Занятие направлено на:
- закрепление и расширение знаний, умений и навыков,полученных на уроках окружающего мира, технологии;
- формирование творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления, расширение кругозора;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- презентация по теме «Лепим бабочку»;
- выставка книг с изображениями бабочек;
- плакат с изображением весны;
- аппликация «Цветущий луг»;
- музыка «Звуки природы».
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!.
II. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
– Тему сегодняшнего занятия нам поможет определить кроссворд. Отгадайте следующие загадки:
-
Имя взял у кузнеца, Слайд 3 (по щелчку)
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик). -
На болоте обитает
И лягушек поедает.
(Цапля). -
На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это?
(Стрекоза). -
Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.
(Пчела). -
Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
(Комар). -
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка). -
Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает.
(Муравей). -
Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил.
(Шмель)
– Прочитайте по вертикали тему занятия (Насекомые).
– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (животные). Какое из них лишнее? Почему? (Цапля– птица). Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (шесть ног и т.д.). Слайд 4
III. Воспроизведение ранее полученных знаний.
– Природа создала неисчерпаемый источник красоты и вдохновения. Многие поэты, писатели и художники изображали насекомых в своих произведениях.
– Ребята, о каком насекомом говорят, что он порхает с цветка на цветок и украшает наши сады и огороды? (бабочки)
– Когда сходит снег, возникают первые островки сухой земли, и устанавливается тепло, наш взор начинают радовать разноцветные бабочки. Откуда они появляются?
Правильно, какие-то зимовали, спрятавшись под корой деревьев, какие-то вывелись из куколок.
Чтение стихотворения учащимися «Бабочки-капустницы» (3 человека)
Мы куколками спали,
Дремали мы, и вот
Чехольчики с нас спали
И сразу мы попали
В весенний хоровод.
Как белые клочочки
Летаем мы втроем.
Мелькают травы, кочки,
Где крылья, где листочки –
Никак не разберем.
– На свете существует много разновидностей этих необычных насекомых. Одни из них опыляют растения.
Ученица: Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод: яблоко, груша, огурец.
– Большинство бабочек имеют очень нарядный вид, разукрашенные в разные цвета крылышки.
– Каких бабочек вы знаете?
Презентация о бабочках слайды 5-20 + работа с выставкой книг
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Мы сегодня – с вами дополним нашу аппликацию «Цветущий луг» бабочками, изготовленными из пластилина.
– Из каких частей состоит тело насекомого? (голова, грудь, брюшко)
– Сколько ног у насекомого? (6)
– А сейчас вспомним правила работы в группе (слайд 22)
IV. Выполнение практической части.
(слайды 23-26)
Несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Из получившихся деталей можно составить много образов.
Чтобы сделать такую заготовку, нужно вылепить 4 пластины (размером 4-6 см на 6-10 см). Верхнюю пластину можно сделать меньше. Положить пластины одна на другую, плотно прижать и сложить пополам, как книжку.
Физминутка для глаз.
Разрезание.
Поместить проволочную петлю на 3-5 мм ниже края. Плавно потянув в сторону, провести её сквозь заготовку.
Далее из полученных деталей сделать 4 крылышка, головку, грудь и брюшко. Собрать бабочку. Слайд 27
Изготовление бабочки под музыку леса.
Итог занятия.
Каждый ребёнок сажает свою бабочку на цветок.