Форма проведения: устный журнал
Цели занятия:
- Актуализировать и систематизировать знания по основным разделам курса: вода, воздух, пища, жилище.
- Развивать умения и навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес через практическую направленность, рассуждать, выдвигать гипотезы, переносить знания на новую ситуацию.
- Раскрыть роль химии в познании природы, показать значение химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях изменения экологической обстановки.
Оборудование: сообщения учащихся, презентации, в/фильм “Химия вокруг нас”, телевизор мультимедийное оборудование, упаковки различных продуктов питания, отчёты по экскурсиям, фотографии.
Ход занятия
Ведущий:
Уважаемые гости сегодня вы присутствуете на презентации научно-популярного журнала “Мы от химии зависим...” страницы, которого представлены четырьмя основными разделами: ВОЗДУХ, ВОДА, ПИЩА, ЖИЛИЩЕ.
Фрагмент в/фильма “Химия вокруг нас” поможет нам понять актуальность сегодняшней темы.
Раздел 1.
Для биолога - это среда обитания живых организмов,
для физика - диэлектрик,
связиста - эфир,
для человека - воздух.
1-й ученик: сообщение о составе, значении воздуха и результатах работы по определению относительной запылённости воздуха в кабинетах и коридорах школы.
Вывод: актуальность проведения влажной уборки помещений. Проветривание кабинетов между сменами.
2-й ученик: основные источники загрязнений воздуха.
Раздел 2.
Удивительный вопрос?
Почему я водовоз?
Потому что без воды и не туды и не сюды.
3-й ученик: вода - ещё одна оболочка Земли. Посмотрите на глобус, 3/4 поверхности занимает вода. Вода находиться в постоянном движении, её движущей силой является Солнце, а основным источником воды - Мировой океан (презентация о свойствах воды, её значении и основных источниках загрязнения).
4-й ученик: Отчёт по экскурсии на очистные сооружения биологического типа в п. Горные ключи (альбом с фотографиями)
5-й ученик: Отчёт по экскурсии на станцию обезжелезивания воды в п. Горные ключи (альбом с фотографиями)
Раздел 3.
Две четверти желудка наполни пищей,
Одну питьём и одну оставь для ветра.
(древнетибетский трактат)
Учитель: Значительная часть пищевых продуктов, прежде, чем попасть на наш стол проходит переработку в условиях пищевого производства. Цель такой обработки придать придать пищевому продукту определённые качества (потребительские свойства). Для получения этих свойств в пищевые продукты дополнительно вводят некоторые вещества, получившие название “пищевые добавки”
6-й ученик: сообщение о пищевых добавках, европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и присвоении каждой добавке, которая прошла проверку на безвредность специального Е – номера.
7-й ученик: исследования показали, что не все пищевые добавки являются безвредными, и целый ряд таких веществ может представлять опасность для здоровья человека. Давайте определим насколько безопасны предложенные нам продукты (практическая работа “ определение безопасности продукта по составу на упаковке”
Итог: учащиеся делают выводы о степени опасности некоторых пищевых продуктов для здоровья человека.
Раздел 4.
Железо, никель и вольфрам дают возможность строить нам:
заводы, шахты, корабли, чтоб изменился лик Земли,
чтоб человек своим трудом себе построил светлый дом.
Учитель: современное жилище - это ещё одна тема для нашего разговора .Какую опасность таит в себе наша квартира?
8-й ученик: сообщение об опасностях, которую скрывают в себе микроволновые печи, зеркала, мобильные телефоны, компьютер и роли зелёных растений в помещении.
9-й ученик: защита проекта экологически безопасного жилища.
Ведущий: разделы все представлены, страницы закрыты. А нашу встречу хочется закончить словами Николая Константиновича Рериха: “самая большая в мире ценность – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь во всем протяжении: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем”. ( слова могут служить эпиграфом к занятия).
Спасибо за участие в деловом разговоре.
По вопросу презентации обращайтесь к автору.
Литература.
- Возная Н.Ф. Химия воды и микробиология. М.: Высшая школа. 1972.
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас М.: 1992.
- Мансурова С.В., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс М.:ООО “ Виктория плюс”, 2007
- Химия окружающей среды. Под редакцией Дж.О.М.Бокриса.М.: Химия, 1982.