Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка и внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


“…одно правило в жизни должно быть у каждого человека,
в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении:
надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно
было вспомнить…”.
Д.С.Лихачёв

Введение

Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый современному обществу, - это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определившийся в отношении ценностей.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Поэтому, главными задачами гражданско-патриотического воспитания в нашей школе являются следующие: формирование уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности за свои поступки; знание моральных и правовых норм; знание истории Отечества, родного края; погружение в социально-значимую деятельность; самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.

Основой гражданско-патриотического воспитания школьников для нашего педагогического коллектива является Стратегия развития образования на 2010–2015 годы, Программа развития общего (школьного) образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания учащихся и делится на три этапа (подпрограммы “По ступеням взросления”):

Основные социально-педагогические функции программы, следующие:

  1. социально-нормативная (усвоение детьми и подростками норм гражданского общества, усвоение ценностей и символов Отечества);
  2. прогностическая (обеспечение необходимых условий полноценной реализации интересов и потребностей воспитанников);
  3. преобразовательная (последовательное расширение сферы общения).

Словарное определение гласит, что “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Нет необходимости говорить о важности формирования у учащихся любви к Родине, к “малой “ Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. И огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.

Мы стараемся формировать в молодом поколении чувство державности, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с учащимися, т.к. в последнее время стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему образования. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое наследие.

Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “ занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, и прежде всего, языка другого народа.

Надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы. Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?! В нашей школе наряду с ознакомлениями с реалиями англоязычных стран изучают государственные символы Российской федерации средствами иностранного языка. Начинается это уже в детском саду, когда дошкольники изучают цвета. В шестом классе при закреплении темы степени сравнения прилагательных вы работаем над текстом The national symbols of the Russian Federation. В 7 классе дети принимают участие в проекте “ We are from Russia”, в 9 классе разработанные тексты и тренировочные упражнения , направленные на закрепления страдательного залога, помогают расширению знаний о символике своей страны, в 10 классе тема словообразования представлена текстом “ The national emblem of the Russian Federation”.

Глава I. Проблема гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

1. Анализ педагогической, психологической литературы по проблеме гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку.

Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Современной школе нужны педагоги-Личности, ведь только они способны справиться с задачей воспитания настоящих патриотов. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Необходимость использования таких форм и методов работы с детьми, которые способствовали бы систематическому приобщению школьников к славному историческому прошлому нашей страны, определила проблему проекта, которая состоит в разработке и апробации эффективных форм и методов гражданско-патриотического воспитания на уроках английского языка.

Цель проекта: разработать и апробировать отдельные эффективные инновационные формы и методы патриотического воспитания на уроках английского языка, выявить, обосновать и доказать эффективность использования педагогических условий, способствующих воспитанию гражданственности у учащихся средствами предмета “Иностранный язык”.

Объект исследования: гражданско-патриотическое воспитание школьников в процессе обучения иностранному языку.

Предмет исследования: методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников на уроке английского языка.

Анализ состояния проблемы в теории и практике, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу: процесс воспитания гражданственности у учащихся в ходе изучения иностранного языка будет проходить более успешно, если:
– воспитание гражданственности школьников средствами иностранного языка рассматривается учителями иностранного языка как один из определяющих компонентов, составляющих процесс обучения данному предмету; разработана модель воспитания гражданственности средствами иностранного языка.

Задачи проекта:

1. Раскрыть основные направления гражданско-патриотического воспитания на уроках английского языка в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2. Охарактеризовать содержание, основные методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников.

3. Определить специфику деятельности учителя иностранного языка по их реализации.

4. Провести апробацию разработанных методов и форм гражданско-патриотического воспитания на уроке английского языка.

Актуальность проекта: активизировать гражданско-патриотическое воспитание обучающихся средствами иностранного языка и внеурочной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений была использована совокупность следующих методов: наблюдение, опрос, анализ школьной документации, моделирование, проектирование; диагностика уровня отношения к гражданско-патриотическим ценностям.

Процесс воспитания патриотизма должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Гражданско-патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности.

Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Так как:

– В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей.

– Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.

– Английский язык направлен на формирование “языковой личности” обучающегося как “глубоко национального феномена”, основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.

В процессе работы над проектом выявлены основные методы патриотического воспитания школьников, сложившиеся в педагогической практике учителей, такие как:

1) методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; самоубеждение через убеждение других;

2) методы воспитания привычного поведения (методы упражнения);

3) методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение.

2. Особенности воспитания гражданственности в современных условиях.

Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

В ходе исследования разработаны и апробированы эффективные формы и методы реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников на уроке английского языка: метод проектов (проект “Путешествие”), применение компьютерной презентации (Тема: “Путешествие по Иркутской области”). В целом, результативность использования метода проектов в гражданско-патриотическом воспитании отразилась как в качестве продемонстрированных проектов – презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, правильности употребления лексических единиц и грамматических конструкций, введенных в ходе проведения проекта, так и в растущем интересе к материалу не только страноведческого, но и патриотического характера.

Результаты эффективности компьютерной презентации представляется возможным получить при использовании методики неоконченных предложений в изучении образа “патриот”;, методик “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Что мы ценим в людях”, “Сюжетные картинки”, “Как поступать” “Закончи историю”.

Для определения уровня эффективности использования в учебно-воспитательном процессе разработанных и апробированных методов и форм была использована методика неоконченных предложений для выявления отношения к родному посёлку, области, определения уровня отношения детей к патриотическим ценностям. В ходе анализа полученных ответов выявлены следующие результаты. Осквернение памятников 91 % опрошенных считают отрицательным и недопустимым, бездушным явлением, которое необходимо искоренить, и является преступлением. Идеалами дети считают Суворова А.В., Петра I, Путина В.В., Медведева Д.А. (25%), так же идеалами были названы родственники (50%), знаменитые футболисты, актеры и политики (25%). Патриота определили следующим образом: патриот - человек, любящий свою Родину, уважающий окружающих людей;- человек, который любит своих родителей, родственников, друзей и который не будет желать им зла;- человек, желающий служить в армии. Патриотами себя считают 83% респондентов.

Таким образом, определив практическую значимость методов и форм патриотического воспитания и применив их на практике, а так же проведя анализ их использования на уроках английского языка как элементов воспитания патриотизма школьников, нам удалось выявить отношение обучающихся к таким понятиям, как “патриот”, “идеал”, “памятник”, а так же подтвердить эффективность данных средств в деле патриотического воспитания на уроках английского языка.

3. Опыт по гражданско-патриотическому воспитанию в обучении иностранному языку.

Наша школа находится в районе, богатом своими традициями. И хочется, чтобы ученики знали его историю. В этом году все ученики работали над проектом “ Heroes with us”. Ученики собрали материал об истории улиц, носящих имена героев, о людях, воевавших на фронтах великой отечественной войны. Учителя английского языка нашей школы стараются использовать разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы для формирования у учащихся толерантного отношения к другой культуре и более глубокое осознание своей. Учащиеся принимают участие в викторинах, конкурсах.

Традиционно в феврале месяце в школе проходит декада английского языка. Ребята начальной школы принимают участие в празднике “ We like Russian and English fairy-tales”, ученики 5-9 классов участвуют в проекте “ Welcome to Russia”. Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга. Для учеников 10-11 классов проходят круглые столы, в прошлом году тема круглого стола “ British and Russian relationships”. Все это способствует формированию разносторонней, развитой, поликультурной личности, которая обязательно будет с гордостью говорить “ I am from Russia”. А выпускники нашей школы вот уже на протяжении 46 лет это подтверждают.

Можно привести примеры традиционных мероприятий, проводимых в рамках гражданско - патриотического воспитания учащихся:
– сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории школы;
– проведение конкурсов, выставок рисунков;
– проведение экскурсий;
– конкурсы стихов;
– конкурс плакатов, рисунков по экологии “Наша зеленая планета”.

На уроках иностранного языка в нашей школе проводится большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, уделяется большое внимание изучению краеведческого материала. Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника. Например при изучении темы “Экология” мы с ребятами обсуждаем вопросы экологии родного края. Мною разработаны авторские педагогические разработки: адаптационные образовательные программы “Английский с удовольствием!” (учебная программа кружка по английскому языку для обучающихся 1 класса); “Счастливый английский” (учебная программа факультатива по английскому языку для обучающихся 2 класса); “Весёлый английский” (учебная программа факультатива по английскому языку для обучающихся 3–4 классов); “Традиции и обычаи” (учебная программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8–9 классов). Во всех этих разработках уделяется внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Целями и задачами элективного курса для обучающихся 8–9 классов являются: развитие и образование учащихся средствами иностранного языка через осознание ими роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов и привитие уважения и любви к родной культуре; формирование понимания важности изучения иностранного языка как средства достижения взаимопонимания между людьми, формирование социокультурной компетенции учащихся, формировать умения представлять свою Родину, изучение традиций и обычаев родного края. Курс построен в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширение кругозора учащихся по знакомой теме “Родной край”. Курс ориентирован на развитие у учащихся взаимопонимания, толерантности к различиям между людьми, стремления решать проблемы через сотрудничество, путём взаимодействия. Используются различные формы работы: групповая, индивидуальная, парная, создаётся коммуникативная атмосфера в классе, стимулируется общение на предложенную тему. На занятиях элективного курса рассматриваются природные и климатические условия региона, экологическая обстановка, экономическое положение, областной центр и основные города, достопримечательности, популярные блюда местной кухни, Байкал. Ребята выступают с докладами на школьной научно-практической конференции “Край тайги, легенд и песен”. В прошлом году наш район отмечал 85-летие. Мы решили посвятить Декаду иностранных языков этой дате. Для ребят были проведены уроки, посвящённые юбилею нашего района. Используя информационные технологии, подготовили и провели урок английского языка по теме “Виртуальная экскурсия по Иркутской области”. Слайд-фильм с достопримечательностями наглядно показал красоту родного края. Ученики готовились к викторине “Знатоки истории”, читали книги об Иркутской области и лучше узнали свою малую Родину, открыли для себя много нового. После проведения урока с мультимедийным сопровождением ребята поняли, что ещё очень мало знают о своём родном районе и области и захотели пополнить свои знания. Очень понравился ребятам урок, посвящённый Байкалу. 2011 год в нашем регионе прошёл под знаком 350-летнего юбилея столицы Приангарья. Нынешний, 2012 год подхватил юбилейную эстафету сразу несколькими значимыми для жителей области датами. Это 75-летие сразу двух наших замечательных земляков, личность и творчество каждого из которых давно уже является достоянием России. Речь, конечно же, о Валентине Георгиевиче Распутине и Александре Валентиновиче Вампилове. Мы приняли участие в муниципальном конкурсе методических разработок “Слово о Вампилове”. Совместно с учителем русского языка и литературы было проведёно внеклассное интегрированное мероприятие для обучающихся 9 класса. И символично, что 75 лет в один год вместе с ними отмечает сама наша Иркутская область! У нас запланирована подготовка проекта “Процветай, родной край!”, выпуск юбилейного номера газеты “Школьная волна” на английском языке, посвящённого этой дате.

Веду инновационную и экспериментальную деятельность по предмету. Экспериментальная деятельность ведётся на базе детского сада по теме: “Обучение английскому языку дошкольников” (2008), инновационная по теме: “Апробация технологии проектной деятельности на уроках иностранного языка” (2007).

Я считаю, гражданско-патриотическое воспитание должно быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка. Обучающимися 10 класса был подготовлен и проведён учебный проект “Welcome to Russia!” Задача учащихся была использовать материалы учебника, дополнительных источников для подготовки виртуальной экскурсии по российским городам.

 Работая над данными учебными темами, учащиеся совершенствовали навыки аудирования, чтения, диалогической и монологической устной речи, письма. Развивалось их желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (через Интернет, с помощью справочников и т.п.), специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями. Для обучающихся 11 класса был проведён “Конкурс туристических агентств”. Результаты конкурса были представлены в школьной газете “Школьная волна”, буклете. Обучающимися 10 класса был представлен проект “Символика нашей страны”.

Заключение.

Целью настоящего проекта являлось выявление, обоснование и проверка педагогических условий, способствующих воспитанию гражданственности у учащихся средствами предмета “иностранный язык”. На основе проведенного теоретического анализа проблемы установлена недостаточная разработанность проблемы воспитания гражданственности у учащихся средствами иностранного языка как учебного предмета, выделены и сформулированы основные теоретические положения, которые явились основой для проведения исследования. Проведенный анализ современного состояния программ и учебно-методического обеспечения предмета “иностранные языки” показал недостаточную разработанность в теоретическом и практическом плане проблемы воспитания гражданственности средствами данного учебного предмета. В настоящее время идёт подготовка программы факультативного курса “Изучаем свои права на уроках английского”, которая обеспечит эффективность воспитания гражданских качеств личности подростков в процессе изучения предмета “иностранный язык” в общеобразовательной школе. Уроки и внеклассная деятельность в моей работе тесно переплетаются. Я провожу конкурсы на лучший проект, слайдовую презентацию о нашем посёлке, районе, области, также провожу конкурс на лучший литературный перевод стихотворений наших местных поэтов. Исследовательская работа по культуре искусства родного края расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию иностранного языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов. Современный урок представляет собой сплав традиционных уроков с образовательными технологиями. Я считаю, что настал момент, когда каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета и преодолеть страх перед внедрением информационных технологий. И любой творчески работающий учитель иностранного языка способен разработать дидактические материалы о своём регионе и с успехом применять их на уроках.

Список использованной литературы.

  1. Вартанов А. В. “ От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур”.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.
  2. Тубельский А. Н. “ Для чего и как мы учим”.\\ Школьные технологии. 2001 г., № 5, стр. 123.
  3. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. – 1985, № 4.
  4. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, № 3.