Цель занятия: познакомить учащихся со строением и функциями опорно-двигательной системы у разных групп животных, с направлением эволюции опорно-двигательной системы, привить чувство ответственности человека за живые организмы, обитающие в природе.
Задачи занятия: а) познакомить учащихся с опорно-двигательной системой одноклеточных организмов; б) сформировать представление об эволюции опорно-двигательной системы; в) познакомить учащихся с опорно-двигательной системой многоклеточных организмов (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); г) обеспечить усвоение основных понятий (наружный и внутренний скелет) и материала о характерных особенностях строения скелетов животных; д) продолжить формирование у учащихся умения работать с дополнительной литературой; е) развить познавательный интерес учащихся к окружающей природной среде.
Метод: рассказ учителя с элементами беседы, работа с дополнительной литературой (энциклопедиями и справочниками о животных) и образовательными порталами сети Интернет.
Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран для видеопроектора, очки 3D, многомерный электронный образовательный ресурс (МЭОР), презентация к уроку, дополнительная литература, документальный фильм, макеты скелетов позвоночных животных разных классов.
План проведения занятия: 1) вступительное слово учителя (2 мин); 2) повторение изученного материала [1, 2] (10 мин); 3) объяснение учителем нового материала, конспектирование учащимися в тетрадях основных положений [1, 3-10] (10 мин); 4) закрепление нового материала (15 мин); 5) просмотр фрагмента документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши» [11] (~ 6 мин); 6) резерв (дополнительные задания, на выполнение которых отводится 5 мин); 7) запись домашнего задания и заключительное слово учителя (2 мин).
1) Вступительное слово учителя (титульный лист презентации). Учитель: "Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями опорно-двигательной системы у разных групп животных (одноклеточных и многоклеточных организмов), рассмотрим направление эволюции опорно-двигательной системы, законспектируем основные понятия в тетрадях, постараемся ответить на несколько вопросов теста по новой теме и посмотрим небольшой фрагмент документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши». Сначала давайте повторим материал предыдущего параграфа 36 на стр. 190 [1], в котором мы изучили строение, функции и особенности покровов тела животных".
2) Повторение изученного материала. Проводится в виде индивидуального письменного опроса учащихся, имеющих удовлетворительные оценки по предмету, и фронтального устного опроса всего класса.
Нескольким учащимся выдаются карточки с заданием (рис. 1-3) и определяется время на их выполнение (10 мин). Учитель всему классу: "Сейчас я задам несколько вопросов, чтобы проверить ваше понимание некоторых важных моментов предыдущего урока".
Вопрос 1: Какие функции выполняют покровы тела?
Предполагаемый ответ учащегося: Покровы тела выполняют защитную функцию: препятствуют проникновению в организм инородных тел и веществ, других организмов,
Рис. 1. Индивидуальная карточка с заданием (вариант № 1).
Рис. 2. Индивидуальная карточка с заданием (вариант № 2).
Рис. 3. Индивидуальная карточка с заданием (вариант № 3).
излишков влаги, предохраняют организм от механических повреждений и потери воды, участвуют в регулировании температуры тела. Кроме того, покровы тела многоклеточных животных участвуют в обмене веществ.
Вопрос 2: Что означают термины "кутикула" и "эпителий".
Предполагаемый ответ учащегося (слайд 1): Кутикула ‑ это плотное неклеточное образование, выполняющее защитную и опорную функции. Эпителий представляет собой слой удлиненных клеток.
Вопрос 3: Расскажите о покровах тела хордовых животных. Раскройте понятия "эпидермис" и "собственно кожа".
Предполагаемый ответ учащегося (слайд 2): Покровы тела хордовых животных имеют сложное строение. Кожа состоит из двух слоев ‑ эпидермиса и собственно кожи. Эпидермис представляет собой наружный многоклеточный слой, в котором образуются роговые чешуи, когти, копыта, перья, волосы. В эпидермисе располагаются многочисленные железы и пигментные клетки. Собственно кожа обладает наибольшей прочностью. В ней развиваются корни волос, кожные роговые образования, сальные и потовые железы.
Вопрос 4. Расскажите о подкожной жировой клетчатке млекопитающих.
Предполагаемый ответ учащегося: Подкожная жировая клетчатка ‑ самый глубокий слой кожи, в котором находятся в основном жировые клетки, откладываемые организмом про запас. Слой жира смягчает удары и сохраняет тепло.
3) Объяснение учителем нового материала, конспектирование учащимися в тетрадях основных положений. В процессе эволюции животные осваивали все новые и новые территории, виды пищи, приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для выживания необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, быстрее перемещаться. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.
Самые примитивные простейшие – корненожки, которые еще не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела (слайд 3). Например, у таких простейших, как эвглена зеленая и инфузория-туфелька, появилась первая опорная структура – оболочка клетки. На поверхности тела инфузории-туфельки находится 12000 ресничек. Скорость движения тела составляет 2 мм/с (слайд 4). Она не только ограничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек.
Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения. Плоские, круглые и кольчатые черви передвигаются благодаря кожно-мускульному мешку.
Рассмотрим понятие наружного скелета (слайд 5). Наружный скелет – твердые части, одевающие тело животного и служащее для его защиты и прикрепления мускулов (насекомые, паукообразные, ракообразные). Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: "Достоинства наружного скелета (членистоногие): значительно повысилась скорость передвижения за счет развития специализированных групп мышц, освоены новые способы перемещений, например, прыжки и полет. Недостатки наружного скелета: малорастяжимый, ограничивает размеры тела, делает животное уязвимым в момент линьки".
Рассмотрим понятие внутреннего скелета (слайд 6). Все хордовые животные обладают внутренним скелетом, который имеет только достоинства – гибок, растет вместе с животным. Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: "Скелетом называют совокупность костей, хрящей и управляющих им связок. Скелет состоит из следующих частей: осевого скелета, скелета конечностей и черепа. Различают следующие виды соединения костей: неподвижное (кости черепа) и подвижное (суставы) (слайд 7)".
Осевой скелет низших животных, например, ланцетника, представляет собой вытянутый, упругий стержень – хорду (слайд 8), которая расположена на спинной стороне и тянется от головы до хвоста. Здесь учитель может приостановить демонстрацию слайдов (свернуть окно программы с презентацией) и запустить МЭОР, содержащий стереоскопическое изображение строения ланцетника для более наглядного изучения животного [4]. Учащиеся должны надеть специальные очки 3D. У более высокоразвитых позвоночных животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков. Познакомимся с опорно-двигательной системой различных животных.
Рассмотрим скелет рыбы (слайд 9). Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового ([1], стр. 196, рис. 148). У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и состоит из трех отделов: шейный отдел, туловищный и крестцовый (слайд 10, [1], стр. 196, рис. 149). Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (слайд 11, [1], стр. 196, рис. 150). Позвоночник птиц имеет пять отделов, как у пресмыкающихся. Грудина многих птиц имеет выступ – киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, активно работающие при полете (слайд 12, [12], стр. 197, рис. 151). Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового (слайд 13, [1], стр. 198, рис. 152). Передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени и стопы. Череп состоит из лицевого и мозгового отделов. Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: "Несмотря на значительное различие в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве".
4) Закрепление нового материала. Учащимся предлагается коллективно под руководством учителя выполнить небольшой тест, состоящий из девяти вопросов (слайды 14-22). При подготовке ответов на вопросы и в процессе обсуждения школьники могут использовать дополнительную литературу (энциклопедии и справочники о животных), а также образовательные порталы сети Интернет.
5) Просмотр фрагмента документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши».
6) Резерв. Предлагается выполнить дополнительные задания, на которые отводится не более 5 мин, например, зачитать и обсудить рубрику "Знаете ли Вы, что..." ([1], стр. 199).
7) Запись домашнего задания и заключительное слово учителя (слайд 23, заключительный слайд презентации). Учитель: "Ребята! Наше занятие подошло к концу. Пожалуйста, запишите задание на дом: изучить § 37 учебника и заполнить таблицу (учитель выдает таблицу в бумажном или электронном виде), которую необходимо сдать мне на следующем уроке для проверки. Сегодня мы познакомились со строением и функциями опорно-двигательной системы у различных видов животных, проследили ее эволюционное развитие. Какие будут еще ко мне вопросы? (Учитель отвечает на дополнительные вопросы учащихся.) Урок окончен. Всего доброго!"
ЛИТЕРАТУРА
- Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
- Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1997.
- Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Многомерный электронный образовательный ресурс по теме "Тип Хордовые, Подтип Бесчерепные, Класс Ланцетники". Биология. 7 класс. ООО "Виртуальная лаборатория", 2012.
- Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. М.: Издат-Школа, 2007.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. ‑ СПб.: ИД "МиМ", 1998.
- Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2006.
- Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
- Большая энциклопедия природы в 16 томах. – М.: ООО «Мир книги», 2002.
- Свободная Интернет-энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]. (http://ru.wikipedia.org). Проверено 10.11.2012.
- Документальный фильм «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши», 2005 г.