Радиация ‒ экология и право

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (714 кБ)


10-й класс с углубленным изучением биологии

Цели урока: - изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические законы.

Оборудование: таблица "Радиочувствительность различных биологических объектов", схема "Типы биологического действия ионизирующего излучения на живые клетки"; видеомагнитофон или мультимедиа проектор.

Ход урока

I. Организационный этап Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Проверка домашнего задания

Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача которого - фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам, а 8-10 человек устно отвечают на вопросы, сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за неправильный - ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов,набранных каждым из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию.

III. Объяснение нового материала.

1. Понятие радиоактивности. Единицы измерения радиоактивности.

"Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?" В.И. ВЕРНАДСКИЙ (1922 г.)

С этих слов великого ученого мы и начнем. Получение атомной энергии непосредственно связано с радиоактивностью. Что же такое радиоактивность?

Радиоактивность - это процесс самопроизвольного превращения неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого элемента, сопровождающийся испусканием элементарных частиц или ядер.

2. Источники и природа радиации.

После доклада учащимся предлагается просмотр документального видеофильма, рассказывающего о событиях, произошедших в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г. и об общевойсковых учениях с применением ядерного оружия в сентябре 1954 г. на полигоне в Тоцком.

Для усиления эмоционального воздействия фильм сопровождался "Лунной" сонатой Бетховена . В конце фильма учащийся озвучивает воспоминания одного из офицеров, принимавших участие в учениях на Тоцком полигоне: "На сегодняшний день из пяти офицеров 1-й роты я один оставшийся в живых. Один из нас умер через три года, другого я встречал в 1972 г. в Новосибирске, он так и не выходил из больницы. У него были сильные головные и сердечные боли, которые он не смог выдержать и в конце концов застрелился. Осталось нас двое: я и мой товарищ - старший лейтенант, Герой Советского Союза. Я стал его разыскивать. Узнал, что он жил в Читинской области, сделал запрос в марте месяце 1999 г. Мне ответили, что Сурков Петр Яковлевич покончил жизнь самоубийством в 1989 г. Вот наша судьба..."

3. Влияние радиации на здоровье человека.

Радиоактивное излучение может воздействовать на организм прямо и косвенно. Прямое воздействие - это непосредственное взаимодействие излучения с биологически важными молекулами, например разрыв молекулы ДНК под действием гамма-излучения.

Косвенное воздействие обусловлено химическими реакциями биологически важных молекул с соединениями, образовавшимися в клетке под действием радиоактивного излучения. Можно выделить три этапа воздействия радиоактивного излучения на организм: физический, химический, биологический.

За этим следуют ранние биологические эффекты - гибель клеток и организмов (часы, недели) и отдаленные биологические эффекты - заболевания, генетические дефекты (годы, десятилетия). Генетические нарушения приводят к наследственным заболеваниям. (Можно показать слайды с примерами врожденных уродств, вызванных радиацией.)

4. Применение на практике закона об экологии окружающей среды.

Можно ли с помощью Конституции РФ и закона "Об охране окружающей природной среды" улучшить экологическую ситуацию? Для этого обратимся к 42-й статье Конституции РФ: " Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

Положение Конституции нашли свою конкретизацию в законе "Об охране окружающей природной среды". Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

IV. Закрепление материала

Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать последствия, к которым привела катастрофа на Чернобыльской АЭС. Класс делится на группы, каждая получает текст со сведениями об увеличении числа определенных заболеваний на загрязненных после чернобыльского взрыва территориях. Задание: прочитать текст и по статистическим данным построить график роста определенного заболевания или аномалии. После выполнения задания представитель от каждой группы докладывает о результатах исследования. Ребята наглядно убеждаются в том, какую опасность представляет радиоактивное облучение.

Текст для группы 1

Увеличение частоты случаев нарушения умственного развития после чернобыльской катастрофыОдним из самых трагичных и непредвиденных последствий влияния чернобыльского выброса на здоровье оказалось нарушение умственного развития у детей, родившихся у облученных матерей.По статистическим данным, в Гомельской области в 1986 г. было отмечено 100 случаев впервые установленного нарушения умственного развития, в 1990 г. эта цифра возросла до 680, а в 1993 г. было зарегистрировано 910 случаев умственной отсталости у детей. В 1994 г. наблюдался резкий скачок по этому показателю: было обнаружено 1200 детей, отстающих в умственном, развитии. В 1995 г. эта цифра уменьшилась до 900 случаев.Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. подвела итоги обследования 2189 ребенка, родившихся на загрязненных территориях Белоруссии, Украины и России, и 2021 детей, родившихся на незагрязненных территориях. Дети, родившиеся у облученных матерей, отставали в умственном развитии, имели разного рода нарушения поведения и больше эмоциональных проблем, чем их сверстники, родившиеся на радиационной чистой территории. Таким образом, радиация нарушает нормальное формирование центральной нервной системы в ходе развития плода в утробе матери.

Текст для группы 2

Увеличение числа ослабленных и больных новорожденных после чернобыльской катастрофы. Одним из последствий чернобыльского облучения стало повышение числа ослабленныхи больных новорожденных. Например, в Венгрии и Швеции в мае-июне 1986 г. доля новорожденных с пониженным (менее 2500 г) весом была больше, чем обычно. Резкое возрастание числа новорожденных с ненормально низким весом, (менее 1500 г) отмечено в одном из наиболее пораженных чернобыльским выбросом регионе Великобритании - Уэльсе (табл. 2). Отсутствие подобных данных по "чернобыльским" территориям России, Украины и Белоруссии свидетельствует о плохо налаженной медицинской статистике, а не об отсутствии таких эффектов.

Текст для группы 3

Рост числа детей с врожденными пороками развития после чернобыльской катастрофы Рост числа детей с врожденными пороками развития (ВПР), такими, например, как раздвоение губы и нёба, удвоение почек, мочеточников, появление дополнительных пальцев, аномалии развития нервной и кровеносной систем и т.п., является одним из грозных симптомов, повсеместно сопровождающих радиоактивное чернобыльское загрязнение.

По данным отдела здравоохранения г. Гомеля, в 1986 г. среди детей Гомельской области отмечено 90 случаев ВПР. К 1991 г. этот показатель возрос до 105 и продолжал расти вплоть до 1994 г, когда было зарегистрировано 200 случаев ВПР. В следующем 1995 г. этот показатель уменьшился до 150. По всей Белоруссии за 9 лет после чернобыльской катастрофы возросла доля новорожденных, умерших от пороков развития нервной системы, увеличилась доля абортовпо показаниям ВПР. Аналогичные данные получены для Турции. В Минске зафиксировано резкое увеличение случаев врожденного диабета, чего ранее вообще не отмечалось.

V. Подведение итогов урока.

В настоящее время во многих странах стали задумываться о последствиях использования ядерной энергетики. В Швеции, Англии, Италии и других государствах правительствами приняты решения о запрещении строительства АЭС. В нашей стране такое решение покане принято.

Домашнее задание

Продумать ответы на вопросы:

  • АЭС - это благо или зло для человека?
  • Какие новые виды энергии вы предложили бы использовать в качестве альтернативы ядерной энергии?