Урок развития речи. Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу В.Осеевой "С именем героя". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: учить детей приёмам работы над изложением, учить сокращать текст, формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Задачи: 

  • развивать наблюдательность, логическое мышление;
  • совершенствовать умение строить текст-повествование, обогащать словарь детей;
  • развивать устную и письменную речь;
  • воспитывать волю и патриотизм.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Урок начинается с просмотра видеоролика –  отрывка из фильма «Повесть о настоящем человеке».
–  Ребята, посмотрите на экран. Мне интересно, вы узнаете героя фильма?
–  Кто такой Алексей Маресьев? (Заранее провести с детьми классный час об Алексее Маресьеве)

Презентация. СЛАЙД 1 (лётчик, Герой Советского Союза. В бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку в лесу. Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь –  после ранения.)

– Кто написал повесть об этом человеке, и как она называется? (Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке») Только Алексей Маресьев послужил прототипом для повести Полевого. Поэтому в повести его фамилия Мересьев Алексей. (Учитель показывает книгу.)

Слайд 2. Книга

– Почему Маресьева по праву называют героем?
– Что помогло Маресьеву преодолеть все трудности и вернуться  в полк, к своим обязанностям, к боевым вылетам? (Вера в свои силы, желание воевать, воля к победе)
– Сегодня вы узнаете о том, как подвиг Мересьева помог двум мальчикам?
– Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Как вы это понимаете?

II. Работа над текстом

–  Положите перед собой рабочий лист 1 и прочитайте рассказ. (Приложение 1. Текст напечатан на рабочих листах учащихся.)

–  Обратите внимание на слова, значение которых вам может показаться непонятным, и подумайте, почему рассказ назван именно так. Как бы вы озаглавили этот рассказ?

Мгла –
Канун –

С именем героя

Был канун Нового года. Коля и Жора навещали в соседней деревне больного товарища. Они отнесли ему подарок.
На обратном пути в поле мальчиков застала метель. Грозно завыл вихрь. Посыпался снег. Метель залепила глаза. Морозные иглы обжигали лицо.
Мальчики потеряли дорогу. Буря свалила Жору в снег. Товарищ поднял его, но Жора опять упал. Коля пытался ему помочь, но Жора уже замерзал. Он не хотел бороться со сном и слабостью. Коля потащил друга на себе,  но вихрь сбил его в сугроб. Коле стало страшно. Их ждёт гибель.
Вдруг мальчик вспомнил отважного лётчика, который много дней полз по снегу. Сильная воля помогла герою сохранить жизнь. Коля громко закричал: «Жорка! Вставай! Вспомни Мересьева!». У Жоры дрогнули белые ресницы. Он поглядел Коле в глаза. Сильным рывком он встал на ноги. Друзья шли сквозь метель. Они видели перед собой ползущего по снегу раненого лётчика.
А из села двигались сквозь мглу живые огни фонариков. Это односельчане шли на помощь товарищам. 

(по В. Осеевой)

–  Почему рассказ так назван? С чьим именем Коля поднял ослабевшего товарища?
–  Как пример Алексея Мересьева помог мальчикам спастись от гибели?
–  Кто из двух друзей был сильнее духом?
–  В чём сказалась душевная красота Коли?
–  Как бы вы озаглавили текст?  (Не отступать и не сдаваться. Товарищи.  Друг познаётся в беде.)
–  Запишите тот заголовок, который понравился вам больше. Пользуясь памяткой работы над изл., ответьте на вопрос: «Какой это текст?» (Картинный. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, использует олицетворения.)
–  К какому жанру вы бы его отнесли? (Рассказ)

–  Прочитайте каждую часть и озаглавьте. (Коллективное озаглавливание частей и вписывание названий каждой части в таблицу. См Приложение 2)

План:

1.  В гости к товарищу.
2. Обратный путь.
3. Мальчиков ждёт гибель.
4. Имя отважного лётчика.
5. Мальчики спасены.

III. Подготовка к сжатому изложению и пересказу

–  Пользуясь памяткой работы над изл. (учебник 4 класс М.С. Соловейчик), ответьте на вопрос: « Какой это текст?» (Картинный. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, использует олицетворения.)

–  К какому жанру вы бы его отнесли? (Рассказ)

1. Прочитайте первую часть текста. Подумайте, как её можно передать одним предложением.

В соседней деревне Коля и Жора навещали больного товарища.

–  Почему важно указать, что это было в соседней деревне, далеко от дома?

2. Прочитайте вторую часть. Найдите в этой части олицетворения. (Грозно завыл вихрь. Морозные иглы обжигали лицо.) Опустим описание метели и передадим эту часть одним предложением.

На обратном пути в поле мальчиков застала метель.

3. Прочитайте. Почему мальчики потеряли дорогу? Передайте 3-4 предложениями.

Мальчики потеряли дорогу. Жора замерзал. Коля потащил друга на себе, но вихрь сбил его в сугроб. Коле стало страшно. Их ждёт гибель.

4. Прочитайте 4 часть. Эту часть мы передадим подробно. Какое слово указывает на то, что что-то произошло внезапно? Как автор называет лётчика? Каким ещё словом можно заменить? (Бесстрашный, смелый)

–  Какими словами Коля пробудил Жору? Опишите, как повёл себя Жора, когда услышал слова Коли? (Дрогнули ресницы, поглядел в глаза, сильным рывком встал на ноги)
–  Как вы понимаете  предложение «Они видели перед собой ползущего по снегу раненого лётчика»?

5. Прочитайте. Как понимаете «двигались сквозь мглу живые огни фонариков»?
Просмотрите по тексту, какие слова автор использует, называя метель, чтобы избежать повторов.  (Вихрь, метель, буря) Как называются такие слова? (Синонимы)
– Как называет мальчиков? (Друзья, товарищи, мальчики)

IV. Музыкальная физминутка под песню «Орлята учатся летать»

V. Пересказ текста с опорой на слова и план (см. Приложение 2) Слайд 3

ПЛАН

ОПОРНЫЕ СЛОВА

1. В гости к товарищу. навещали в соседней деревне
2. На обратном пути. в поле застала метель
3. Мальчиков ждёт гибель. Потеряли; замерзал; потащил на себе; но вихрь сбил; стало страшно.
4. Имя отважного лётчика. вдруг вспомнил
Коля громко закричал: «Жорка! Вставай! Вспомни Мересьева!»
Дрогнули; поглядел в глаза, сильным рывком встал.
5. Мальчики спасены. Односельчане шли на помощь.

VI. Орфографическая подготовка

–  Прочитайте второй пункт памятки. Проделайте орфографическую работу. Какие орфограммы вам встретились, на месте которых при письме вы оставите окошки и почему?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Слайд 4

н.в.щали
б.льного
з.стала
мальч.ки
лётч.к
х.тел
п.т.ряли
св.лила
п.т.щил
п.гл.дел

д.ревня
с.седний
д.рога
т.варищ?
м.тель
вдруг

Коля
Жора
Мерес?ев
друз?я

(не) хотел

сугро.
сне.
лё.чик

товарищ?
помощ?

–  На своём рабочем листе найдите слова, объединённые в группы по орфограммам. Дайте название каждой группе. Решите задачи. Обменяйтесь с соседями и проверьте работу товарища по образцу. Слайд 5
–   Кто допустил ошибки? Какие?
–  Прочитайте 4 пункт памятки. Почитайте текст и перескажите его соседу.

VII. Запись текста

На втором уроке дети пишут изложение по рабочему листку № 2, в котором дан план и опорные слова.