"Давайте понимать друг друга с полуслова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели:

  1. Создать условия для формирования у воспитанников умения видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
  2. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при работе в группе и коллективной работе;

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран;
  4. Плакат с пословицами о добре, дружбе, понимании, уважении, прощении;
  5. Выставка книжек-малышек “Что такое хорошо!”
  6. Детские рисунки о дружбе;
  7. Фонограммы песен “Голубая рапсодия” Рея Конниффа, “Ноктюрн” Ф. Шопена;
  8. Шаблоны цветка ромашки;
  9. Изображение дерева на плакате, листья со словами;
  10. Волшебная палочка;
  11. Инвентарь для практической работы: круг радиусом 3 см из цветного двустороннего картона, шнур упаковочный серый, клей “Универсальный”, ножницы, бисер);
  12. Лестница “Гора жизни”;
  13. Памятки для учащихся.

Форма проведения: занятие-практикум.

Место проведения: классная комната.

Ход внеклассного мероприятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель:

Игра в кругу “Волшебная палочка”.

– Как вы себя сегодня чувствуете? Всё ли у вас сегодня благополучно сложилось? Если всё отлично – хорошо, ну а если не очень, попробуем улучшить ваше настроение. Поможет нам в этом волшебная палочка. Вы скажете, она совсем обыкновенная? В общем-то, да! Но, передавая её, вы должны мысленно пожелать что-нибудь хорошее своему соседу, и тогда она сможет совершить чудо. Передавая палочку, вы ещё будете произносить имя соседа, но такое, которое ему будет приятно услышать.

(Дети по кругу передают палочку, улыбаясь друг другу, называя друг друга любимыми именами.)

Игра в кругу "Чем мы похожи".

Начинает игру классный руководитель: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета". Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Классный руководитель говорит о том, что все мы разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.

Учитель.

– У вас улучшилось настроение? Хорошо! Посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), листочки высохли. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Давайте поможем дереву ожить. (Презентация. Слайд 2)

Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена. (Слайд 3) Приложение.

Учитель.

– Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

– Выберите листочки с качествами доброго человека и оживите дерево. (Слайд 4)

Досада
Агрессия
Добро в сердце
Любовь 
Раздражение
Уважение
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Любовь
Взаимопонимание

Вот и ожило дерево. (Слайд 5)

– Кто догадался, какой теме будет посвящен сегодняшний час общения? (Слайд 1)

Ученики читают стихи. (Слайд 6)

1. Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

2. Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

3. В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

4. И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

2. Основная часть:

Учитель:

– Говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении.

– Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Слайд 7)

Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет? Давайте сегодня попробуем научиться преодолевать свои обиды. Помните такую песню: “Прости, поверь, и я тебе открою дверь!”

Притча о гвоздях. (Слайд 8–14)

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день : Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! ”Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.

Работа в парах: (Слайд 15)

Учитель:

– Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Попытайтесь найти начало и конец пословицы и объяснить их смысл.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)

Групповая работа: (Слайд 16)

– Предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни. Мы разделимся на 3 группы и каждая группа получит свое задание.

1-я ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?

2-я ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

3-я ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: “Медведь косолапый!” Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

Анализ ситуаций: (Слайд 17)

Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно ли это?

Учитель и картошка.

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.

Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин – по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Индивидуальная работа: (Слайд 18)

Учитель.

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек? Напишите на лепестках качества, которыми должен обладать добрый человек. И наше дерево зацветёт!

(Милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность… )

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас. (Слайд 19)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

– А вот появились и плоды на нашем дереве. (Слайд 20)

Законы жизни:

  1. Помогайте друг другу в беде
  2. Умей разделить радость с окружающими
  3. Не смейся над недостатками других
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое
  5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику
  6. Не обманывай окружающих
  7. Умей признать свои ошибки
  8. Относись к окружающим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  9. ……

– Подпишите ступеньки “Горы жизни”, выбрав правила для себя. (Слайд 21)

Учитель:

– Начать свой жизненный путь необходимо со школы, которые дают понятия о том, что хорошо, а что плохо. В школе мы учимся не обижать малышей, уважать старших, любить природу и беречь ее, любить Родину. Жизнь – это сложная штука, где бывают и подъемы, и падения. Она не всегда радостная и безоблачная.

– Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем.

3. Практикум. (Практико-ориентированное задание.)

Мы с вами уже научились различать хорошие и плохие поступки людей.

Выставка книжек-малышек на тему: “Что такое хорошо!” (для выпускников детского сада при школе “60.) А сегодня я предлагаю изготовить талисманы прощения. (Слайд 22)

Физкультминутка для рук и глаз. Приложение.

(Круг радиусом 3 см из цветного двустороннего картона, шнур упаковочный серый, клей “Универсальный”, ножницы, бисер.)

Возьмите круг из картона, нанесите на его одну сторону круга клей и по кругу, начиная с середины, приклейте шнур, слегка придавливая. Оставьте шнур для одевания на шею и то же выполните с другой стороной круга. Приклейте бисер. Вот и готов Талисман для …. (друга, одноклассника, товарища).

Выставка творческих работ.

– Предлагаю вручить их другу, однокласснику …. и попросить прощение.

Звучит фонограмма песни “Твори добро!” (Слайд 23). Приложение.

4. Подведение итога, рефлексия:

Учитель:

– Вам понравился наш сегодняшний разговор? Выскажите свое мнение. (Слайд 24)

 – Привлекло меня тем,……..

– Показалось интересным,……..

– Заставило задуматься……….

– Навело меня на мысли……..

– Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы жизни, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

Игра “Шире круг”. (Слайд 25)

Учащиеся становятся в круг со словами: “Шире круг, шире” и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. (Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п.) В ответ ребенок говорит: “Спасибо…” – и подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: “А еще я думаю, что я…”

Учитель раздаёт ребятам на память памятки с лучами солнца. (Слайд 26)

Ребята, запомните!

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать

3. Прости, и будешь прощён

4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

Спасибо!

(Слайд 27, 28)

Приложение.

Литература.

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1–2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3–4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Классные часы в 1–4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.