В современном российском обществе, в условиях модернизации поток информации постоянно растет. Становится очевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не дать максимальное количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать конкретные знания. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, само собой легче усваивает уже готовые знания; но не будем забывать, этот путь готовит исполнителя, посредственную личность. Конечно, дорога поиска и исследования трудна, но многих она именно этим и привлекает.
Как же разбудить врожденную потребность школьника в познании? Как заинтересовать его в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как получить устойчивые мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед нами сегодня. В то же время, в результате, мы будем иметь личность, стремящуюся к самореализации.
Известно, что побудителями к активной деятельности являются мотивы, которые складываются под влиянием условий жизни школьника и определяют направление его развития. В роли мотивов могут выступать как потребности и интересы, так и влечения и эмоции, стремления идеалы. Применительно к учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.
В первую очередь необходимо так построить образовательный процесс, чтобы открыть перспективу, а затем уже вооружить всеми необходимыми навыками для активной деятельности.
Говоря о способах этого познания, вспомним типы познавательной деятельности, выделяют следующие: репродуктивный, проблемного изложения материала и исследовательский. Каждому типу соответствует своя методика организации учебного пространства. Мы остановимся на последнем, так, исследовательский метод обучения можно свести к подобной работе учителя и ученика:
- Учитель формирует проблему, разрешению которой посвящается определенный участок учебной деятельности;
- Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе учебной исследовательской деятельности;
- Деятельность учителя сводится к грамотному оперативному управлению учебным процессом разрешения проблемных задач;
- Учебный процесс сопровождается интенсивным темпом работы, повышением интереса к предмету, а знания, полученные в результате, отличаются глубиной, прочностью и действенностью.
В ходе работы подобного плана реализуются такие задачи на уроке:
- Осуществление более глубокого освоения учебного материала;
- Знакомство с конкретными методиками исследования, научить выбирать отдельные методы в собственном исследовании;
- Применение алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- Включение ребенка в контекст научного исследования;
- Формирование навыков выдвижения гипотезы исследования, его целей и задач;
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования. Итак, написание работы предполагает следующие шаги:
- Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
- Подбор источников и литературы.
- Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
- Написание плана.
- Уточнение темы.
- Написание работы.
- Публичное выступление.
Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. Но познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию. А подобное состояние ученику пережить естественно и полезно.
Стимулирующими факторами могут выступать: стенды в кабинете истории, экспозиции “Памятники культуры”, носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемых стендах, например, “Сегодня на уроке” размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
В заключение отметим, что объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база.
И высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов учения являются именно научно-исследовательские работы учеников. Желание вести собственное исследование является главным показателем того, что работа учителя дает положительные результаты. Самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для школьника значительна.
Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, которые способны занять самостоятельную жизненную позицию и сделали большой шаг в своем развитии.
Список используемой литературы и других ресурсов.
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.
4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.
5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,
6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.
7. Божович Л.И. Психология закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 1976. - №6. - с. 45 - 55.
Бордовская А.А. Педагогика. - СПб, 2000. - с. 183-200.
8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.
9. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990
14. Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1986.
15. Немов Р.С. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.
16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
18. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.