Тип урока: комбинированный
Вид урока: экпериментально-поисковый
Цель урока: создать условия для изучения соединений железа и их химических свойств.
Задачи:
обучения:
- выявить основные соединения железа;
- выяснить химические свойства соединений железа;
- научить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.
развития:
- умение доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
воспитания:
- активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;
- коммуникативной компетентности (культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).
Методы:
1. По источникам знаний:
- словесные
- наглядные
2. По степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные
- частично-поисковые
- проблемно-поисковые
Приемы:
- аргументированное доказательство
- анализ
- сравнение
- классификация
Виды деятельности учащихся:
- Групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы.
- Участие в обсуждении проблемы.
- Выполнение лабораторного опыта.
Ожидаемые результаты:
- Должны знать соединения железа.
- Должны знать химические свойства соединений железа.
- Уметь строить генетические ряды железа.
- Уметь организованно работать в группе.
- Уметь проводить лабораторные опыты.
- Знать технику безопасности при проведение лабораторных опытов.
- Уметь использовать приемы сравнения, анализа, доказательства.
- Уметь решать поставленную проблему.
Средства обучения:
- Лабораторное оборудование.
- Раздаточный материал: карты-задания.
- Учебник “Химия, 9 класс”, О.С. Габриелян.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы:
2 гвоздя – чистый и ржавый. В каком случае мы имеем дело с металлом. В каком - с его соединением. Ржавчина – какое это соединение?
3. Актуализация знаний.
Какие соединения может образовывать железо? (составление схемы в тетради и у доски – фронтальная робота) (Презентация)
Какое из этих соединений может быть ржавчиной? Ответ обоснуйте. (Составление уравнений реакций. 1 человек у доски, остальные в тетрадях)
Примерная запись на доске:
- 2Fe+O2 = 2FeO
- Fe+2HC I= FeCI2+H2
- Fe+H2O = реакция не возможно. т.к. Fе - не растворимый металл.
4. Изучение нового материала.
1. Совместное исследование проблемы.
В каких условиях образуется ржавчина?
(попытки записать уравнение реакции исходя из видимых условий. В результате встает вопрос перед учащимися, какое может образовываться основание: Fе+2 или Fе+3).
Задание: построить генетические ряды для Fе+2 или Fе+3 (2 минуты на самостоятельную работу, далее один у доски)
Примерная запись у доски:
- Fe —> FeO —> FeCI2 —> Fe(OH)2
- Fe —> Fe2O3 —> FeCI3 —> Fe(OH)3
(учащиеся по очереди у доски предлагают пути решения цепочек превращения и делают вывод о том, чем отличается Fе+2 или Fе+3)
Примерный вывод: Fе+2 отдает 2 электрона, Fе+3 отдает 3 электрона.
2. Моделирование и конструирование нового способа действия.
Работа в группах.
Задание: предложите способ доказательства наличия Fе+2 или Fе+3 в ржавчине.
(источник информации: учебник О.С. Габриелян Химия, 9 класс стр. 66-67.)
Группа, считающая, что решила задачу теоритически, может продолжить доказательство практическим путем. Исходя из предложенных реактивов, проделав л/о “Обнаружение ионов железа”.
Правильный способ обнаружения:
Итоговую реакцию учащиеся записывают из учебника:
Fe3++NCS- =FeNCS2+
Попытка написать правильное уравнение реакции образования ржавчины, доказательство правильности выполнения на основе эл. баланса.
Вывод. Решение проблемы: в присутствие сильного окислителя, каким является кислород, железо в водной среде окисляется, отдавая 3 электрона. Формула ржавчины, к которой учащиеся должны прийти Fe(OH)3.
3. Закрепление нового материала.
Работа в группах по заданию. (задание представлено в презентации)
Каждая группа дает один ответ без повторения.
4. Рефлексия.
Оцените своё состояние в процессе урока предложенным цветом. Создайте дерево настроения: у каждого учащегося есть вырезанные из бумаги листья красного, желтого, зеленого, коричневого и черного цвета. Каждый ученик оценивает своё состояние на уроке, выбирает цвет, который наиболее к нему подходит и прикрепляет листочек к дереву, нарисованному на доске.