Урок биологии по теме "Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные. Раскрыть значение органа слуха; познакомить учащихся со  строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятие анализатор.
  • Развивающие. Продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника.
  • Воспитательные. Дать представление о причинах нарушение органа слуха, возникновение заболевание и их профилактике, разъяснить вред шума.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и метод проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, слуховой анализатор.

План урока:

I.  Актуализация

– Давайте для начала вспомним, какую тему мы изучаем на протяжении последних двух урока («Анализаторы»).
– Как устроен анализатор? (Рецептор – проводящий путь – центры коры большого мозга).
– А какие ещё анализаторы кроме зрительного вы знаете? (Обоняние, вкуса, осязания).
Каждому с детства знаком диалог из старой сказки «Красная шапочка», которую написал Шарль Перро:
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!»
– Что хотела узнать любопытная Красная шапочка?
– Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (Об органе слуха).

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

– Какая тема урока? Задачи урока? (Тема: «Слуховой анализатор»). Задачи  – (Приложение, слайд 2)

2. Рассказ учителя с элементами беседы

– Зачем нам нужны ушные раковины? (Ушные раковины нам нужны, чтобы слышать.)
– Почему пожилые люди  с пониженным слухом  прислушиваются к чему-либо?  Они приставляют ладонь к уху. (Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны). Это первая функция ушных раковин.
Звуковоспринимающий аппарат находится снаружи или внутри? Для этого необходимо вспомнить материал за 7 класс. (Внутри). Отсюда ещё одна ф-я – защитная.
Следующая функция – косметическая.  (Приложение, слайд 3)

III. Объяснение учителя при помощи создания проблемных ситуаций с попутным заполнением таблицы (Приложение, слайд 4)

Строение слухового анализатора

Отделы уха Строение Функции
Наружное ухо    
Среднее ухо    
Внутреннее ухо    

Наружное ухо. На доске слайд:  «Ухо. Слуховой анализатор». (Приложение, слайд 5)
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода,   который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять  их к среднему уху.
– Вернёмся к домашнему  опережающему заданию, необходимо было найти ответ на вопрос : «Имеет ли слово «копуша» какое-либо отношение к уху?» – рассказ учащихся. (Приложение, слайд 6).
– Для чего же необходимо чистить уши? Все мы знаем, что там скапливается сера.
– Откуда она берётся и что это такое? (В старину в русском языке словом «сера» обозначали грязь. Отсюда и пошли  слова «серный» – грязь, «серить» – пачкать. Поэтому и засохший секрет в слуховом проходе тоже стали называть «ушная сера» – ушная грязь).
– А откуда она берётся – работа с учебником (её выделяют кожные – серные  железы).
Нужно ли постоянно чистить слуховые проходы? (Нет, достаточно периодически промывать слуховые проходы мылом тёплой водой).
– Итак, давайте обратимся к рисунку на стр. 254 и определим, все ли составные части наружного уха мы перечислили и определили их функции?  (Нет, есть ещё барабанная перепонка.).

Создание проблемной ситуации № 1 (Приложение, слайд 7)

Перед вами   отрывок  из «Гамлета»  Шекспира, а именно  сцена, когда Гамлету явился призрак отца и рассказал о злодеянии

… Когда я спал в саду
В своё послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чьё действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишён короны, жизни, королевы…

Вопрос: «Прав, или не прав с точки зрения врача был Шекспир, описывая сцену отравления  Клавдием отца Гамлета».

Для ответа на это вопрос уч-ся знакомятся  с текстом учебника – наружное и среднее ухо, где ищут только информацию  про барабанную перепонку, а  также с дополнительным материалом (Приложение, слайд 8), попутно заполняя таблицу.
Предположения учащихся – не прав.
– Значит,  Шекспир ошибался? Не будем спешить с выводами и перенесемся в другую часть света…
Окунёмся в мир истории

Создание проблемной ситуации № 2 (Приложение, слайд 9)

Средняя Азия, середина 19 века, Бухарским эмиратом правил 5 эмир Насрулла Баходур, по прозвищу «мясник». Он отличался особой жестокостью. В 1855 году он захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится обитательницей его многочисленного гарема. Однажды ночью, когда эмир уснул, она подкралась, и влили ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось его спасти, но он даже умирающий, остался верен себе: приказал зарезать перед собой отца отравительницы, её братьев, всех их детей и саму дочь шаха.
Итак, Баходур был отравлен ртутью влитой ему в ухо  в 1860 году, и это не легенда, это исторический факт.
– Как же это могло быть? Ведь мы узнали, что ртуть не могла пройти через барабанную перепонку.
Видимо и у отца Гамлета, и у этого эмира в барабанной перепонке была дырка.  Откуда она могла там быть? А на этот вопрос, Вы поищите дома ответ и на следующем уроке скажите.

Создание проблемной ситуации №3 (Приложение, слайд 10)

На одном из ленинградских заводов имел место следующий случай. Один кузнец во время обеда решил отдохнуть и лёг  на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить: он забрался под станину и что было силы, ударил по ней молотком.  Шутка оказалась плачевной – кузнец оглох.
– В чём причина глухоты и каков её механизм,   каков вообще путь звуковой волны?  Для ответа на этот вопрос учащиеся работают с учебником и продолжают заполнять таблицу

IV. Работа в тетрадях: заполнение таблицы

 Для ответа на этот вопрос учащиеся работают с учебником и продолжают заполнять таблицу, где в конце должны составить  схему пути звуковой волны (Приложение, слайд 11).

Отдел уха Строение Функции
1. Наружное ухо Ушная раковина (кожа и хрящ), наружный слуховой проход, барабанная перепонка. Улавливание и преобразование звуковых колебаний.
2. Среднее ухо Полость, заполненная воздухом, содержит три слуховые косточки, имеется слуховая труба; заканчивается овальным окном. Усиливает звуковые колебания и передаёт их к овальному окну; с помощью слуховой трубы – при глотании давление в среднем ухе  становится равным атмосферному.
3. Внутреннее ухо Овальное и круглое окно, костный лабиринт (эндолимфа),  перепончатый лабиринт, орган слуха – улитка, а в ней  жидкость и рецепторы слуха – волосковые клетки. Преобразование колебаний в нервное возбуждение.

Схема пути звуковой волны:

колебания барабанной перепонки ––> слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) ––> перепонка овального окна ––> внутреннее ухо (жидкость в улитке и слуховые рецепторы) ––> слуховая зона коры больших полушарий (височная доля).
Оказывается,  кроме воздушного звукопроведения есть ещё и костное. При костном проведении звуковая волна идёт через  кости затылочную, теменные и наконец,  височные, минуя среднее ухо.

Вывод: звуковые колебания от сильного удара кузнечного молота передались на затылочную и височные кости, а от туда на лабиринт, и в результате это погибли звуковоспринимающие клетки. (Приложение, слайд 12).
Интересный факт – в одной улитке 24 тысячи волосковых клеток.  Самые короткие (135 мкм) находятся у основания улитки, а самые длинные (234 мкм) – у её вершины. звуковые колебания от сильного удара кузнечного молота передались на затылочную и височные кости, а от туда на лабиринт, и в результате это погибли звуковоспринимающие клетки.. Волосковые клетки или рецепторы слуха имеют длину от 135 до 234 мкм.

Вопрос – восстанавливаются они или нет и какой вред приносят наушники? – это будет домашнее задание.

V. Физкультминутка – Дети закрывают глаза и, слушая музыку, представляют картины природы

Вопрос учителя: Вы сейчас слушали музыку. Благодаря какому органу вы слышите? (Орган слуха).

VI. Закрепление нового материала

1. Тест на закрепление «Выберите правильные суждения» (Приложение, слайд 13)

  1. Орган слуха расположен  в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
  2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  3. Наружное ухо улавливает  и проводит звуковые колебания.
  4. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
  5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  6. Среднее ухо соединено  с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
  7. Слуховые косточки  среднего уха срастаются друг с другом.
  8. Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.
  9. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
  10. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
  11. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
  12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
  13. В слуховом анализаторе различают отдел наружное, среднее и внутреннее ухо.
  14. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Вопрос: «При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?»

2. Чтение статьи «Гигиена слухового анализатора»

– Ребята, прочитайте статью и сформулируйте правила гигиены слухового анализатора. (Приложение, слайд 14).

–  К сожалению, иногда мы не соблюдаем все правила гигиена и возникает ряд заболеваний. Какие? С этим вы познакомитесь дома, где и найдёте ответ для решения проблемной ситуации № 2.

VII. Рефлексия

Выдаются макеты ушных раковин, и предлагается написать, что полезного узнали на уроке.

VIII. Домашнее задание (Приложение, слайд 15)

– параграф 51;
– подготовить сообщение из дополнительной литературы о заболеваниях органов слуха и о вреде наушников;
– найти ответ решение проблемной ситуации № 2.