Учитывая особенности возрастного развития младших школьников, рекомендуется объединять занятия по физическому воспитанию и валеологии. Основная направленность интегрированных занятий – это профилактика нарушения осанки и сколиоза, формирование у детей навыков правильной осанки. В нашем зале есть гимнастические палочки, обручи, скамейки, мячи разного размера, включая фитболы итальянского производства, а также мягкие модули для подвижных игр, специальные массажные дорожки для стопы и сухой бассейн.
Поскольку основная направленность наших уроков – профилактика нарушений осанки и формирования навыков правильной осанки, наши занятия включают в себя обязательное выполнение специальных корригирующих упражнений для укрепления мышечного корсета, а также упражнения формирующие навыки правильной осанки. Урок состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительной части обычно практикуются дыхательные упражнения, ходьба, упражнения для стопы и голени, задания на внимание, а также проводятся небольшие подвижные игры для разминки (например, с мягкими модулями). В это время дети разогреваются, концентрируют внимание, эмоционально заряжаются. В основной части выполняется специальный комплекс упражнений с предметами или без предметов из исходных положений сидя на полу или на мяче, лежа на спине, животе, стоя на четвереньках, сидя по-турецки. Главная задача в основной части – это укрепление мышечного корсета, развитие гибкости опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки. В заключительной части выполняются упражнения для разгрузки позвоночника, расслабление мышц, а также дыхательные упражнения, подвижные игры на внимание с выполнением нетрудных заданий. Очень удобно использовать в играх мягкие модули – дети могут выполнять “строительные” задания, моделировать и придумывать, смешивать и менять цвета, фиксировать внимание на геометрических формах этих модулей. Основным средством занятий являются, конечно же, физические упражнения – от общеразвивающих на все группы мышц до специальных и корригирующих упражнений. В комплекс включаются упражнения как динамического характера, так и статического. Ориентируясь на таблицу Гужаловского, в этом возрасте (7–10 лет) можно давать упражнения на статическую выносливость, например упражнения “рыбка”, “лодочка”, “самолетик”, где требуется статическое напряжение мышц спины с задержкой принятой позы. Или упражнения “змея”, “пингвин” – связанные с напряжением мышц шеи и плечевого пояса. Упражнения “рыбка поднимает хвостик” способствует укреплению ягодичных мышц, задней поверхности бедра и голени. Все эти упражнения являются корригирующими, одновременно укрепляющими мышечный корсет сзади, так как выполняются из исходного положения “лежа на животе”. Выполняя упражнения из исходного положения “лежа на спине”, дети укрепляют корсет спереди (мышцы живота, груди и шеи), например, упражнение “велосипед”, поднимание прямых ног в угол с задержкой, отведение прямых ног в сторону, круговые движения ногами, поднимание головы вперед и так далее. Разнообразить упражнения можно применяя различные предметы (мячи, палочки, обручи, скакалки). Из силовых упражнений можно давать облегченные отжимания (упор на руки и колени). При выполнении таких упражнений позвоночник не несет большой нагрузки, так как находится в горизонтальном положении, а работают мышцы способные удерживать его в правильной позе.
Кроме того надо помнить, что положение головы имеет большое значение в формировании правильной осанки. При выполнении упражнений голова должна находиться в среднем положении, отклонении головы ведет к напряжению мышц с одной стороны, и расслаблению – с другой. Это значит, что мышцы работают несимметрично. Исходное положение “стоя на четвереньках” является облегченным для позвоночника, но несет нагрузку на плечевой пояс. Из этого исходного положения даются упражнения на гибкость позвоночника, такие как “мостик” или “кошечка”, отведение ног назад или в сторону, хлопки с отрывом рук от пола, а также ползание. Только при правильном выполнении упражнения можно получить желаемый результат. Из положения “сидя по-турецки” формируем правильное положение спины, головы. Дети выполняют движения руками, имитируя плавание, движения боксера, имитируя поднимание штанги. Здесь присутствуют как статические, так и динамические упражнения. Хорошо работают дети с мячами, выполняя броски и передачи из этого исходного положения.
Обязательно нужно давать дыхательные упражнения, поскольку идет статическое напряжение мышц спины, и дети могут задерживать дыхание. Все дыхательные упражнения надо сопровождать с акцентом на выдох. Из положения “сидя на полу, ноги врозь” удобно выполнять упражнения на гибкость, растяжки, сгибание и разгибание спины. Хорошо применять гимнастические палочки, мячи, выполняя упражнения для стопы и брюшного пресса. Из исходного положения “стоя у стены” дети формируют правильное положение тела, касаясь четырьмя точками опоры, запоминают это положение и в ходьбе стараются удержать правильную осанку. Можно делать приседания, стоя у стены, используя мяч за спиной; прижимая его к стене идет массаж позвоночника: дети чувствуют как мяч перекатывается вдоль позвоночника. Здесь нужен обязательный контроль учителя, чтобы дети правильно держали спину, голову и ноги.
На наших уроках широко используются большие мячи (фитбол). Сидя на мяче, дети, во-первых, удерживают спину в прямом положении при выполнении любых упражнений. Во-вторых, дети вынуждены держать равновесие, потому что в расслабленном положении трудно удержать на мяче, выполняя упражнения. Сидя на мяче, дети выполняют наклоны, повороты туловища, упражнения для мышц шеи и танцевальные движения руками и ногами. Прыжки и покачивания на мяче – любимое упражнение детей. Постепенно ложась спиной на мяч, дети выполняют вытяжение, растяжку в грудном отделе, в суставах ног и рук, а также удерживают равновесие. В положении “повернувшись лицом вниз, лежа на мяче, согнув ноги в коленях, руки опущены” дети отдыхают, идет разгрузка позвоночника. Можно дать силовое упражнение – ходьба на руках вперед-назад, ноги на мяче, туловище прямое. Мальчикам дополнительно можно дать отжимания из положения “ноги на мяче, руки в упоре на полу”.
В заключительной части урока обязательно используется “сухой бассейн”. Там дети расслабляются и получают массаж. Для работы в “сухом бассейне” есть специально разработанные упражнения для стопы, рук, во время которых дети тренируют мелкую моторику. Во время проведения уроков подвижные игры являются обязательным и важным элементом физического развития. Помня о том, что игра всесторонне развивает ребенка, используются разнообразные по характеру и направленности игры – от подвижных с выполнением заданий до игр, которые позволяют развивать у ребенка внимание, воображение, фантазию, память, речь и формировать любовь к окружающему миру (играем в живую природу).
Игра с мягкими модулями позволяет детям моделировать, изобретать, строить дома, крепости, автомобили, паровозы, выкладывать из модулей мозаики. Построив лодку, поезд или автомобиль, дети обязательно должны сесть в этот транспорт и имитировать звуком движение этого транспорта. Дыхательные упражнения сопровождают детей в течение всего занятия от начала до конца. Важная задача – научить детей дышать правильно, полно, а главное согласованно с движениями при выполнении упражнений. Правильное дыхание облегчает работу сердца, способствует лучшему насыщению крови и тканей кислородом, увеличивает ЖЁЛ (жизненная ёмкость легких), ведет к улучшению осанки. В процессе занятий идет обучение детей брюшному (диафрагмальному) дыханию, грудному и полному (смешанному).
На занятия дети ходят в легкой спортивной форме (шорты, футболка) и босиком. Наш зал достаточно теплый, на полу – ковровое покрытие. При занятиях босиком, у детей лучше работают мышцы стопы и голени. Это является профилактикой плоскостопия, особенно при упражнениях на специальной ребристой массажной дорожке. Кроме того это действует как закаливающий фактор.
Зал достаточно хорошо освещен, работает люстра Чижевского и кварцевая лампа.
Хочется верить, что у детей нашей школы на долгие годы останется желание двигаться, вести активный и здоровый образ жизни, дышать чистым воздухом и получать радость от физических упражнений.
Литература.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.В 2 ч.Ч.2.– 3-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,2010.
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011
- Методика физического воспитания учащихся 1–4 классов. Пособие для учителя/ Е.Н. Литвинов, Г.И.Погадаев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия. Термины и определения.– СПб.: ДЕАН, 2008.
- Татарникова Л.Г.,Захаревич Н.Б.Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности жизни ребёнка. СПб. 2009.