Цели урока:
- образовательная: повторить определение монотонной функции; закрепить навыки работы с графиками функций; познакомить с алгоритмом нахождения промежутков возрастания и убывания функции с применением производной; научить учащихся пользоваться этим алгоритмом.
- развивающая: развивать умение мыслить; развить навыки исследовательской и познавательной деятельности; развить навыки самопроверки; развить умение выполнять умственные операции: обобщение, сравнение, анализ, делать вывод.
- воспитывающая: воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, эстетических вкусов.
Ход урока.
Вводное слово учителя. Слайды №1-3.
Актуализация знаний учащихся.
Устная работа по готовым чертежам. Вопросы для повторения изученного материала.
Монотонность функции.
1.1.Возрастающая функция. Зависимость между аргументом и значением функции. Слайд №4.
1.2.Убывающая функция. Зависимость между аргументом и значением функции. Слайд №5.
1.3.Определение монотонной функции. Функции, монотонные на всец области определения, на промежутке. Слайд № 6.
2. Геометрический смысл производной. Слайд № 7.
Постановка проблемы для установления зависимости между характером монотонности функции и знаком ее производной и работа по ее решению.
Можно ли определить характер монотонности функции на заданном промежутке, не выполняя построения графика функции? Слайд № 8.
- Поисковая работа учащихся по установлению зависимости между функцией, возрастающей на данном интервале и знаком ее производной. Возьмем произвольную точку на графике функции с абсциссой х1и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – острый. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a > 0, f ' (х 1) > 0. Слайд № 9.
- Возьмем вторую точку на графике функции с абсциссой х2 и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – острый. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a > 0, f ' (х 2) > 0. Слайд № 9.
- “Открытие” зависимости между функцией, возрастающей на данном интервале, и знаком ее производной. Формулировка правила. Слайд № 9.
- Поисковая работа учащихся по установлению зависимости между функцией, убывающей на данном интервале и знаком ее производной. Возьмем произвольную точку на графике функции с абсциссой х1и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – тупой. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a < 0, f ' (х 1) < 0. Слайд № 10.
Возьмем вторую точку на графике функции с абсциссой х2 и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона –тупой. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a < 0, f ' (х 2) < 0. Слайд № 10.
- “Открытие” зависимости между функцией, убывающей на данном интервале, и знаком ее производной. Формулировка правила. Слайд №10.
- Обобщение, систематизация сделанных “открытий”. Слайды № № 11;12.
- Алгоритм нахождения промежутков монотонности функции. Слайд № 13.
Закрепление изученного материала.
Решение заданий.
Найдите промежутки монотонности функции
f (х) = х 4 - 2 х 2 Слайд № 14.
f (х) = 1/ (х + 2) Слайд № 15.
f (х) = х + 4/х Слайд № 16.
Итоги урока.
Слайд № 17.
План-конспект для учеников
- Монотонность функции.
- Возрастающая функция
- Убывающая функция.
- Монотонность функции.
- Геометрический смысл производной.
- Установление зависимости между характером монотонности функции и знаком её производной.
- Алгоритм нахождения промежутков монотонности функции.
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
- Решение примеров.
- f (x) = х 4 -2х
- f (x) = 1/(х+2)
- f (x) = х + 4/х