Цели: ознакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: схема-таблица “Водоёмы”; карточки; таблица “Болото”; макет солнышка; гербарий; ягода клюква; иллюстрации, фотографии, рисунки растений, животных, совы; коллекция “Торф”; корзинки с “ягодами”; проигрыватель; запись голосов птиц, лягушек; огоньки-лампочки; выставка книг; чучело тетерева; “портреты” Митраши и Насти; маски-шапочки лягушек; учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградовой.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный день. На уроке “Окружающего мира” присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
II. Актуализация опорных знаний.
а) работа по индивидуальным карточкам
1. В каком состоянии может находиться вода? Обвести нужное кружком.
а) бесцветное,
б) жидкое,
в) твёрдое,
г) прозрачное,
д) газообразное.
2. Закончить предложения.
- Начало реки называется …
- Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…
1. Перечислить изученные водоёмы.
2. Обозначить части растения
б) работа с таблицей-схемой “Водоёмы”
(Дети вспоминают названия водоёмов, учитель вставляет карточки с названием водоёма в соответствующий прямоугольник)
III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Ребята, тему сегодняшнего урока вы определите сами, если отгадаете загадку:
Все обходят это место;
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
(болото)
(В пустое окошко таблицы-схемы “Водоёмы” вставляется карточка со словом “болото”)
- Сегодня на уроке мы заглянем на болото, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Рассказ учителя об образовании болот.
- Всё началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, образуются в таких местах болота. В болотах вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
- Нам помогут совершить увлекательное, но опасное путешествие на Блудово болото за ягодой клюквой герои произведения М.Пришвина “Кладовая солнца” Настя и Митраша. (Учитель показывает “портреты” Митраши и Насти).
2. Практическая работа с гербарием.
- Назовите, какие ягоды растут на болоте.(Клюква, черника, голубика, брусника, морошка).
- Укажите особенности этих растений? (Кустарники низкорослые, корни – стелющиеся по верху , вглубь не идут; листья особой формы, чаще узкие, жёсткие)
- Почему кустарники плохо растут на болоте? (Из-за большой влажности, неустойчивой опоры; лучше растут на болотах особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту).
(Учитель дополняет ответы детей сведениями о ягодных кустарниках.
Слайд 1 Клюква - вечнозелёный кустарник. Ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью.
Слайд 2 Черника - стебелёк тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички, почти чёрные ягодки с синим пушком. В народе даже поговорку о ней сложили: “В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего. Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 3 Голубика - растёт кустиком в болоте. Название растения от цвета. Голубая ягода. Из неё готовят варенье.
Слайд 4 Брусника – кустарник. Ягоды применяются для варки варенья, приготовления мармелада.
Слайд 5 Морошка – травянистое растение. Ягоды употребляются в пищу свежими, мочёными и в виде варенья. Хорошее средство против цинги – заболевания дёсен)
3. Самостоятельная работа групп.
- Но не только ягоды растут на болотах. Есть и другие травянистые растения. (Работа с учебником – стр.30, по вариантам). Выделите при работе с текстом особенности болотной растительности.
(После чтения статьи каждая группа сообщает выводы, которые были совместно сформулированы)
4. Сообщения ранее подготовленных учащихся о других травянистых растениях (Рассказ сопровождается показом рисунков)
Слайд 6 Росянка – удивительное хищное растение. Её листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну, как не подлететь в жаркий день на манящий листочек, чтобы напиться росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается и исчезает. Так росянка питается.
- Как вы думаете, почему только на болотах попадается необыкновенный вид растений-хищников? (В природе всё разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот “росянка”, например, и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается)
Слайд 7 Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зелёным, бурым, белым и даже красным. Растёт он всю свою жизнь. Точнее растёт его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Слово “сфагнум” в переводе с греческого означает “губка”. Этот мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем вести сам!
Слайд 8 Кукушкин лён – это тоже мох. Он нередко растёт рядом со сфагнумом. Если сфагнум мягкий и нежный, то кукушкин лён жёсткий и упругий. Вытягивается до 40 см.
- Чем мхи отличаются от другой болотной растительности? (Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются спорами – особый вид пыльцы – очень мелкими, разносятся ветром)
5. Рассказ-беседа о деревьях, растущих на болоте. Слайд 9
Почему на болотах мало видов деревьев?
Почему они низкорослые, чахлые? (На болоте слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, создать надёжную опору в этих условиях они не могут).
6. Работа с рубрикой “Путешествие в прошлое”
(Над таблицей “Болото” зажигаются мигающие огоньки. Появляется “болотная ведьма”).
- Испугались? Страшно? В тёмные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? На дне болот гниют остатки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода воздуха загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить спокойно по болотам могут колдуны и ведьмы.
(“Ведьма” проводит физкультминутку)
На болото мы пойдём,
Много клюквы наберём.
Сладкая(?), приятная,
Очень ароматная.
(“Ведьма” угощает всех клюквой)
7. Общеклассная дискуссия.
- Какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)
- Где в природе бывает много животных? (Там, где много пищи и надёжное укрытие)
- Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах? (Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно. Лось любит водоросли, даже ныряет в воду за ними).
- Рассмотрите таблицу, назовите известные вам виды насекомых, птиц. Как вы думаете, почему их на болоте много?
- Что общего во внешнем виде птиц? (У всех длинные ноги – удобнее ходить по болоту; хорошие длинные клювы – доставать пищу из воды; все они летают, а утки ещё и плавают).
Слайд 10 - Живёт на болоте интересная птица – выпь. Окраска у неё не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и … становится невидимой. Охотится ночью. Долго стоит у воды и наблюдает, не проплывёт ли мимо добыча. Как только увидит выпь малька, головастика или рыбёшку – молниеносный выпад и добыча оказывается в клюве.
По вечерам и утрам над болотом протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это слышится голос выпи. (Учитель включает заапись с голосом выпи).
Слайд 11 - Кроме вышеперечисленных животных на болоте водятся лягушки. (Выходят 2 ученика. На голове у них шапочки – маски лягушек.)
Физкультминутка
(На фоне голосов лягушек)
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Лапками топали, лапками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Вам, друзья, физкультпривет!
8. Рассказ учителя о значении болот и их охране.
- Сегодня вы узнали много интересного о болотах. Это настоящая “кладовая” солнца. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь есть замечательные вкусные и полезные ягоды, богатые витаминами. (В ходе рассказа к “солнышку” прикрепляются рисунки с изображением ягод, растений, птиц, торфа). Водятся интересные животные. Болото даёт торф – хорошее горючее, подстилка для скота, удобрение.
- Как вы думаете, надо ли охранять болота?
- У нас в стране более 150 болот находятся под охраной. Если люди начнут уничтожать болота, исчезнет всё то замечательное, что есть в “кладовой” солнца.
9. Книжная выставка “Кладовая солнца”
- Много интересного о болотах вы узнаете, прочитав книги, помещённые на этой выставке.
V. Закрепление изученного материала.
Литературная викторина “Кто живёт на болоте”
- Назовите автора и его произведение. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?
Слайд 12
“Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого её берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном”
(Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”)
Слайд 13
“Наш бегемот провалился в болото
И ни туда, ни сюда.
О, если вы не придётё,
Он утонет, утонет в болоте…
Ох, тяжелая эта работа
Из болота тащить бегемота…”
(К.И.Чуковский “Телефон”
Слайд 14
“А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает, куда. Вот он шёл-шёл, дошёл до болота, видит, сидит лягушка, подхватила его стрелу”
(Русская народная сказка “Царевна-лягушка”)
Слайд 15
“А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая-тонкая и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперёд, взад-вперёд”
(В.Бианки “Первая охота”)
Слайд 16
“Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.
Вдруг реснички зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка”
(В.Бианки “Страшное растение”)
VI. Подведение итога урока.
- Что нового вы узнали об обитателях водоёмов?
- Что вас поразило?
- Что ещё хотелось бы узнать о болотах?
Прочитав материалы учебника, я думаю, вы получите ответы на интересующие вас вопросы.
VII. Рефлексия.
- Я хочу, чтобы вы выразили своё отношение к уроку. Если очень понравился, прикрепите к болоту “клюкву”. Если не очень – “голубику”. А уж если совсем не понравился – “чернику”.
(“Ягоды” в корзиночках.)
- Спасибо за оценку. Мне было очень приятно работать с вами.