Цель урока: Повторить правописание групп приставок (с-, на з-/с-, при-/ пре- и т.д.)
Задачи урока:
- Повторить орфограммы приставок.
- Отработать умение находить слова с приставками, объяснять их написание.
- Провести комплексное повторение орфограмм в различных частях слова.
- Расширить словарный запас учащихся.
- Развивать внимание, наблюдательность, интерес к изучаемому материалу.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык”. 4 класс. Авторы С. В. Иванов, М.И.Кузнецова
- Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”. 4 класс. М.И.Кузнецова
- Схемы-памятки о правописании приставок
- Тексты
Ход урока
1. Организационный момент. Звенит звонок, начинается урок.
Запись числа в тетрадь.
2. Словарная работа.
1. Повторение написания словарных слов.
На доске слова с пропущенными буквами.
Ж...лезо, к...мыш, з...бава, к...п...тан, ист...на, ж...лать.
Ученики по цепочке выходят к доске, вставляют пропущенную буквы, называют орфограмму. (Непроверяемая безударная гласная в корне)
Д2. ифференцированная работа со словарными словами.
Ребята, подберите и запишите к данным словам родственные слова. Те ученики, у которых на столах красные метки, подбирают родственные слова к словам, записанным красным мелом. Те, у кого синие метки, - к словам, записанным синим мелом.
(2 ученика работают на обратной стороне доски)
3. Проверка.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
- Какие части слова помогли образовать новые слова? Выделите их.
- Как называется часть слова, стоящая перед корнем?
3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы повторим орфограммы приставок.
4. Повторение изученного материала. Активизация знаний учащихся.
- Какие приставки вы знаете? (дети перечисляют известные им приставки, учитель записывает на доску)
- Что вы знаете о правописании данных приставок?
- Давайте сравним ваши ответы с ответами учеников на с.43 в учебнике Рубрика “Вспомни...”. Чтение ответов Жени, Кости и Маши.
- Согласитесь ли вы с ребятами? (Да, ребята правы)
- Значит, на какие группы мы можем разделить данные приставки?
1 группа – приставки, которые всегда пишутся одинаково: за-, на-, над-, о-, об-, от-, пере, по-, (па- только под ударением паводок, пасынок), под-, пред-, про- кроме прадедушка, прабабушка), в-, во-, вы-, до-, с-, у- и другие.
2 группа – написание приставок зависит от того, с какого звука начинается корень слова: без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, через-/черес-.
3 группа – приставки, правописание которых зависит от смысла: пре- и при-.
5. Закрепление правописания приставок.
1) Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости.
- Ребята перед вами лежат листочки с текстом (Приложение 1.) Прочитайте текст. Найдите слова с приставками, выделите приставки.
- Проверяем (открыть доску с правильными ответами)
2) Закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-.
- Подумайте, почему среди данных слов нет слова ЗДЕСЬ? (Потому что з- является частью корня, написание слова запоминаем ( в словаре).
Чтобы лучше запомнить написания этого слова и еще некоторых других, послушаем стихотворение (читает подготовленный ученик).
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ.
Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
...десь, ...доровье, ...дание (на доске карточка)
Лишины содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова. (на доске карточка)
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет. (на доске карточка)
3) Работа в тетради “Пишем грамотно”. С.20 упр.2 – записать слова с приставкой с-.
- Внимательно посмотрите на слова, в которых вы отметили приставки. Назовите слова, в которых приставки оканчиваются на з-/с- (ученики называют слова)
- Отчего зависит написание букв з-/с- в приставках. (дети проговаривают правило: если корень начинается с глухого согласного – пиши в приставке с-, если корень начинается со звонкого согласного – пиши в приставке з-.
4) Работа по учебнику.
Уч.с.43 упр.1 - закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-. Распределить слова по столбикам. (3 ученика у доски)
- Можно ли сразу определить, слова с какими корнями будут записаны в 3 столбике? Как? (Да, корни –пис- и –полез-, т.к. они начинаются с глухого согл.)
Записать по 3-4 слова.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
Уч.с.44 упр.3 – Отработка правописания слов с приставками, активизация словарного запаса учащихся.
Учащиеся читают предложения, слова в скобках заменяют родственными словами с необходимыми приставками и записывают их в тетрадь, графически объясняют написание приставок.
(Слова, записанные в тетради: разглядывая, прочитал, пробиралась, достала, припрятанные, съела, нашел, отбежала, оставила, сделала, подумать, запомнила.)
6. Повторение пройденного материала.
Работа по вариантам. Уч.с.44 упр.4
Отработка умения определять место орфограммы в слове, развитие орфографической зоркости.
- 1 вариант – слова с орфограммой в приставках.
- 2 вариант – слова с орфограммой в корне.
- 3 вариант – слова с орфограммой в суффиксе.
(Слова записанные в 2 столбика: подснежник - в приставке под- и суффиксе - ик-
закладка - в приставке за- и корне – клад-)
Проверка.
7. Итог урока.
- Орфограммы какой части слова повторяли?
- О чем должны помнить, записывая слова с приставками?
8. Домашнее задание.
Уч.с.44 упр.5.