Введение.
В соответствии с новыми ФГОСТ по информатике мы отвели в программе 12 часов на изучение тем связанных с Internet.
Так как подавляющее большинство студентов умеют пользоваться каким-либо браузером, осуществлять поиск информации в сети и пользоваться электронной почтой и другими средствами коммуникации, то уроки мы решили посвятить в основном изучению HTML, чтобы дать учащимся представление о том, как создаются сайты. Кроме того у нас в основном творческие специальности, и студенты имеют возможность проявить свои способности при создании web-страничек.
Первые же два урока раздела мы посвятили изучению истории создания Internet и терминам и понятиям, связанным с сетью. Уроки в колледже проводятся парами, таки образом первую пару уроков мы проводим в форме лекции, студенты пишут конспект, который затем проверяется и оценивается.
Презентация.
К лекции была составлена презентация, которая содержит информацию для записи в конспект, что позволяет не повторять несколько раз текст для диктовки, кроме того в презентации содержатся фотографии людей, внесших вклад в создание и развитие Internet, рисунки и анимация, позволяющие лучше понять принцип работы сети.
Для урока была выбрана самая, на мой взгляд, правдоподобная версия истории создания Интернет, берущая свое начало с 1957 года - года создания в СССР искусственного спутника земли.
Вот начало этой истории: «В 1949 г. в СССР успешно испытали первую атомную бомбу. В 1952 г. также успешно была испытана водородная бомба. В 1956 г. военные в США впервые заговорили о необходимости разработки системы защиты от ядерного оружия, но на тот момент эти рассуждения остались без внимания.
В 1957 г. в СССР был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Американцы поняли: теперь в СССР есть, чем доставить бомбу им на голову. В результате в 1958 г. руководством США было принято решение о создании глобальной системы раннего оповещения о пусках ракет. Сегодня такие системы строят на базе спутников, вращающихся на полярных орбитах, а тогда оставалось только развернуть сеть наземных станций на вероятных маршрутах подлета ракет.
Из закона всемирного тяготения следует, что плоскость траектории баллистических ракет расположена так, что проходит через точку старта, точку цели и обязательно через центр земного шара. Если мысленно рассечь глобус такой плоскостью, то станет понятно, что Америка ожидала советские ракеты со стороны Северного Ледовитого океана. Вот на этих безлюдных просторах и пришлось создавать систему раннего оповещения. Так в конце 1950-х годов началась разработка системы NORAD (North American Aerospace Defence Command). Предотвратить атаку она, конечно, не могла, но могла дать примерно пятнадцать минут на то, чтобы укрыться в подземных убежищах.
Система NORAD получилась громадной. Ее станции протянулись от Аляски до Гренландии через весь север Канады. Сразу же появилась новая проблема: как обрабатывать результаты наблюдения воздушных объектов, ведь летают на Севере не только ракеты; как согласовать действия многочисленных станций, как выделить из множества сигналов те, которые представляют угрозу, и как привести в действие систему оповещения. Все это могут делать люди, но людям на согласование решений нужны часы, а здесь счет шел уже на секунды. Эту огромную систему нужно было подключить к компьютерам, а компьютеры объединить в единую разветвленную сеть. Стоимость создания системы NORAD исчислялась десятками миллиардов долларов. В рамках такого бюджета действительно нашлись те несколько миллиардов, которые были использованы для создания глобальной компьютерной сети, обрабатывающей информацию со станций слежения.»
При изложении истории презентация служит очень удобным опорным конспектом, естественно, к каждому слайду предполагается более развернутый комментарий. Пока студенты записывают текст со слайда 3, можно рассказать, например: «в США началось «погружение под землю». Были построены громадные и разветвленные подземные убежища в Вашингтоне, а в Колорадо Спрингс (Скалистые горы), началось «погружение под землю» командного центра NORAD. Так к 1964 г. в недрах горы Шайенн возник целый город в три этажа. Из разных «углов» страны к нему были протянуты компьютерные и другие линии связи, соединившие центр управления NORAD со станциями слежения, рабочими постами и правительственными органами.»
«Первая очередь системы NORAD была завершена в мае 1964 г., но к тому времени у СССР уже были ядерные заряды мощностью 50 мегатонн. Несмотря на то, что гора, в которой был размещен центр управления, отбиралась по «бомбоустойчивости» очень тщательно, стало ясно, что и она не спасет от столь мощных бомб. А при выходе из строя центра управления (в те годы) выходила из строя и вся глобальная система. В итоге, вся многомиллиардная эпопея с разработкой и строительством подземного центра управления оказалась бесполезной. Поэтому во второй половине 60-х годов перед Пентагоном встала проблема разработки такой архитектуры глобальной Сети, которая не выходила бы из строя даже в случае поражения одного или нескольких узлов.»
Во время показа слайда 13, можно рассказать: «Первое сообщение которое было отправлено – “LOG”. Почему? Пользователь пытался напечатать “LOGIN”, но из-за огромной перегрузки данными на букве G, сеть упала.»
В ходе рассказа о создании сети, знакомим студентов с основными терминами: протоколы TCP/IP, браузер, провайдер, www-технология, HTML и т.д. Картинки и анимация помогают лучше понять, как работает сеть, в чем преимущество протокола TCP/IP.
Так на портале «Итернет и компьютер» (www.ofnet.ru/osnovy-interneta/tcpip.html) я нашла интересное и доходчивое объяснение, как работает протокол TCP/IP. Автор приводит аналогию с обычной почтой, как мы пишем адрес на конверте, как через череду почтовых отделений конверт доставляется адресату, так и пакеты в интернете доставляются по IP адресу, с помощью транспортного протокола TCP. Слайды 15 и 16 наглядно иллюстрируют эту аналогию.
Слайд 17, за счет использования анимации, помогает понять, как пакет может быть доставлен различными путями. Если один из узлов уничтожен или просто выключен, то это никак не скажется на работе сети в целом, таким образом, военное ведомство США получило систему, которая стабильно работает даже при уничтожении одного из узлов.
Слайды, на которых размещены определения (гипертекст, браузер, провайдер…) сделаны таким образом, что после появления термина, само определение появляется только по щелчку мыши, что позволяет дать студентам возможность самим определить значение слова.
В конце презентации представлено несколько интересных фактов, связанных с Internet, их можно обновлять ежегодно, ведь сеть «живой» организм, постоянно меняющийся, кроме того представлены некоторые статистические данные по пользователям Internet.
Последний факт: «Человек сидящий за монитором компьютера мигает 10 раз в минуту, в то время как нормальный человек примерно в два раза чаще.» дает нам возможность лишний раз напомнить студентам о технике безопасности, о необходимости заботится о своем здоровье при работе на компьютере в учебном заведении и дома.
Если студенты пишут достаточно быстро, то в конце пары остается примерно 10 минут, в это время можно поговорить об авторском праве, об этических нормах общения в сети, и т.д.
Приятно, что информация, содержащаяся в лекции, всегда интересна детям, ежедневно пользуясь Интернетом, они редко задумываются, как работает сеть, как она создавалась, но с удовольствием слушают рассказ об этом и с интересом приступают на следующем занятии к изучению HTML.
Список Интернет ресурсов, использованных в презентации и лекции:
- ru.wikipedia.org/wiki/Интернет
- www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-of.html
- www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-neof.html
- www.ofnet.ru/osnovy-interneta/tcpip.html