Применение производной к исследованию функции. Возрастание и убывание функции

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (382 кБ)


Цели урока:

  • образовательная: повторить определение монотонной функции; закрепить навыки работы с графиками функций; познакомить с алгоритмом нахождения промежутков возрастания и убывания функции с применением производной; научить учащихся пользоваться этим алгоритмом.
  • развивающая: развивать умение мыслить; развить навыки исследовательской и познавательной деятельности; развить навыки самопроверки; развить умение выполнять умственные операции: обобщение, сравнение, анализ, делать вывод.
  • воспитывающая: воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, эстетических вкусов.

Ход урока.

Вводное слово учителя. Слайды №1-3.

Актуализация знаний учащихся.

Устная работа по готовым чертежам. Вопросы для повторения изученного материала.

Монотонность функции.

1.1.Возрастающая функция. Зависимость между аргументом и значением функции. Слайд №4.

1.2.Убывающая функция. Зависимость между аргументом и значением функции. Слайд №5.

1.3.Определение монотонной функции. Функции, монотонные на всец области определения, на промежутке. Слайд № 6.

2. Геометрический смысл производной. Слайд № 7.

Постановка проблемы для установления зависимости между характером монотонности функции и знаком ее производной и работа по ее решению.

Можно ли определить характер монотонности функции на заданном промежутке, не выполняя построения графика функции? Слайд № 8.

  • Поисковая работа учащихся по установлению зависимости между функцией, возрастающей на данном интервале и знаком ее производной. Возьмем произвольную точку на графике функции с абсциссой х1и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – острый. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a > 0, f ' (х 1) > 0. Слайд № 9.
  • Возьмем вторую точку на графике функции с абсциссой х2 и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – острый. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a > 0, f ' (х 2) > 0. Слайд № 9.
  • “Открытие” зависимости между функцией, возрастающей на данном интервале, и знаком ее производной. Формулировка правила. Слайд № 9.
  • Поисковая работа учащихся по установлению зависимости между функцией, убывающей на данном интервале и знаком ее производной. Возьмем произвольную точку на графике функции с абсциссой х1и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона – тупой. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a < 0, f ' (х 1) < 0. Слайд № 10.

Возьмем вторую точку на графике функции с абсциссой х2 и проведем касательную к графику функции в данной точке. Найдем угол наклона, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох. Угол наклона –тупой. Используя геометрический смысл производной имеем: tg a < 0, f ' (х 2) < 0. Слайд № 10.

  • “Открытие” зависимости между функцией, убывающей на данном интервале, и знаком ее производной. Формулировка правила. Слайд №10.
  • Обобщение, систематизация сделанных “открытий”. Слайды № № 11;12.
  • Алгоритм нахождения промежутков монотонности функции. Слайд № 13.

Закрепление изученного материала.

Решение заданий.

Найдите промежутки монотонности функции

f (х) = х 4 - 2 х 2 Слайд № 14.

f (х) = 1/ (х + 2) Слайд № 15.

f (х) = х + 4/х Слайд № 16.

Итоги урока.

Слайд № 17.


План-конспект для учеников

  1. Монотонность функции.
    1. Возрастающая функция
    2. Убывающая функция.
    3. Монотонность функции.
  2. Геометрический смысл производной.
  3. Установление зависимости между характером монотонности функции и знаком её производной.

  • Алгоритм нахождения промежутков монотонности функции.

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  • Решение примеров.
  1. f (x) = х 4 -2х
  2. f (x) = 1/(х+2)
  3. f (x) = х + 4/х