Сегодня школьное воспитание приобретает в нашем обществе практическую значимость, ибо его цели и задачи ориентированы, главным образом, на совершенствование трудовой деятельности, на развитие у школьников внутренней потребности и способности созидать. Оно выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений, в том числе, семейных. Изменение характера семейных отношений, способы повышения благосостояния семьи, развитие гендерных чувств, социальное становление личности школьника на этой основе – это органически взаимосвязанные процессы. Без понимания существования распределения семейных трудовых обязанностей, без ощущения инициативы и творчества в семейных отношениях невозможны гендерная мораль и семейная этика. Процесс модернизации семейных отношений углубляется, а следствием этого становится перераспределение обязанностей мужчины и женщины в семейной и производственной деятельности. Этот феномен выдвигает задачу изменения традиционного содержания всестороннего воспитания. Понятия: научно-технический прогресс, культура и интеллигентность прямо связаны с развитием семьи и общества. Все эти компоненты целесообразно рассматривать интегративно, так как они являются частью проблемы формирования гендерных качеств личности школьника.
Школа является важным фактором гендерно-ролевой социализации учащихся. Учителя часто взаимодействуют с учениками, исходя из собственных гендерно-ролевых стереотипов. Педагог может ожидать, что мальчики будут хорошо успевать по таким предметам, как математика и естественные науки, а девочки - по языку и литературе. В результате мальчики и девочки получают различные типы поощрения. Это может препятствовать достижениям учащихся, которые, возможно, не будут проявлять особых стараний в тех областях, где они не получают достаточного поощрения.
Для учителя технологии важно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не только выявлять и развивать способности каждого ученика, но и формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, уважающую себя и окружающих людей. Поэтому задачей гендерного воспитания является не просто дать знания в области технологии, а сформировать у школьника качества личности необходимые для гендерно-ролевой социализации: дисциплину, ответственность, подчинённость личных интересов общим, инициативу и творчество, желание и умение договариваться с окружающими. Большую помощь в этом оказывает сближение технологии, обслуживающего труда и домоводства, ставшее традиционным.
Гендерные чувства имеют прямое отношение к этическим категориям: совесть, стыд, честь, гражданственность, чувство меры и гармонии. Если явление, процесс, человек или продукт его труда обладают мерой, гармонией и ритмом, то они способны доставлять эстетическую радость. Моральный поступок восхищает окружающих и вызывает у школьника гордость, если он отражает значимую для школьника гендерную роль.
Цель гендерного воспитания на уроках технологии – создание условий для осознанного выбора учеником своей социальной гендерной роли. Создание на уроке комфортных, психологических, эмоциональных условий и благоприятной атмосферы – обязательная норма для формирования положительного отношения к обязательному, добросовестному выполнению трудовых и семейных обязанностей. Педагогу важно помнить, что осознание школьником своей гендерной роли рано или поздно происходит и выливается в действие. Современный урок технологии помогает ученику примерить на себе разные социальные роли и ощутить чувство гордости, удовлетворения.
Фактором, стимулирующим развитие гендерных чувств, является самовоспитание. Ещё Сухомлинский утверждал: “…будь педагог хоть семи пядей во лбу, он всё равно не добьётся своей цели, если воспитанник не будет воспитывать себя сам”. В процессе самовоспитания должны присутствовать такие категории, как сознательность и самооценка. Адекватная самооценка позволяет ученику отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с технологическими требованиями учителя. Неадекватная самооценка бывает завышенной или заниженной, что препятствует качественному выполнению целей и задач. В гендерном воспитании адекватная самооценка является необходимым условием формирования высокого уровня нравственных и этических чувств.
Для формирования у учащихся культуры гендерных отношений в тематическом планировании на уроках технологии предлагаются следующие дополнительные сведения к основному содержанию занятий.
В разделе “Кулинария” включены вопросы:
- распределение обязанностей в семье по составлению меню, приготовлению пищи;
- роли членов семьи во время чайных церемоний;
- культура поведения за столом;
- обязанности по ремонту и обслуживанию кухонной бытовой техники;
- правила техники безопасности при затачивании ножей;
- семейный сбор ягод и грибов;
- распределение обязанностей при приготовлении обеда в походных условиях.
В разделе “Материаловедение” обращается внимание на следующие вопросы:
- влияние натуральных и синтетических тканей на женскую кожу;
- влияние цветовой гаммы и рисунка на женственность в образе.
В разделе “Машиноведение” рассматриваются проблемы:
- применение физической силы в различных профессиях машиностроения;
- необходимость учёта веса швейного оборудования и приспособлений при работе.
В разделе “Рукоделие делается акцент на:
- бережное отношение к чужому труду;
- самостоятельность в выполнении домашних заданий;
- изготовление подарков для мамы, бабушки, сестры;
- особенности в изготовлении подарков для папы, дедушки, брата.
В разделе “Конструирование” рассматриваются вопросы:
- самовыражение женской и мужской индивидуальности в конструкции одежды;
- влияние юбки на женственность образа;
- влияние брюк и шорт на походку;
- влияние цветовой гаммы одежды на взаимоотношение людей;
- применение дополнительных аксессуаров к одежде для подчёркивания женственности.
В разделе “Технология ведения дома” обращаю внимание учеников на:
- влияние интерьера и уюта на взаимоотношения в семье;
- культура домашней одежды для женщины и мужчины;
- семейное распределение обязанностей по уходу за жилищем;
- возможность договориться членам семьи о перераспределении семейных обязанностей;
- мужские и женские обязанности в семье;
- комфортность семейных отношений.
В разделе “Гигиена девушки” включены вопросы:
- умеренное использование косметики – признак хорошего женского вкуса;
- женские и мужские причёски, их влияние на характер и взаимоотношения;
- особенности ухода за ногтями девушек и юношей.
Предлагаю конспект открытого урока по технологии в 8 классе из раздела “Технология ведения дома”.
Тема урока: Мужские и женские обязанности в семье.
Цели урока.
Обучающая: сформировать понятия: мужские и женские обязанности, обязанности по согласованию, усвоить образы мужского и женского начала, ознакомиться с особенностями распределения обязанностей в семье.
Развивающая: развивать организационные умения по распределению обязанностей в своей будущей семье.
Воспитывающая: формировать инициативу и самостоятельность, инициативность в принятии решения, осознанную потребность в комфортных семейных отношениях.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование:
для учителя: проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация “Мужские и женские обязанности в семье”;
для учеников: учебник, тетрадь, цветные записки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
3. Формирование знаний учащихся.
3.1. Понятие комфорта в семье.
3.2. Понятие о семейных мужских и женских обязанностях в разные периоды истории.
3.3. Понятие семейных обязанностей в современном обществе.
3.4. Понятие обязанностей по согласованию и договорённости.
4. Выполнение практической работы “Модель распределения обязанностей в моей будущей семье”.
5. Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Содержание некоторых пунктов хода урока
2. Актуализация знаний.
Кто хочет быть счастливым? Поднимите руки.
Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим фрагмента из фильма “Ералаш”.
Создать семью не сложно, но как сохранить семейное счастье?
Почему у любящих друг друга молодых людей возникают проблемы в семейных отношениях?
Одна из причин: незнание семейных обязанностей мужчины и женщины и нежелание их выполнять.
Разговор на уроке пойдёт о мужских и женских обязанностях и вариантах их распределения для создания счастья и комфорта в семье.
(Слайд 1. Запись темы в тетради.)
3. Формирование знаний учащихся.
3.1. Что такое комфортность семьи прочитаем по учебнику “Технология. Обслуживающий труд. 8 класс” под редакцией Симоненко В.Д.
(Слайд 2)
3.2. Понятие о семейных мужских и женских обязанностях в разные периоды истории.
Семейные отношения переживали изменения в разные эпохи.
(Слайд 3)
В первобытно-общинном строе семейные отношения строились по принципам патриархата – преобладающая роль мужчины в хозяйстве и семье.
Семейные отношения при матриархате характеризовались доминирующим положением женщины в обществе и наследование имущества и должностей по материнской линии.
В период Домостроя (средние века) обязанности мужчины и женщины были определены и основаны на библии.
В Библии воплощается идея о том, что мужчина и женщина составляют единое целое. Женщина создана как помощница для мужчины: “И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”. Исходя из равноправия мужчины и женщины, в Новом Завете говорится: “…Мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь, как сонаследникам благодатной жизни…”. Ведущая роль женщины в судьбе человечества, как отмечается в Ветхом Завете, выражается в деторождении и воспитании детей, а мужчины – в тяжелом труде. (Слайд 4)
Физиологическая и психологическая природа мужчины и женщины разные.
Это определяет их модели поведения в обществе и в семье. Не нужно идти против природы. Природу мужчины и женщины можно понять и принять.
Мужчина – голова, а женщина – шея.
Мужчина – это разум, лидер, добытчик, защитник, труженик, обладатель физической силы, ответственный за воспитание детей.
Женщина – чувство, помощница, мать, хранительница домашнего уюта, экономная хозяйка.
3.3. Понятие семейных обязанностей в современном обществе.
В современном мире женщина, добивающаяся равноправия с мужчиной, занимается общественным трудом и работает на производстве.
Нагрузка на женщину возрастает.
Ей трудно успевать одновременно ухаживать за детьми, быть хорошей матерью и качественно работать и делать карьеру. Неизбежно приходится чем о жертвовать.
Кто же ей может помочь? Муж.
Взаимопомощь в современной семье необходима для комфортных отношений.
Минутка здоровья. (Слайд 5)
Закройте глаза и представьте себя в шикарном свадебном платье.
Звучит вальс 1 минута.
3.4. Поэтому необходимо планирование при распределении семейных обязанностей. В современной семье некоторые обязанности по договорённости перераспределяются.
Обсуждать и делать это лучше до принятия женщиной решения создать семью и ответить на предложения мужчины.
Логика такова:
мужчина делает женщине предложение,
женщина принимает его или нет.
Женщине лучше сначала проявить инициативу по планированию уклада в семье и согласовать, договориться с мужчиной о распределении обязанностей, а после принимать решение по созданию семьи с этим человеком.
В противном случае, создав семью, мужчина и женщина имея разногласия,
Могут не договориться. Комфорта в семье не будет.
Какая модель семьи принимается будущими супругами, так и распределяются обязанности.
Поэтому распределение обязанностей зависит от того:
(Рассматриваем слайд 6)
Кто – глава, а кто – ведомый,
Кто – сила, а кто – слабость,
Кто – почитатель, а кто – почитаемый.
Так же учитывается состав семьи, состояние здоровья его членов и степень их занятости.
4. Выполнение практической работы. (Слайд 7)
Посмотрите на примерный список семейных обязанностей. (Приложение 1)
Модель семейных отношений в вашей семье создана вашими родителями.
Что бы вам хотелось изменить для сохранения комфорта в вашей семье?
Когда-нибудь и вы создадите свою семью.
Как бы вы распределили обязанности в своей будущей семье?
Вам предлагается выбрать модель счастливой семьи и распределить в ней обязанности.
Учащиеся заполняют таблицу. (Слайд 8)
Мужские обязанности | Женские обязанности |
5. Подведение итогов занятия.
Девушкам по желанию предлагается прокомментировать выполненное задание.
5.1. Домашнее задание. Понаблюдать: как распределяются обязанности в вашей семье и как это влияет на её комфортность.
5.2. Рефлексия.
Жанр “Записка”.
Каждой девушке предлагается написать записку с ответом на вопросы:
Какой урок я вынесла после нашего общения?
Что я открыла для себя нового?
Ответы учениц.
Аня: “Я поняла, что нужно учиться договариваться”.
Соня: “Я поняла, почему в семье ссорятся”.
Катя: “Обязанности надо добросовестно выполнять”.
Вика: “Женщина должна быть помощницей мужчине”.
Саша: “Если женщина - глава семьи, она не должна забывать, что мужчина по своей природе – лидер”.
Приложение 1
Примерный список семейных обязанностей