ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить общие химические свойства металлов с учетом их положения в ЭХРНМ
ЗАДАЧИ:
Сформировать
- умение объяснять зависимость свойств металлов от их положения в ЭХРНМ
- навык записывать ухр, характеризующие общие химические свойства металлов
Развить
- логическое мышление через упражнения в прогнозировании и написании ухр
- грамотную устную речь при выполнении устных ответов;
Воспитать
- аккуратность при ведении записей в тетради
Содержание:
- Организационный момент
- Постановка целей и задач
- Повторение положения металлов в ПСХЭ, особенностей строения атомов и свойств химических элементов металлов; общих химических свойств
- Изучение нового материала:
- ЭХРНМ и зависимость свойств металлов от положения в нем
- ДО: натрий с водой, цинк с кислотой, железо с сульфатом меди(II), медь с азотной кислотой
- Самостоятельная запись учащимися примеров уравнений с последующей проверкой по учебнику
- Диагностика и коррекция
- Объяснение домашнего задания
Методический инструментарий:
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- словесно-наглядно-практический;
- самостоятельная работа, лекция;
Демонстрационный эксперимент.
Средства:
- Проектор, компьютер, презентация, ИК учащегося, ПСХЭ, ЭХРНМ, текст параграф 18, страница 201-206, Габриелян, анализ, сравнение, обобщение
Способы и формы:
- групповой способ и индивидуальная форма
Результат:
по окончании урока обучающиеся должны уметь:
1. Перечислять классы веществ, являющиеся окислителями по отношению к металлам
2. Составлять ухр взаимодействия металлов с неметаллами, водой, растворами кислот, щелочей, солей, органическими веществами, в зависимости от положения металлов в ЭХРНМ
3. Составлять ухр взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой, азотной кислотой и “царской водкой”
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга
Слайды 1,2,3: Учитель оглашает тему, цель и задачи урока, обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
2. Актуализация знаний
Слайд 4: Вспомните:
- Положение металлов в ПСХЭ
- Особенности строения атомов металлов (радиус атома, количество электронов на внешнем энергетическом уровне, электроотрицательность)
- Способность к принятию или отдаче электронов
Обучающиеся анализируют ПСХЭ в учебнике
Слайд 5,6: Обучающиеся указывают, что металлы в ПСХЭ находятся в побочных подгруппах и в главных подгруппах под диагональю Бор-Астат; атомы металлов имеют большие радиусы, малые значения электроотрицательности и, как правило, от одного до трех электронов на внешнем энергетическом уровне.
Слайд 7,8: Обучающиеся делают вывод о восстановительных свойствах атомов металлов и окислительных свойствах ионов металлов.
Учитель задает вопрос: “Если атомы металлов – восстановители, что будет окислителем по отношению к ним?” Обучающиеся высказывают свои версии
Слайд 9: Обучающиеся сравнивают свои версии с правильным ответом
Учитель ставит вопрос: “С какими же веществами металлы вступают в реакции, какие вещества при этом получаются?” Обучающиеся высказывают свои версии.
Слайд 10: Обучающиеся сравнивают свои версии с правильным ответом.
3. Обобщение и систематизация знаний об общих свойствах металлов в связи с положением их в ЭХРНМ
Учитель ставит вопрос: “Как определить активность металла и его восстановительную способность?” Предположительный ответ учащихся: “По положению в ПСХЭ и по положению в ЭХРНМ”
Учитель предлагает рассмотреть и проанализировать ЭХРНМ на форзаце учебника (Химия-11, О. С. Габриелян) и в тексте параграф 18 на странице 201
Слайд 11 дублирует информацию из учебника об ЭХРНМ. Обучающиеся находят сходства и различия.
Обучающиеся используют инструкционную карту
Слайд 12: Учитель напоминает 4 правила ЭХРНМ и демонстрирует опыты, иллюстрирующие правила 1) взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II), 2) взаимодействие цинка с раствором серной кислоты, 3) взаимодействие натрия с водой.
Слайды 13,14,15: Учитель комментирует реакции металлов с малой восстановительной активностью, стоящие в ЭХРНМ после водорода и демонстрирует опыты: 1) взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой при нагревании (тяга!), 2) взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой (тяга!)
Слайды16, 17: Обучающиеся обобщают общие свойства металлов, связанные с их положением в ЭХРНМ. Слабоуспевающие ученики могут воспользоваться инструкционной картой для формулировки ответа.
4. Тренировка навыка составления уравнений, характеризующих свойства металлов
Слайды 18,19,20: тренировочные задания у доски, один ученик работает у интерактивной доски, остальные в тетради
5. Диагностика
Слайд 21:Текст диагностической работы. Обучающиеся пишут диагностическую работу на отдельных листках (5 минут).
6. Рефлексия
Обучающиеся обмениваются выполненными диагностическими работами, проверяют и оценивают работу друг друга, используя слайд 22. Учитель выясняет затруднения, делает соответствующие пояснения, ссылаясь на инструкционную карту.
Слайд 22: Учитель объясняет домашнее задание.