Цели:
- Образовательные. Раскрыть значение органа слуха; познакомить учащихся со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятие анализатор.
- Развивающие. Продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника.
- Воспитательные. Дать представление о причинах нарушение органа слуха, возникновение заболевание и их профилактике, разъяснить вред шума.
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и метод проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, слуховой анализатор.
План урока:
I. Актуализация
– Давайте для начала вспомним, какую тему мы
изучаем на протяжении последних двух урока («Анализаторы»).
– Как устроен анализатор? (Рецептор –
проводящий путь – центры коры большого мозга).
– А какие ещё анализаторы кроме зрительного вы
знаете? (Обоняние, вкуса, осязания).
– Каждому с детства знаком диалог из старой
сказки «Красная шапочка», которую написал Шарль
Перро:
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!»
– Что хотела узнать любопытная Красная шапочка?
– Как вы думаете, ребята, о чём сегодня мы будем
говорить на уроке? (Об органе слуха).
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
– Какая тема урока? Задачи урока? (Тема: «Слуховой анализатор»). Задачи – (Приложение, слайд 2)
2. Рассказ учителя с элементами беседы
– Зачем нам нужны ушные раковины? (Ушные
раковины нам нужны, чтобы слышать.)
– Почему пожилые люди с пониженным слухом
прислушиваются к чему-либо? Они приставляют
ладонь к уху. (Благодаря своей воронкообразной
форме ушные раковины способны улавливать и
концентрировать звуковые волны). Это первая
функция ушных раковин.
Звуковоспринимающий аппарат находится снаружи
или внутри? Для этого необходимо вспомнить
материал за 7 класс. (Внутри). Отсюда ещё одна ф-я
– защитная.
Следующая функция – косметическая. (Приложение, слайд 3)
III. Объяснение учителя при помощи создания проблемных ситуаций с попутным заполнением таблицы (Приложение, слайд 4)
Строение слухового анализатора
Отделы уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | ||
Среднее ухо | ||
Внутреннее ухо |
Наружное ухо. На доске слайд: «Ухо. Слуховой
анализатор». (Приложение,
слайд 5)
Наружное ухо состоит из ушной раковины и
наружного слухового прохода, который
заходит в глубь височной кости черепа и закрыт
барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха
– улавливать звуковые колебания воздуха и
направлять их к среднему уху.
– Вернёмся к домашнему опережающему заданию,
необходимо было найти ответ на вопрос : «Имеет ли
слово «копуша» какое-либо отношение к уху?» –
рассказ учащихся. (Приложение,
слайд 6).
– Для чего же необходимо чистить уши? Все мы
знаем, что там скапливается сера.
– Откуда она берётся и что это такое? (В старину
в русском языке словом «сера» обозначали грязь.
Отсюда и пошли слова «серный» – грязь,
«серить» – пачкать. Поэтому и засохший секрет в
слуховом проходе тоже стали называть «ушная
сера» – ушная грязь).
– А откуда она берётся – работа с учебником (её
выделяют кожные – серные железы).
– Нужно ли постоянно чистить слуховые
проходы? (Нет, достаточно периодически
промывать слуховые проходы мылом тёплой водой).
– Итак, давайте обратимся к рисунку на стр. 254 и
определим, все ли составные части наружного уха
мы перечислили и определили их функции? (Нет,
есть ещё барабанная перепонка.).
Создание проблемной ситуации № 1 (Приложение, слайд 7)
Перед вами отрывок из «Гамлета» Шекспира, а именно сцена, когда Гамлету явился призрак отца и рассказал о злодеянии
… Когда я спал в саду
В своё послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чьё действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишён короны, жизни, королевы…
Вопрос: «Прав, или не прав с точки зрения врача был Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета».
Для ответа на это вопрос уч-ся знакомятся с
текстом учебника – наружное и среднее ухо, где
ищут только информацию про барабанную
перепонку, а также с дополнительным
материалом (Приложение,
слайд 8), попутно заполняя таблицу.
Предположения учащихся – не прав.
– Значит, Шекспир ошибался? Не будем спешить с
выводами и перенесемся в другую часть света…
Окунёмся в мир истории
Создание проблемной ситуации № 2 (Приложение, слайд 9)
Средняя Азия, середина 19 века, Бухарским
эмиратом правил 5 эмир Насрулла Баходур, по
прозвищу «мясник». Он отличался особой
жестокостью. В 1855 году он захватил соседний
Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится
обитательницей его многочисленного гарема.
Однажды ночью, когда эмир уснул, она подкралась, и
влили ему в ухо ртуть. Придворным медикам не
удалось его спасти, но он даже умирающий, остался
верен себе: приказал зарезать перед собой отца
отравительницы, её братьев, всех их детей и саму
дочь шаха.
Итак, Баходур был отравлен ртутью влитой ему в
ухо в 1860 году, и это не легенда, это
исторический факт.
– Как же это могло быть? Ведь мы узнали, что ртуть
не могла пройти через барабанную перепонку.
Видимо и у отца Гамлета, и у этого эмира в
барабанной перепонке была дырка. Откуда она
могла там быть? А на этот вопрос, Вы поищите дома
ответ и на следующем уроке скажите.
Создание проблемной ситуации №3 (Приложение, слайд 10)
На одном из ленинградских заводов имел место
следующий случай. Один кузнец во время обеда
решил отдохнуть и лёг на станину кузнечного
пресса. Его товарищ решил пошутить: он забрался
под станину и что было силы, ударил по ней
молотком. Шутка оказалась плачевной – кузнец
оглох.
– В чём причина глухоты и каков её
механизм, каков вообще путь звуковой
волны? Для ответа на этот вопрос учащиеся
работают с учебником и продолжают заполнять
таблицу
IV. Работа в тетрадях: заполнение таблицы
Для ответа на этот вопрос учащиеся работают с учебником и продолжают заполнять таблицу, где в конце должны составить схему пути звуковой волны (Приложение, слайд 11).
Отдел уха | Строение | Функции |
1. Наружное ухо | Ушная раковина (кожа и хрящ), наружный слуховой проход, барабанная перепонка. | Улавливание и преобразование звуковых колебаний. |
2. Среднее ухо | Полость, заполненная воздухом, содержит три слуховые косточки, имеется слуховая труба; заканчивается овальным окном. | Усиливает звуковые колебания и передаёт их к овальному окну; с помощью слуховой трубы – при глотании давление в среднем ухе становится равным атмосферному. |
3. Внутреннее ухо | Овальное и круглое окно, костный лабиринт (эндолимфа), перепончатый лабиринт, орган слуха – улитка, а в ней жидкость и рецепторы слуха – волосковые клетки. | Преобразование колебаний в нервное возбуждение. |
Схема пути звуковой волны:
колебания барабанной перепонки ––> слуховые
косточки (молоточек, наковальня и стремечко)
––> перепонка овального окна ––> внутреннее
ухо (жидкость в улитке и слуховые рецепторы)
––> слуховая зона коры больших полушарий
(височная доля).
Оказывается, кроме воздушного
звукопроведения есть ещё и костное. При костном
проведении звуковая волна идёт через кости
затылочную, теменные и наконец, височные,
минуя среднее ухо.
Вывод: звуковые колебания от сильного
удара кузнечного молота передались на
затылочную и височные кости, а от туда на
лабиринт, и в результате это погибли
звуковоспринимающие клетки. (Приложение,
слайд 12).
Интересный факт – в одной улитке 24 тысячи
волосковых клеток. Самые короткие (135 мкм)
находятся у основания улитки, а самые длинные (234
мкм) – у её вершины. звуковые колебания от
сильного удара кузнечного молота передались на
затылочную и височные кости, а от туда на
лабиринт, и в результате это погибли
звуковоспринимающие клетки.. Волосковые клетки
или рецепторы слуха имеют длину от 135 до 234 мкм.
Вопрос – восстанавливаются они или нет и какой вред приносят наушники? – это будет домашнее задание.
V. Физкультминутка – Дети закрывают глаза и, слушая музыку, представляют картины природы
Вопрос учителя: Вы сейчас слушали музыку. Благодаря какому органу вы слышите? (Орган слуха).
VI. Закрепление нового материала
1. Тест на закрепление «Выберите правильные суждения» (Приложение, слайд 13)
- Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
- Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
- Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
- Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
- Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
- Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
- Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
- Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.
- Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
- Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
- Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
- Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
- В слуховом анализаторе различают отдел наружное, среднее и внутреннее ухо.
- Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
Вопрос: «При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?»
2. Чтение статьи «Гигиена слухового анализатора»
– Ребята, прочитайте статью и сформулируйте правила гигиены слухового анализатора. (Приложение, слайд 14).
– К сожалению, иногда мы не соблюдаем все правила гигиена и возникает ряд заболеваний. Какие? С этим вы познакомитесь дома, где и найдёте ответ для решения проблемной ситуации № 2.
VII. Рефлексия
Выдаются макеты ушных раковин, и предлагается написать, что полезного узнали на уроке.
VIII. Домашнее задание (Приложение, слайд 15)
– параграф 51;
– подготовить сообщение из дополнительной
литературы о заболеваниях органов слуха и о
вреде наушников;
– найти ответ решение проблемной ситуации № 2.