Вид урока: интегрированный урок с использованием ЭОР.
Цель урока: формирование предметных компетенций, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Задачи урока:
- закреплять умение умножать двузначное число на однозначное;
- решать уравнения и составные задачи изученного вида;
- содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
- компьютер
- медиапроектор
- экран
- компьютерная презентация
- памятка “Алгоритм умножения”
- смайлики
- звёздочки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А давайте полетим в космос?!
Космосом называется весь необъятный мир, который находится за пределами Земли. Слово “космос” обозначает “порядок”, “строй”.
2. Сообщение темы и цели
- Сегодня мы с вами полетим в математический космос.
А там мы с вами будем
Думать и считать,
Приём умножения
Будем закреплять,
А также непростую
Задачу решать.
- Итак, тема урока “Умножение двузначного числа на однозначное”
3. Актуализация пройденного
- Так как мы сегодня путешествуем в космосе, а туда берут самых способных, значит вы такие и есть, то и оценки у нас космические- звёзды. Красная звезда- оценка “5”, жёлтая-“4”, другие, я уверена нам сегодня не понадобятся. Вы собираете звёзды , а в конце урока мы подведём итоги нашей работы.
- Сейчас мы с вами побудем конструкторами. А вы знаете кто такой конструктор?
Это разработчик конструкций и механизмов. А нам же нужно на чём-то отправиться в космос.
Нам нужно решить примеры и собрать ракету. Если мы правильно решим, то часть ракеты становится на своё место.
7*3= 3*20= 9*2= 40*2= 6*4= 10*7= 3*8= 3*30=
За каждый правильный ответ ученики получают звёздочку
- На сколько групп можно разделить фигуры, из которых состоит ракета?
- Пересчитайте количество многоугольников. Сколько их?
- Чтобы взлететь, нужно числа представить в виде суммы разрядных слагаемых.
36=...+... 93=...+... 54=...+... 67=...+... 72=...+... 81=...+...
- Ракета к старту готова! Экипаж готов? Полетели!
Всё, что увидим и услышим,
В бортовой журнал запишем.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Умножение двузначного числа на однозначное”
Чистописание
- Сколько планет в солнечной системе?
Будем писать цифру 8.
888. 888.
4. Закрепление
Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей.
- Ракета двигается силой наших мыслей, поэтому нам нужно постоянно думать. Открываем учебник на девятой странице. По курсу у нас планета Меркурий. Чтобы долететь, выполняем №1 в учебнике.
- Давайте ещё раз с помощью памятки вспомним алгоритм умножения двузначного числа на однозначное
Памятка
1. Заменяю
2. Получился пример
3. Умножаю каждое слагаемое
4. Складываю результаты
- Работа у доски с объяснением
37*2=(30+7)*2=30*2+7*2=60+14=74
5*19=19*5=(10+9)*5=10*5+9*5=50+45=95
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Расплавит ракету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мертвый покой.
– Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.
Год – это время, за которое наша планета делает
полный оборот вокруг солнца. Чему он у нас равен?
Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро.
Эта планета меньше Земли в 20 раз.
Давайте узнаем: сколько земных дней длится год на
Меркурии. Для этого надо 22 умножить на 4. Видите у
нас и знак умножения сегодня необычный-
космический(звёздочка)
22*4=(20+2)*4=20*4+2*4=80+8=88
- Проверяем. Год на этой планете длится 88 земных суток.
- Итак, летим дальше. По курсу у нас планета Венера. Чтобы добраться до планеты ,нужно выполнить задание №2 в учебнике. Решаем 2 столбика примеров, кто считает быстро, может решить остальные( работа у доски с объяснением и подробной записью).
ФИЗМИНУТКА
- Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. По размерам эта планета равна Земле. Ночная температура на Венере равна -23 градуса, а дневную узнаем, если 24 умножим на 5 .
25*4=20*4+5*4=80+20=100
- Проверяем. Дневная температура на Венере +100 градусов.
5. Повторение
Полетели дальше.
- В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, – это Сатурн. Если мы решим задачу, то узнаем очень интересный факт о кольце.
Задача: В 9 отсеках космического корабля 27 иллюминаторов. Сколько иллюминаторов в 5 отсеках, если в каждом отсеке их количество одинаково?
- Как решали задачу? Проверяем.
- А какой интересный факт должны были узнать?Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7–8 лет принимает наибольший размер. Последний раз кольцо исчезало в 2011 году. Через сколько лет это произойдёт снова, в каком году?
- Обратите внимание, похожую задачу под №5 в учебнике вы будете решать дома.
- Летим дальше.
А во тьме,
Горя неярким светом,
Из глубин
Космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая холодная звезда.
- Чтобы долететь до этой планеты, нужно решить №8, самостоятельно решаем первую строку уравнений.
- Что неизвестно в первом уравнении? (уменьшаемое)
- Как его найти? (к разности прибавить вычитаемое)
- Что неизвестно во втором уравнении? (вычитаемое)
- Как его найти? (из уменьшаемого вычесть разность)
- Что неизвестно в третьем уравнении? (слагаемое)
- Как его найти? (из суммы вычесть известное слагаемое)
Взаимопроверка
- Сейчас возьмём карандаши, обменяемся тетрадями с соседями по парте и проверим правильность решения уравнений.
- Вторую строку задания вы будете решать дома
– А теперь, ребята, отгадайте, о какой планете идёт речь?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
- Чтобы вернуться, нужно выполнить №6.
- Чертим первый отрезок, его длина 12 см.
- Как найти длину второго отрезка?
- Длину третьего?
- Вот мы и вернулись назад. Какая планета самая красивая?
– Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
6. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- А сейчас вам нужно показать, с каким настроением вы уходите с урока.
Оцените при помощи смайлика (они раздаются в самом начале урока и лежат на партах):
- Всё понял(а), могу помочь товарищу
- Понял(а), но остались ещё вопросы
- Совсем ничего не понял(а)
Выставление оценок, суммирование полученных звёздочек.
7. Домашнее задание
с. 9 №5, №8 (2 строка) записано на доске
- Открыли дневники, записали задание и выставили оценки.
- Ребята, спасибо за урок, очень приятно с вами работать.
Используемая литература и ресурсы
1. О.А. Мокрушина “Поурочные разработки по математике 3 класс”, Москва “Вако”, 2007
2. Википедия-Солнечная система
3. Журнал “Начальная школа” №5 2006