1. Внедрение ИКТ в процесс образования как одной из форм инновационной деятельности.
Образование в России – это сфера экономики, пожалуй, наиболее передовая по внедрению инноваций. Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. К основной функции инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. [3]. Одной из инновационных технологий, наиболее широко и эффективно влияющих на изменение образовательного процесса, являются информационно-коммуникационные технологии.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. [1]
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. [1]
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная цель: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. [1]
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса. [1]
2. Позитивные эффекты внедрения ИКТ.
Использование данной технологии позволяет [1]:
1. Значительно сэкономить время на уроке.
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
3. Повысить эффективность усвоения учебного материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Внедрение в традиционную систему “учитель – класс – ученик” компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий. [1]
Учителя, которые на уроках применяют
электронные учебные материалы, демонстрируют
целый ряд положительных тенденций, а именно:
уменьшение количества дидактических
затруднений у учащихся;
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. [2]
3. Опыт внедрения ИКТ в собственной учебно-воспитательной деятельности (методы и средства).
На основании перечисленных выше (глава 1,2) положений я выбрала тему по самообразованию “Использование ИКТ на уроках”. Мною был составлен и реализуется следующий план.
Год | Этапы | Содержание | Результат |
2008-2009 | Изучение теоретических основ | Изучение литературы по теме, самообразование | Картотека или список литературы по теме |
2009-2010 | Технологические основы | Выбор средств, при помощи которых данная тема будет реализовываться | Определение методов, приемов и форм
работы. Консультации с коллегами, активно внедряющими ИКТ, методистом. |
2010-2011 | Опытно-экспериментальная работа | Стартовое внедрение отобранных технологий | Изучение эффективности отобранных технологий непосредственно в практической деятельности на уроках |
2011-2012 | Внедрение | Внедрение лучших, эффективных технологий | Использование лучших, эффективных ИК технологий |
2012-2013 | Обобщение, подведение итогов | Оформление материалов по обобщению опыта | Создание опыта, рекомендуемого к распространению |
Для внедрения инновационной технологии ИКТ, необходимо, в первую очередь, позаботиться о соответствующем техническом оснащении рабочего места учителя. В моем случае руководство школы успешно решило эту задачу, оснастив кабинет ОИВТ целым комплексом устройств: ПК, принтер и сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Есть также условия для самостоятельной работы учащихся (индивидуальные рабочие места с ПК). Наличие данной аппаратуры позволяет успешно применять различные учебные методы, основанные на ИКТ.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как [2]:
1. Представление в мультимедийной
форме информационных материалов (иллюстрации,
видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.).
Так, в моем арсенале присутствует медиатека ЭОР к
урокам, которую можно подразделить на:
|
2. Изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла). |
3. Организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков. Так, при выполнении практических работ в среднем звене (5-6 классы) ребята создают собственные проекты в программе MS PowerPoint (с использованием анимации и гипертекста). (Приложения 7-10). |
4. Использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта. |
5. Решение тренировочных, творческих, исследовательских задач. На моих уроках часто используется проблемный метод изложения, ярко иллюстрируемый выполнением задания во 2 классе про шкаф с игрушками (приложение 1). Кроме того, яркую наглядную основу для решения творческих, исследовательских задач можно найти в электронных пособиях, таких, как программа Абрамова С.А. “Math56” [4]. В этой программе есть образцы выполнения логических задач по программе 5 класса на перемещение объектов наименьшим числом ходов – всем известные задачи про переливание воды из стаканов и переправу волка, козы и капусты выполняются в интерактивном режиме и имеют проверку. Благодаря этому учащиеся значительно легче усваивают учебный материал, и существенно экономится время на уроке. |
6. Формирование навыков информационно-поисковой деятельности. |
7. Осуществление объективного и оперативного оценивания и др. Использование различных типов ЭОР помогает учителю существенно экономить усилия на этапе проверки знаний и сделать эту проверку максимально объективной. Таким целям служат интерактивные тесты (например, из электронного учебника Босовой Л.Л. [6]), а также проверочные задания в программах MS PowerPoint и MS Excel (слайды с гиперссылками и кроссворды со скрытыми ячейками). |
Можно систематизировать, на каком этапе урока целесообразно использовать информационные технологии в обучении [1]:
1) При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point). Помимо перечисленных выше в 1 строке таблицы вариантов ЭОР для иллюстрирования содержания урока мною используются электронный учебник Босовой Л.Л. [6] (презентации, плакаты) и “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия” [8], где, например, подробно изложен материал по аппаратному обеспечению ПК (по программе 5 класса).
2) Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы). В электронном учебнике Босовой Л.Л. [6] также содержатся и заготовки для практических работ учащихся в программах MS Word и Paint, различные типы игр и викторин представлены и в “Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия”. [8].
3) Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) – 7 строка таблицы.
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы) – здесь работа ведется мною преимущественно в русле практических работ [6], в которых от действий по алгоритму совместно с учителем ребята со временем постепенно переходят к самостоятельному выполнению заданий;
5) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий – данное направление реализуется мною пока только на основе применения Интернет-технологий. Так, например, при изучении во 2 классе сложной темы “Координатная сетка” в конце урока мною применяется Интернет-игра “Меморина” с портала Freeplayer_ru, где для того, чтобы открыть клетки с замаскированными парами персонажей и предметов, нужно воспользоваться методом поиска координат. Интернет-ресурсы используются мною для выполнения и других заданий (5 строка таблицы), а также для поиска иллюстраций для презентаций к содержанию урока.
Используемые формы и методы работы позволяют достигать положительных эффектов обучения, таких как:
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение уровня учебной мотивации;
- рост познавательной активности;
- высокого уровня качества успеваемости учащихся: общая успеваемость за два года составила – 100%, качество успеваемости – 67 – 85%.
Высокие баллы по рейтинговым исследованиям среди педагогов (на основании оценок детей и родителей) также являются показателями эффективного обучения. Так, в 2009-2010 учебном году мою педагогическую деятельность оценили следующим образом: 5 место из 27 в целом по школе (2 место среди больших выборок), 1 место в 5 классе по итогам адаптации к среднему звену обучения. В 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах по результатам опроса 5-классников занимала 2 место, сохраняя высокие баллы (4,87 и 4,95 из 5 возможных).
Также о результативности внедрения ИКТ могут свидетельствовать данные по курсам повышения квалификации, где я являюсь тьютором. В 2007-2008 и 2008-09 учебных годах в рамках информатизации образовательного процесса для педагогов школ Советского района Тюменской области проводила курсы по теме “Информационные технологии в деятельности учителя-предметника”. Обучила около 50 педагогов. Как результат - активное использование мультимедийных технологий и ресурсов сети Интернет в деятельности педагогов школ, участие в конкурсах с применением ИКТ разного уровня.
Еще одним индикатором, свидетельствующим об эффективном владении ИКТ, могут стать данные по конкурсам. В 2007-2008 учебном году заняла 1 место в школьном конкурсе мультимедийных презентаций, на районном конкурсе получила диплом в номинации “Оригинальное техническое решение”. Постоянно участвую и в других конкурсах, предоставляя цифровые конкурсные материалы, в том числе и сетевых. Мои учащиеся также имеют дипломы призеров (2 и 3 место) во всероссийском сетевом конкурсе “IT-DRIVE”.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
- Приложение 8
- Приложение 9
- Приложение 10
Использованная литература (методическая литература, интернет-ресурсы и программные продукты).
- http://tertan.ucoz.ru/index/0-1 (ИКТ на уроке. Как применять ИКТ на уроке? С чего начать? Типичные ошибки).
- https://urok.1sept.ru/articles/529459 (Копылова И.В. Использование ИКТ на уроке).
- http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm (Педагогическая инноватика - рычаг образования/ Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва //Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании").
- http://www.math.ru/lib/plm/56. (Абрамов С.А. Элементы программирования).
- http://www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary. (Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Автор: Н.А.Пацель, учитель начальных классов МОУ “Вставская СОШ”, с.Вставское Тарского муниципального района Омской области).
- Босова Л.Л. Информатика 5-7. Электронное методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах, 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2007 – 224с.
- Электронное пособие “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”. – М.:ООО “Кирилл и Мефодий”, 2003-2009 с изменениями и дополнениями.