"Соединения железа". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (107 кБ)


Тип урока: комбинированный

Вид урока: экпериментально-поисковый

Цель урока: создать условия для изучения соединений железа и их химических свойств.

Задачи:

обучения:

  • выявить основные соединения железа;
  • выяснить химические свойства соединений железа;
  • научить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.

развития:

  • умение доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

воспитания:

  • активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;
  • коммуникативной компетентности (культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).

Методы:

1. По источникам знаний:

  • словесные
  • наглядные

2. По степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративные
  • частично-поисковые
  • проблемно-поисковые

Приемы:

  • аргументированное доказательство
  • анализ
  • сравнение
  • классификация

Виды деятельности учащихся:

  • Групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы.
  • Участие в обсуждении проблемы.
  • Выполнение лабораторного опыта.

Ожидаемые результаты:

  • Должны знать соединения железа.
  • Должны знать химические свойства соединений железа.
  • Уметь строить генетические ряды железа.
  • Уметь организованно работать в группе.
  • Уметь проводить лабораторные опыты.
  • Знать технику безопасности при проведение лабораторных опытов.
  • Уметь использовать приемы сравнения, анализа, доказательства.
  • Уметь решать поставленную проблему.

Средства обучения:

  • Лабораторное оборудование.
  • Раздаточный материал: карты-задания.
  • Учебник “Химия, 9 класс”, О.С. Габриелян.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы:

2 гвоздя – чистый и ржавый. В каком случае мы имеем дело с металлом. В каком - с его соединением. Ржавчина – какое это соединение?

3. Актуализация знаний.

Какие соединения может образовывать железо? (составление схемы в тетради и у доски – фронтальная робота) (Презентация)

Какое из этих соединений может быть ржавчиной? Ответ обоснуйте. (Составление уравнений реакций. 1 человек у доски, остальные в тетрадях)

Примерная запись на доске:

  • 2Fe+O2 = 2FeO
  • Fe+2HC I= FeCI2+H2
  • Fe+H2O = реакция не возможно. т.к. Fе - не растворимый металл.

4. Изучение нового материала.

1. Совместное исследование проблемы.

В каких условиях образуется ржавчина?

(попытки записать уравнение реакции исходя из видимых условий. В результате встает вопрос перед учащимися, какое может образовываться основание: Fе+2 или Fе+3).

Задание: построить генетические ряды для Fе+2 или Fе+3 (2 минуты на самостоятельную работу, далее один у доски)

Примерная запись у доски:

  • Fe —> FeO —> FeCI2 —> Fe(OH)2
  • Fe —> Fe2O3 —> FeCI3 —> Fe(OH)3

(учащиеся по очереди у доски предлагают пути решения цепочек превращения и делают вывод о том, чем отличается Fе+2 или Fе+3)

Примерный вывод: Fе+2 отдает 2 электрона, Fе+3 отдает 3 электрона.

2. Моделирование и конструирование нового способа действия.

Работа в группах.

Задание: предложите способ доказательства наличия Fе+2 или Fе+3 в ржавчине.

(источник информации: учебник О.С. Габриелян Химия, 9 класс стр. 66-67.)

Группа, считающая, что решила задачу теоритически, может продолжить доказательство практическим путем. Исходя из предложенных реактивов, проделав л/о “Обнаружение ионов железа”.

Правильный способ обнаружения:

Итоговую реакцию учащиеся записывают из учебника:

Fe3++NCS- =FeNCS2+

Попытка написать правильное уравнение реакции образования ржавчины, доказательство правильности выполнения на основе эл. баланса.

Вывод.  Решение проблемы: в присутствие сильного окислителя, каким является кислород, железо в водной среде окисляется, отдавая 3 электрона. Формула ржавчины, к которой учащиеся должны прийти Fe(OH)3.

3. Закрепление нового материала.

Работа в группах по заданию. (задание представлено в презентации)

Каждая группа дает один ответ без повторения.

4. Рефлексия.

Оцените своё состояние в процессе урока предложенным цветом. Создайте дерево настроения: у каждого учащегося есть вырезанные из бумаги листья красного, желтого, зеленого, коричневого и черного цвета. Каждый ученик оценивает своё состояние на уроке, выбирает цвет, который наиболее к нему подходит и прикрепляет листочек к дереву, нарисованному на доске.