Групповое логопедическое занятие по теме "Приставки. Работа в семантическом поле слова «Бил»". 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4


Предлагаемое занятие предназначено для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, и может быть использовано логопедами и учителями начальных классов.

Цель: Формирование и расширение семантического поля слова “бил”, развитие валентностей слов. Развитие грамматического строя речи. Формирование функций словоизменения и словообразования. Работа над словами с переносным значением.

Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи, развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие фонематических процессов.

Воспитательные – создание ситуации успеха, – стимулирование речевой активности.

Оборудование: Сказка “ Курочка Ряба”, плакаты, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.

2. Предварительная беседа (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации).

Прослушайте отрывок из сказки.

Дед бил, бил не разбил
Баба била, била не разбила.

Из какой сказки этот отрывок? Как вы думаете, почему сказку назвали “Курочка Ряба”. Кто знает, что обозначает слово “ ряба” (ответы учеников если, ученики не знают ответа, то логопед объясняет сам значение слова).

Слово “ряба” обозначает – пёстрая (разноцветная). Ребята, какое яичко снесла курочка? (Золотое.)

3. Определение цели занятия.

Что делали бабушка с дедушкой? (ответы детей). Кто объяснит, что обозначают слова “ бил, бить?” (Ответы детей.) Логопед подводит итог: Правильно слово бить обозначает – ударять, наносить удары, причинять боль кому-нибудь, или ломать. Как вы думаете, с каким словом мы будем работать? (Со словом “бил”.) К какой части речи относится слово бил? Ребята как изменяются глаголы? (По временам.) А какие вы знаете времена глаголов?

4. Основная часть.

1) Игра “Измени слово, по временам”.

Что делает? 
Бьёт. 

Что делал?
Бил.

Что будет делать?
Будет бить.

2) Приставочное словообразование. (Работа с плакатом.)

В
Вз
Вы
До
За
Из
О
От
Об
У
 бил Над
На
Пере
По
Под
При
Про
Раз
С
У
бил

Итог: Что вы сейчас делали? С помощью чего вы образовывали новые слова?

3) Игра: “Объясни”.

Задание: Объясните значение некоторых слов. Что обозначает слово…….

Вбил, – ударить по какому– либо предмету во внутрь.

Выбил – из чего-то выбил предмет.

Забил – вбить глубоко, до конца, внутрь.

Набил – вкладывать, что-нибудь внутрь.

Обил– покрыл дверь чем – либо сверху.

Отбил – покрывать чем-либо сверху, например, обить дверь.

Отбил – отразил удар

Пробил – ударом сделал в чём– либо отверстие.

Вывод: Каждая приставка имеет, своё значение и при составлении предложения необходимо правильно употреблять приставки.

4) Работа со словосочетаниями. Игра “ Ответь на вопрос”. (Работа с карточкой № 1.)

а) Задание: Составьте словосочетания, отвечая на вопрос “ Что сделал?”. Запишите полученные словосочетания, выделите корень, приставку.

Гол (что сделали?) (забил)
Чашку ……….(разбил)
Гвоздь …………. (вбил)
С головы (шапку) ………(сбил)
Картину (к стене)…… (прибил)
Собеседника ………(перебил)
Шишку (на лбу)……… (набил)
Яйца (с сахаром)…(взбил)
На (плохой ) поступок …..(подбил)
Диван (новой тканью) ….(обил)
Отверстие (в стене)……(пробил)
Ковёр (на улице)……(выбил)

Итог: Что вы сейчас делали?

б) Составьте устно из словосочетаний предложения и схематически их запишите в тетрадь.

5) Физкультминутка.

Встанем дружно друг за дружкой.
И на школьный двор пойдём
В футбол играть начнём
В ворота мяч мы забьём, и удар отобьём
Часы пробили ровно час
Пришла, пора идти нам в класс.
Мы за парты сели дружно, нам урок дослушать нужно.

6) Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 2.)

Задание: Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте пропущенные приставки.

В стену гвоздик …били, а в ворота мяч ..били. Тарелку уронили, …били, а угол от стены…били. Картину к стене …били, а пыль с ковра ..били. Яйца с сахаром ..били, а в плюшевого мишку вату ..били. Часы …били полночь, соседнюю дверь …били. Шапку с головы ..били, а каблуки набойкой ….били. Вражеский самолёт ….били, а врагов всех…били и …били.

Итог: Что вы сейчас делали?

7) Работа с фразеологическими оборотами. (Работа с плакатом.)

Ребята я хочу вас познакомить с крылатыми выражениями. Они нам нужны для того, чтобы наша речь была красивой. С левой стороны крылатые выражения, а с правой стороны значения этих выражений.

Битый час – долгое время.
Бить баклуши – бездельничать.
Бить в глаза – (переносное значение) очень яркое, броское.
Бить в набат – поднимать тревогу.
Бить отбой – отступать.
Бить челом (устаревшее) – просить, жаловаться.
Бить ключом – бурно протекает жизнь.
Биться как рыба об лёд – о безуспешных стараниях, всё в пустую.

8) Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 3.)

Задание: Замените фразеологические обороты подходящими значениями.

Мама ругала своего сына: “ Я жду тебя “ битый час”, а ты всё не приходишь ”.

Хватит Вова “бить баклуши”, приберись в своей комнате. Ночью часовой стал “бить в набат”, потому что увидел приближение врагов. Стал старик “бить челом” золотой рыбке: “Смилуйся государыня рыбка”.

Итог: Что вы сейчас делали?

9) Работа с пословицами.

Задание: Прочитайте пословицы. Объясните значение некоторых пословиц.

Битьём дело не поправишь.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Кто бьёт, тому не больно.

Лежачего не бьют.

5. Заключительная часть.

Итог урока: Какую тему мы сегодня проходили? С каким, словом вы работали?

Что обозначает слово “бил”? Что вы нового узнали на этом занятии?

Какое задание вам больше понравилось?

Используемая литература.

  1. Русские народные пословицы и поговорки. (редактор А.Дугинец) М – 1965 г.
  2. “Устойчивые сравнения русского языка” В.М.Огольцев. М – 1999 г.
  3. Ожегов. “Толковый словарь”.
  4. “Фразеологические словарь” В.Волина. С-П – 2000 г.
  5. Л.Г.Парамонова “Стихи для развития речи” С-П – 2000 г.
  6. Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов “Школьный фразеологический словарь русского языка” М-2002 г.
  7. А.Н.Тихонов “Школьный словообразовательный словарь русского языка”. М– 2002 г.
  8. В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и поговорок”. М – 2000 г.
  9. З.Е.Александрова “Словарь синонимов русского языка” М – 2001 г.
  10. К.С.Горбачевич “Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке” М – 2004 г.
  11. М.Р.Львов “Школьный словарь антонимов русского языка” М – 2000 г.

Дополнительный материал.

Работа со словосочетаниями. Игра “ Ответь на вопрос”. (Работа с карточкой № 1.)

а) Задание: Составьте словосочетания, отвечая на вопрос “ Что сделал?”. Запишите полученные словосочетания, выделите корень, приставку.

Гол (что сделал?) забил
Чашку ……… .разбил
Гвоздь …………. вбил
С головы (шапку) ……сбил
Картину (к стене)……прибил
Собеседника ……… перебил
Шишку (на лбу)…… набил
Яйца (с сахаром)…взбил
На (плохой ) поступок ..подбил
Диван (новой тканью) …. обил
Отверстие (в стене)……пробил
Ковёр (на улице)……выбил

Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 2.)

Задание: Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте пропущенные приставки.

В стену гвоздик …били, а в ворота мяч ..били. Тарелку уронили, …били, а угол от стены…били. Картину к стене …били, а пыль с ковра ..били. Яйца с сахаром ..били, а в плюшевого мишку вату ..били. Часы …били полночь, соседнюю дверь …били. Шапку с головы ..били, а каблуки набойкой ….били. Вражеский самолёт ….били, а врагов всех…били и …били.

Работа с предложениями. (Работа с карточкой № 3.)

Задание: Замените фразеологические обороты подходящими значениями.

Мама ругала своего сына: “ Я жду тебя “ битый час”, а ты всё не приходишь ”.

Хватит Вова “бить баклуши”, приберись в своей комнате. Ночью часовой стал “бить в набат”, потому что увидел приближение врагов. Стал старик “бить челом” золотой рыбке: “Смилуйся государыня рыбка”.

Итог: Что вы сейчас делали?

Работа с пословицами.

Задание: Прочитайте пословицы. Объясните значение некоторых пословиц.

Битьём дело не поправишь.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Кто бьёт, тому не больно.
Лежачего не бьют.