Цель конференции: привлечение учащихся к изучению биоразнообразия региона, экологического состояния и сохранения окружающей среды.
Задачи:
- активизировать обучающихся к изучению и сохранению окружающей среды;
- воспитание экологической культуры;
- приобщение к пониманию экологических проблем современности;
- побуждение к исследовательской деятельности;
- развитие интереса и творчества учащихся.
План проведения экологической конференции:
- Вступление учителя
- Выступление чтеца со стихотворением: “Человек это природа”.
- Доклад учащихся: “Загрязнение и охрана земли”.
- Сценка: “Туристы”.
- Памятка поведения на природе.
- Выступление чтеца со стихотворением: “Смею вам я доложить – без воды нам не прожить”.
- Доклад учащихся о загрязнении воды и охране водных ресурсов.
- Викторина: “Вода в природе”.
- Доклад учащихся о чистоте и качестве воздуха и способах его очищения.
- Творчество писателей, художников, поэтов о природе.
- Приокско-Террасный заповедник.
- Заключение. Подведение итогов.
- Чтец читает стихотворение: “Смотрю на глобус – шар земной”.
Наглядные пособия:
- На столах: цветы, цитаты о природе, земле, воде.
- Выставка плакатов, фотоснимков.
- Глобус.
- Красная книга.
- Конституция РФ.
- Компьютерная презентация.
Ход проведения экологической конференции
(слайд 1) Вступление учителя
Наше мероприятие посвящается вопросам экологии, разговору о том, как сберечь наш общий дом – планету Земля с её природными богатствами и самого человека.
(слайд 2) По-гречески “Экос” - дом, “Логос” - наука. Наука о доме, о месте жительства. Земля – дом для существ, на ней живущих.
(слайд 3) Существует 4 закона экологии:
Всё связано во всём;
Всё должно куда-то деваться;
Ни чего не даётся даром;
природа знает лучше.
(слайд 4) Чтец читает стихотворение: “Человек”
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождём.
Всё вместил в себя. Версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа....
Так давайте природу беречь.
С. Острова
(слайд 5) Доклад учащихся: “Загрязнение и охрана земли”
Среди всех современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. (слайд 6) Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Каждый день в городах образуется огромное количество бытовых отходов.
Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить незагрязненную воду, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать всё это становиться с каждым днём всё сложнее. Виной тому сильное загрязнение окружающей среды. Всё чаще наш взор бывает обращен на неухоженные поля, горы мусора, вырубленные леса.
- Что же делать?
(слайд 7) А теперь представьте, что на том месте, где находится свалка, могли быть цветники, леса парки.
(слайд 9) Сценка: “Туристы”
Турист 1. Сегодня мы пошли гулять, благо лес – рукой подать!
Турист 2.
Закупили всё подряд: пищу, спички, лимонад.
Свежий ветер возбудит, наш здоровый аппетит.
Турист 3.
А пакеты, банки, склянки – лес большой он всё вместит!
Лес, он что, ничей!
Турист 1.
Ничей. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают: жги, руби и бей!
Турист 2. Урны нет!
Турист 3.
Неси в кусты! Мы с природою на ты!
Банки в земля закопаем.
Мусор птицам разбросаем.
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки.
Турист 1.
Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(слайд 10) Памятка поведения на природе
- Как сберечь красоту природы?
Это можно сделать, если усвоить несколько правил поведения на природе.
Памятка поведения на природе:
- (слайд 11) Не ломать ветви деревьев и кустарников;
- (слайд 12) Не повреждать кору деревьев;
- (слайд 13) Не собирать букеты цветов;
- (слайд 14) Ходить в лесу по тропинкам;
- (слайд 15) Не разорять гнёзда, муравейники;
- (слайд 16) Не разводить костры без надобности;
- (слайд 17) Не выезжать в лес на транспорте;
- (слайд 18) Никогда не оставлять после себя беспорядок.
(слайд 19) Чтец читает стихотворение: “Смею вам я доложить – без воды нам не прожить”.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Н. Рыжкова
(слайд 20) Доклад учащихся о загрязнении воды и охране водных ресурсов
Вода – народное достояние, а те, кто загрязняет её, приносит людям вред.
На лучших предприятиях воду не сбрасывают в реку. Её очищают и заставляют работать вновь.
(слайд 21) Если выливать эту воду в реки без очистки, то через некоторое время из рек ни чего кроме рваных башмаков и консервных банок, не выудишь.
(слайд 22) Существуют станции, где сточную воду превращают в питьевую. Вода проходит сложный процесс очистки от примесей и химических элементов. Если вокруг нет ни капли пресной воды, то всё золото мира не нужно тебе. Заводы, фабрики – загрязняют реки сточными водами, если не принять мер – реки умрут. А вместе с ними исчезнет целый мир существ, обитающих в них. (слайд 23) Достаточно 12,5 г. нефтепродуктов и вода станет, не пригодна для питья и орошения.
(слайд 24) Викторина: “Вода в природе”
- Что бывает самой сладкой в жаркий день?
- Какой формулой изображают воду?
- Много ли рыбы пьют воду?
- Откуда берется дождь?
(слайд 25) Доклад учащегося о чистоте и качестве воздуха и способах его очищения.
- А воздух, которым мы дышим?
Заводы, фабрики своими выбросами в атмосферу сделали воздух земли практически не пригодным для дыхания. Быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта привел к увеличению объема токсических выбросов. Основными усилиями для очищения воздуха – это сеть очистных сооружений или технически безотходное производство.
(слайд 26) Автотранспорт – главный источник загрязнения воздуха. В выхлопных газах содержится много разных веществ: оксид углерода, азота, углеводорода, соединений свинца. (слайд 27) Для очищения воздушного пространства большую помощь окажут земельные насаждения – легкие планеты. Леса не только очищают воздух, но являются сообществом живых организмов.
(слайд 28) Творчество писателей, художников, поэтов о природе
Природа земли прекрасна, она восхищает нас своей красотой, природа охраняет наше здоровье. (слайд 29) Любовь к природе делает нас добрее, внимательнее, заботливее. (слайд 30) Многие писатели, художники посветили своё творчество природе. Они сумели описать природу во всём многообразии. (слайд 31)
Вот раздумья о будущем и своей близости к русской природе
А. Ахматовой.
(слайд 32)
Я пришла сюда бездельница,
Всё равно мне, где скучать.
На пригорке дремлет мельница,
Годы можно здесь молчать.
(слайд 34)
Замечаю всё как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу, молчу готовься
Снова стать тобой земля
Ф.И. Тютчев
(слайд 33)
Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с ней осознаём.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Н.А. Некрасов
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Б.Л. Пастернак (картина Саврасова “Рожь”)
(слайд 35) “Сосны”
И вот бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены,
И от болезней, эпидемий
И смертей освобождены.....
(Сосновый бор Шишкин И.)
(слайд 36) Приокско-Террасный заповедник
С целью охраны природы в в 19 в. Стали создаваться различные охраняемые территории. Это, прежде всего – заповедники. Заповедники – это участки, изъятые из хозяйственного использования, на которых сохраняются в полном естественном состоянии все природные компоненты и их природные комплексы.
На территории серпуховского района создан Приокско-Террасный заповедник в 1945 г. для сохранения старовозрастных лесов, остепненных лугов на надпойменных террасах Оки. (слайд 37) В растительном покрове преобладают сосновые и еловые леса. На остепнённых лугах произрастает более 50 видов растений – окской флоры. В фауне 55 видов млекопитающих, 134 вида птиц, 5 видов рептилий, 10 – амфибий. (слайд 38) Среда охраняемых видов – зубр, лось, косуля, бобр, барсук. В заповеднике действует центральный зубровый питомник.
(слайд 40) Заключение. Подведение итогов
Экологические проблемы, стоящие перед человечеством носят глобальный характер. Интенсивное загрязнение окружающей среды, хищническое потребление природных ресурсов, далекий от естественного образа жизни – создают угрозу для здоровья людей. Человек должен гармонизировать свои взаимоотношения с природой сознательно и разумно влиять на окружающую среду.
Теперь вы понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша земля. Но этот дивный мир нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи.
Именно вам придется решать экологические проблемы, каждый из вас способен внести свой вклад в это дело. Необходимо немедленно начать бережно относиться к природе.
Земля – планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны её любить и беречь.
Чтец читает стихотворение: “Смотрю на глобус – шар земной”
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос у реки:
“Ты береги нас, береги”.
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”
Е. Шкловский