Внеклассное занятие по литературному чтению "Будем дружбой дорожить"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

Дальнейшее развитие представлений учащихся о дружбе.

Обогащение практического опыта учащихся в сфере межличностных отношений.

Задачи:

  1. Развивать у детей логичность мышления, воссоздающее воображение и фантазию, творческие способности.
  2. Развивать интерес к чтению книг, работать над развитием устной монологической речи.
  3. Выявить представления детей о том, что такое дружба, почему надо дорожить дружбой (на основе произведений А.Барто.).
  4. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Подготовительная работа: Разучивание песен “Когда мои друзья со мной” (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского), “Дружба школьных лет” (сл. М. Пляцковского, муз. М Парцхаладзе), стихотворений (автор А. Барто): “Ссора”, “Требуется друг”, “Подружки”, “Друг напомнил мне вчера”, “У него вагон достоинств”, “Я рисую”, “Дружба” инсценирование, рисунки, наглядно-иллюстративный материал.

Оформление: На доске “Правила дружбы”, рисунки на тему: “Мой друг”.

Ход урока

Дети исполняют песню “Дружба школьных лет”.

Учитель: Сегодня мы собрались в нашем светлом уютном классе, где с первых дней вашей жизни в нём вы учились не только читать и писать, но и дружить, уважать друг друга, выручать в беде, не обижать, не ябедничать.

По праву мы можем назвать его Домом Дружбы.

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, что значит настоящий друг и, что нужно делать, чтобы дружба была крепче. Поможет нам в этом творчество А. Л. Барто.

Тема нашего занятия: “Будем дружбой дорожить”.

Ученик:

Дружба! Дружба!
Слово вечно молодое!
Дружба! Дружба!
Слово каждому родное!
Чтобы жить веселей,
Быть умней и смелей –
Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.
Навсегда дружить умей!

Учитель: Как вы понимаете выражение: “Будем дружбой дорожить”.

(Значит, беречь, охранять, стараться быть хорошим другом, чтобы дружба была ещё крепче.)

Как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей) Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на этот вопрос нет. Но задуматься над этим должен каждый. Великий знаток русского слова С.И.Ожегов дал дружбе такое определение:

Дружба отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (дети читают).

Учитель: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что он близок, близки его интересы, взгляды.

Так давайте поговорим, каким должен быть настоящий друг.

Вот так в своих рисунках вы изобразили своих друзей.

Выставка рисунков.

Ученик.

Я рисую. На рисунок
Переходишь ты, мой друг.
Если нос немного сбоку,
Если ухо лезет ввысь,
Если бровь упрётся в щёку –
Ты прости и не сердись.
Выйдет, всё-таки, похоже,
Потому что мы– друзья.
Всё внимательней и строже
В друга всматриваюсь я.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, хотели бы вы иметь такого друга? (За каждый правильный ответ – жетон.)

Работа над образом друга.

Ученик.

У него достоинств много,
Недостатков нет почти.
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать.
Он сильный, а не слабый.
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы.
Он выигрывать умеет, –
Не боится проиграть,
“Очень быстро он умнеет!”
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться-
Это тоже нелегко.

(Ответы детей.)

Учитель. О каких качествах (достоинствах) человека говорится?

(Весёлый, сильный, умный, трудолюбивый, вежливый.)

Учитель. А такого друга вы хотели бы иметь? Почему?

Ученик.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
– Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

Учитель.

А у вас в жизни бывали ситуации, похожие на эту?
(Ответы детей.)

Работа с пословицами.

Учитель. По теме занятия вы приготовили пословицы о дружбе, которые нам тоже помогут выяснить, каким должен быть друг.

  1. Без беды друга не узнаешь,
  2. Друг познаётся в беде.
  3. Был бы друг, будет и досуг.
  4. Друг рубля дороже.
  5. Дружба проверяется временем.
  6. Без друга – на сердце туго.
  7. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

(Дети объясняют смысл пословиц.)

Песня “Когда мои друзья со мной”.

Учитель. Очень важно в жизни иметь хорошего друга, но очень трудно порой разобраться, тот ли это человек, которого можно назвать другом. Друг – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ: а готов ли он сам быть другом? Сейчас мы с вами посмотрим и послушаем несколько историй, в которых вы, может быть, узнаете себя или своих знакомых, и постараемся сделать какие-то выводы.

Инсценирование. “Подружки”.

Летний зной стоит над садом,
Комары звенят в траве,
Шесть подруг, усевшись рядом,
Вышивают на канве.
Обсуждают все вопросы,
Все серьёзные дела,
Хвалят Танечкины косы:
– Хорошо их заплела!
– Вяжет Танечка на спицах!
– Как она прекрасно шьёт!
– Нина – чудная певица.
Замечательно поёт.
От похвал сияют лица,
Всем приятна похвала,
Но пора и расходиться,
Первой Танечка ушла.
Говорит одна подруга,
(Их теперь осталось пять):
Татьяна слишком туго
Стала косы заплетать.
Вот и солнышко садится.
Вот уходит и певица.
– Поскорей она ушла бы –
Говорят подружки вслед.
– У неё и голос слабый,
Никакого слуха нет.
Вот спускается прохлада,
Не сидеть же до темна.
Уходить подружкам надо,
Не уходит ни одна.
– Ты бы лучше уходила!
Просит Катеньку Людмила,
Что сидеть до темноты?
– Ничего – вздыхает Катя –
Уходи сначала ты.
– Чур-чура! – кричит Наташа,
Я последняя уйду.
Говорят, подружки наши
До сих пор сидят в саду.

Учитель. Можно девочек назвать подружками? Почему?

Назовите отрицательные черты характера этих девочек.

Продолжаем разговор о том, каким должен быть, а каким – не должен быть друг.

Ученик. “Требуется друг”.

Все живут, не тужат –
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
И характер кроткий.
Я шепчу: дружи со мной,
Мы же одногодки!
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонка свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу – а ты со мной
Подружись хоть на день,
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы –
Говорят: молчала бы!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!

Учитель. Почему девочке так и не удалось ни с кем подружиться? Для чего ей потребовался друг?

(Ответы детей.) А сейчас один мальчик просит у вас совета. Поможем ему?

“Ссора”.

Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
Мне б сказать спокойно надо:
“Слушай, ты же не права!”
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова.
Как загладить те слова?

(Дети дают совет, как надо поступить мальчику.)

Учитель. Ну вот, уже понемножечку нарисовался образ друга.

Игра “Мой друг”.

На доске – таблички со словами – описаниями друга.
Постарайтесь нарисовать для себя словесный портрет вашего друга.

Красивый Смелый Правдивый
Умный Добрый Преданный
Высокий Верный Ленивый
Богатый Весёлый Завистливый
Сильный Вежливый Порядочный

Учитель. Молодцы, ребята! Я одобряю ваш выбор. С друга хочется брать пример.
Желаю вам стараться быть похожими на ваших друзей, соответствовать образу друга, который вы себе нарисовали.

Чтобы не потерять друзей, чтобы дружба была ещё крепче, давайте с вами составим правила дружбы.

Правила дружбы.

  • Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.
  • Если друг попал в беду, помоги, чем можешь.
  • Умей сопереживать не только в горе, но и в радости.
  • Выручай друга. Поделись с ним всем, что могло бы помочь ему.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Хорошо дружить – значит, говорить друг другу правду.
  • Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.
  • Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.
  • Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

Учитель. Помните и соблюдайте эти правила, и всегда рядом будут друзья.

Можно ли прожить без дружбы? Почему? (Ответы.)

Подведение итогов. Заключение.

Учитель. Дорожите дружбой! Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но ещё меньше
не торопитесь расставаться.

Ученик.

Кода живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей,
Они тебе помогут,
И с ними веселей!

Учитель. А сейчас посчитаем, кто набрал больше всех жетонов. Это ребята, которые очень хорошо разбирались сегодня в вопросах дружбы. Они встанут в центр круга, а мы всё вокруг них образуем большой круг.

Хоровод.

А теперь споём и спляшем:
Шире круг, шире круг!
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!