Урок литературного чтения по теме "Чувство одиночества в хокку Ранрана в творчестве М.Шагала (картина "Часы" и стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  •  на основе сопоставительной работы с разножанровыми произведениями рассмотреть образную систему лирических текстов и картины;
  • создать условия для формирования навыков аналитической работы с произведениями искусств;
  • на основе данных произведений показать ценность семьи и дружбы для каждого человека, развивать духовно–нравственные компетенции обучающихся;
  • воспитывать чувство эстетического восприятия текста.

Оборудование:

  • мультимедийная система;
  • презентация;
  • учебник Н. А. Чураковой “Литературное чтение 4 класс”. Изд-во “Учебная литература”.

Ход урока

1. Наблюдение. На экране слайд 1. "Осенний дождь". Приложение 1

Учитель: Всмотритесь, прочувствуйте этот пейзаж. Что захотелось сказать?

Выслушиваются высказывания обучающихся.

Учитель: Послушайте, что почувствовал японский поэт Ранран, глядя на осенний дождь:

“Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел”.
(Ранран)

2. Работа с лирическим текстом.

Учитель зачитывает хокку.

Учитель: Что почувствовалось, о чем захотелось сказать?

–Какие чувства испытывает лирический герой, если судить по первой строке?

– Как можно прочитать эту сроку?

Чтение строки 2–3 обучающимися и ответ на вопрос учителя.

Учитель: Какие ассоциации вызывает каждое слово?

(Осенний – увядание природы, грусть.

Дождь – (да еще осенний) – грусть, тоскливое ожидание.

Во мгле – (да еще осенний дождь) – тягостное, тревожное настроение.)

Учитель: Целая ниточка эмоций, где каждая новая бусина по-своему обозначает тягостное и безрадостное чувство, усиливает настроение грусти и тоски. Более того, посмотрите, эта строчка заканчивается восклицанием. "Осенний дождь во мгле!" – это словно крик отчаяния.

3. Аналитическая работа с образной системой текста.

Учитель:  Перечитайте оставшиеся две строчки.

Чтение строк 2–3 обучающими.

– Как вы понимаете их? Что волнует героя? О чем он мечтает?

(Герой находится в состоянии ожидания: а вдруг к нему кто-нибудь придет, и это тяжелое настроение одиночества развеется. Ему очень хочется с кем-нибудь пообщаться, с кем-то разделить свое одиночество и свою тоску.)

4. Наблюдение.

Открывается слайд 2 с картиной М.Шагала “Часы”.

Учитель: Вот еще одно ожидание…

– Вглядитесь в картину. Вам знакомы уже картины этого художника? Кто автор?

– Кто из вас знает, как называется эта картина?

– О чем она?

– Какие картины этого художника вспоминаются? (“Часы с синими крыльями”)

– Откройте учебники в галерее, зал номер 10.

– Что в этой картине кажется самым необычным?

(Контрастность размеров: гигантские часы и крошечная фигурка человека у окна).

5. Аналитическая работа с образной системой, композиционным планом и цветовым решением картины.

Учитель: Как называется подобный прием в литературном произведении?

(Этот приём называется – контраст).

– Подумайте, что хотел сказать художник, используя этот прием?

(В комнате царит Время, его движение ощущается физически. Время словно давит, наваливается непосильной ношей. Часы тикают и тикают, маятник раскачивается. А в жизни человека у окна ничего не меняется. Как тягостно одиночество маленького человека, задавленного грузом времени, в котором ничего не происходит. Он смотрит в окно и чего-то ждет…)

Учитель:

– Как вы думаете, чего ждёт этот человек?

(Он ждёт друга. Ему очень одиноко.)

– Почему вы так думаете? Почему он одинок?

(Наверное у него нет семьи, детей, друзей. Человек, не имеющий близких людей очень несчастный. Ты не будешь одинок, если у тебя будет семья и друзья).

– Как художник передает признаки жизни в этой пустынной комнате?

– В каком месте картины они сконцентрированы?

– Есть ли жизнь в этой пустынной комнате и где она на этой картине?

(В этой пустой огромной комнате с гигантскими часами есть крошечный обжитой уголок, где сидит человек и задумчиво смотрит в окно.)

– Как обжит это уголок?

(Человек сидит на стуле с волнистой спинкой, на переплете окна – маленькая белая ручка, над окном кружевная шторка, в черном проеме окна синий блик ночи).

– Посмотрите, в какой цветовой гамме написана эта картина?

– Каким чувствам, и какому состоянию души соответствует эта гамма?

(Грязновато-темно-желтая гамма создает тоскливое состояние. Причем, слева от часов – в той части, где находится человек – цвет, цветовая гамма соответствует настроению человека – сумрачному, безрадостному, возможно связанному с ожиданием каких-либо перемен. Так и кажется, что этот человек заговорит словами Ранрана. А справа от часов – нет никаких признаков жизни – фон однотонный. “Время равнодушно к заботам маленького человека” Как бесконечно мал всякий человек в сравнении со Временем!)

– О чем же эта картина и почему так называется?

(Эта картина о безграничной власти Времени над человеком, которая становится особенно очевидной, если человек ОДИНОК.)

6. Рассуждения, основанные на сопоставлении.

Учитель: Называя картину “Часы”, художник, очевидно, имел в виду не просто эти конкретные часы, но часы протекания жизни, когда становится особенно очевидно, насколько одинокий человек мал и беспомощен в жизни.

Открывается слайд “Осенний дождь” и “Часы”.

Учитель: Всмотритесь еще раз в эти слайды.

– Чувство одиночества – сложное чувство? Какое оно?

Одиночество – очень разнообразное чувство:

  • оно может быть проникнуто грустью (плохая погода);
  • ожидание кого-то (когда же придет);
  • с мечтами: пусть никто не приходит, лучше посидеть одному, пофантазировать.

7. Интеграция деятельности.

Учитель: Мне хотелось бы познакомить вас еще с одним произведением – романсом “Парус” на стихи М.Ю.Лермонтова музыка Александра Варламова.

– О каком, в данном случае, одиночестве говорит музыка?

Прослушивание романса “Парус”.

– Что захотелось сказать?

Выслушиваются ответы обучающихся.

Учитель: Это одиночество добровольное – одиночество неуемной и ищущей души, которая жаждет впечатлений и переживаний, бросается навстречу приключениям, убегая от спокойной и размеренной жизни. Вот оно какое одиночество…

8. Итог урока.

Учитель: Сопоставляя сегодня на уроке разножанровые произведения искусства, мы поняли, что поэты, художники и композиторы могут по-разному выразить чувство одиночества с помощью слов, музыки и изобразительного искусства.

От одиночества мы страдаем, об одиночестве мы мечтаем…

9. Объявление домашнего задания.

– Дома перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус” и подумайте, как передает автор образ одиночества, с помощью каких изобразительно-выразительных средств. Какие мысли хотелось бы вам изобразить в рисунке, вспоминая сегодняшний урок? Выполните этот рисунок.

Приложение 1

Литература

  1. Учебник Н.А. Чураковой “Литературное чтение, 4-й класс”. Изд-во “Учебная литература”. 2011.
  2. Методические рекомендации к учебнику Н.А. Чураковой “Литературное чтение, 4-й класс”. Изд-во “Учебная литература”. 2008.