведение традиционной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний, что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;
- Реализация научной организации учебного труда.
- Создание максимально возможных санитарно- гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровье сберегающей технологии.
Структурными элементами здоровьесберегающей технологии являются составляющие:
- Информационная - это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
- Инструментальная – К ней относится материальная база: оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
- Социальная (кадры) - Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Актуальность использования и применения здоровьесберегающих технологий:
- Положительное влияние на умственные способности детей, их любознательность, коммуникабельность, на хорошее физическое самочувствие.
- Развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, мотивации к учебной деятельности.
- Создание здорового, продуктивного для развития, учебы, творчества психологического климата на уроках.
- Применение здоровьесберегающих технологий способствует социальной адаптации учащихся.
На уроках здоровьесберегающей технологии должны обязательно присутствовать три вида активности школьника:
- Физическая - смена рабочего места, смена видов деятельности; смена рабочей позы, физкультминутки, цветотерапия, музотерапия.
- Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, ведение диалога, диспута и т.д.
- Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, самостоятельное решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта, новые формы организации труда и т.д.
- Методологической основой здоровьесберегающей технологии выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Используя здоровьесберегающие технологии на своих уроках, я использую принципы взаимодействия: интеграция всех сил на развитие физического, духовно-нравственного и психического здоровья школьника; гуманизация (усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями); дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося; демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся; научная организация учебного процесса (внедрение современных педагогических технологий).
Реализация здоровьесберегающих технологий сопровождается мною использованием современных педагогических технологий, направленных на развитие познавательной деятельности, умений, навыков, сохранение здоровья школьников: модульной, проектной деятельности, коллективной творческой деятельности.
Урок «Особенности природы Африки» разработан с учетом требований и принципов здоровьесберегающей технологии: принцип двигательной активности; принцип психологической комфортности; принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности); физическое воспитание школьников. Создание психологического комфорта, используя музыку, позволило установить доброжелательные отношения. Смена видов деятельности, сопровождаемая показом презентации, организует высокую работоспособность детей. Физкультминутка под музыку сняла появляющееся напряжение. Чередование индивидуальной и групповой работы позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся. Использование разнообразных методов и форм работы на уроке позволяет урок сделать интересным и дает возможность сохранить здоровье детей.
Цели урока:
- Образовательная цель: основываясь на базовых знаниях познакомиться с уникальными географическими особенностями природы материка Африка, умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательная цель: повышение географической культуры учащихся, содействие формированию коммуникативной компетенции обучающихся, толерантности, взаимосотрудничества.
- Развивающая цель: развитие устной монологической речи, диалога, внимания, памяти, географического мышления, пространственного представления, познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок формирования новых знаний с учетом имеющихся знаний.
Методы: диалог, деловая игра «пресс-конференция», самооценка и взаимооценка, составление синквейна, тест.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: настенные карты «Физическая Африки», «Физическая мира», атласы, компьютерная презентация по теме, экран, проектор, лист самооценки, рабочий блокнот обучающихся, тестовые задания, музыка.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Использование ИКТ |
Оргмомент. |
Звучит песня из к/ф «Красная шапочка». Приветсвие. Обсуждение темы и цели урока. |
Приветствие. Отвечают на вопрос о месте путешествия. Для чего будут путешествовать |
Слайд 1, 2, 3, 4, 5, 6. |
Проверка домашнего задания. |
Заполните бланк, вставляя пропущенные слова в тексте. |
Обучающиеся заполняют бланк и восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова. |
Слайд 6. |
Изучение нового материала. |
Сегодня мы совершим заочное путешествие вместе с представителями экспедиционного отряда на пресс-конференции. |
Специалисты экспедиционного отряда занимают места в конференц-зале. |
Слайд 7 |
Выступление физикогеографа. |
Предоставляет слово для рассказа о географическом положении Африки. |
Монологический рассказ учащегося . Учащиеся оценивают рассказ по рабочему блокноту, находят объекты вместе с выступающим на карте атласа. |
Слайды 8-10. |
Выступление историка. |
Предоставляет слово для рассказа историку. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. |
Слайд 11-16. |
Выступление геолога. |
Предоставляет слово для рассказа геоглогу. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа. |
Слайды 17-20. |
Выступление климатолога. |
Предоставляет слово для рассказа климатологу. |
Монологический рассказ учащегося. Оценивание выступления по рабочему блокноту, использование карт атласа. |
Слайд 21,22 |
Выступление гидролога. |
Предоставляет слово для рассказа гидрологу. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. |
Слайды 23-29. |
Выступление биолога. |
Предоставляет слово для рассказа биологу. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. |
Слайды 30-39. |
Выступление зоологу. |
Предоставляет слово для рассказа зоологу. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. |
Слайды 40-43. |
Выступление эколога. |
Предоставляет слово для рассказа экологу. |
Монологический рассказ учащегося. Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. |
Слайды 44-45. |
Перерыв в работе: физкультминутка. |
Учитель проводит физкультминутку под музыкальное сопровождение. |
Обучающиеся выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
Слайд 46. |
Обобщение и закрепление знаний. Составление синквейна в группах. |
Организация мини-групп и объяснение выполнения задания. |
Работа в группах составление синквейна «Природа Африки». |
Слайд 47. |
Подведение итогов работы. |
Организует индивидуальную работу по выполнению теста «Природа Африки». |
Учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам. |
Слайд 48. |
Самопроверка теста. |
Учитель организует самопроверку теста, обращает внимание на критерии оценивания. |
Учащиеся проверяют тест, оценивают свою работу. |
Слайд 49. |
Домашнее задание. |
Учитель комментирует и уточняет творческое - дифференцированное задание. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Слайд 50. |
Рефлексия. |
Учитель просит обучающихся оценить свою работу на уроке, используя цветные карточки. |
Учащиеся выбирают карточку для рефлексии и сдают учителю. |
Слайд 51,52. |