Педагогическое обеспечение позитивной социализации школьников является одной из ключевых задач современной школы. Особенно актуальной эта задача становится в условиях реализации ФГОС. Процесс социализации личности во многом зависит от ценностей и специфики окружающего социума. Они, как известно, разные в больших и малых городах. Выделим отличительные особенности культуры малого города Черемхово:
а) С одной стороны, особенности, затрудняющие процесс социализации личности:
- ограниченные возможности для образовательного и профессионального выбора;
- недостаточные условия для проявления себя в общественной жизни, для самоутверждения и социального творчества;
- дефицит возможностей разнообразия занятий в свободное время;
- небольшое количество стимулов стимулов, влияющих на социальную мобильность личности.
б) С другой стороны, особенности, способствующие процессу социализации личности. Малый город — это некая замкнутая система, в которой формируется особая среда: все люди и их деятельность на виду, между людьми крепкие связи, что позволяет вовлечь в социально значимую деятельность большое количество участников. При этом высока социальная ответственность каждого участника этой деятельности (она является достоянием всех, обсуждается и оценивается всеми).
На этом фоне становится очевидным, что школа в малом городе является главным институтом социализации личности.
Выполняя миссию школы, в 2012 году педагогический коллектив успешно завершил реализацию Программы развития ОУ “Образовательное пространство учреждения как фактор успешной социализации обучающихся”, одной из задач которой являлось нивелирование факторов, ограничивающих процесс социализации наших школьников. Нам удалось достичь цели Программы: создать условия, способствующие социализации обучающихся и обеспечивающие им успешную жизненную и профессиональную карьеру.
Для достижения поставленных задач мы выстроили инновационную деятельность по направлениям, которые нашли свое отражение в следующих проектах:
“Учреждение — межшкольный центр профориентационной работы”.
Сущность изменений: совершенствование модели профессионального самоопределения, расширение возможностей выбора образовательной траектории на основе партнерства с учреждениями профессионального образования.
Инновационные идеи:
- проведение Дней вузов и сузов на базе школы с использованием новых форм взаимодействия (агитпоезд, выездное тестирование “Твой выбор”, creative — акции, фестиваль профессий и др.); участие в мероприятиях вузов и сузов (олимпиады, творческие конкурсы, НПК);
- расширение выбора профилей на третьей ступени (мультипрофиль, социально-гуманитарный, физико-математический, информационный), создание класса довузовской подготовки ИрГУПС; привлечение педагогов сузов и вузов для преподавания элективных курсов;
- открытие учебных площадок Школьного университета (г. Томск), Ангарского филиала Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа, предпрофильных классов горнотехнического и педагогического колледжей г. Черемхово;
- создание Малой Академии для предоставления дополнительных образовательных услуг (курсы водителей категории “В” и “С”, изучение иностранных языков, школа будущего первоклассника, клуб “it-шка”, репетиторские курсы и др.).
“Школа — центр развития спорта микрорайона”.
Сущность изменений: обеспечение условий для формирования мотивации на ЗОЖ, привлечения обучающихся, их родителей, жителей микрорайона к занятиям физической культурой, реабилитация детей-инвалидов.
Инновационные идеи:
- создание физкультурно-оздоровительного центра (7 объектов: стадион, плавательный бассейн, тренажерный зал, зал для занятий ритмикой и хореографией, 3 спортивные площадки для разных видов спортивных игр), привлечение педагогов из числа социальных партнеров (5 тренеров, 2 медицинских работников); расширение спектра спортивных секций (14);
- участие в федеральной программе “Доступная среда” для детей, имеющих нарушения в здоровье, оборудование кабинетов для оказания помощи детям с нарушениями речи, движения, слуха.
- вовлечение в активную физкультурно-спортивную деятельность 62% обучающихся;
- организация на базе центра муниципальных соревнований по различным видам спорта и состязаний дворовых команд;
- поддержка молодежных инициативы “Вечернее Черемхово” (марафон здоровья), инициирование новых форм организации деятельности детей и молодежи: “Все в порядке — спасибо зарядке!”, “Молодость, красота, здоровье!” (флеш-моб), “Впереди планеты всей!” (акция), фестиваль спортивных игр “Продвижение движения”.
“Школа — центр досуга и личностного развития”.
Сущность изменений: обеспечение условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, удовлетворения их потребностей и запросов.
Инновационные идеи:
- расширение системы дополнительного образования (9 направлений, 38 детских объединений, включая 2 экспериментальные лаборатории по физике и химии, отряд ЮИД, дружина юных пожарных, поисковый отряд “Память”, клуб “Отечество”, стрелковый клуб, виртуальный и реальный музеи Школы и Боевой Славы, редакцию школьной газеты “После уроков”, вокальные и хореографические коллективы различной направленности, Школу лидера, КВН, туристический клуб “Компас”, клуб “IT-тишка” и др.);
- предоставление обучающимся возможности демонстрировать свои возможности и достижения на различных уровнях (в т.ч. в самопрезентациях: “Я-сам, Я-сама!”, “Мой класс - лучший!”, “Мир моих увлечений”);
- вовлечение в работу детских объединений детей, проживающих в микрорайоне, не обучающихся в нашей школе, привлечение к руководству объединениями родителей обучающихся;
- расширение числа социальных партнеров школы (13), которых привлекаются к реализации данной задачи.
Проведение фестивалей СДО, праздников “Форум надежды”, “Площадь звезд” для презентации достижений коллективов и чествования лучших их членов. “Только признание порождает успех личности” - кредо педагогов школы.
“Школа — центр социального творчества и социальных инициатив”.
Сущность изменений: создание условий для проявления социальной активности школьников, развития их лидерских качеств, социального творчества.
Инновационные идеи:
- создание совета старшеклассников “КПД” (“Креативность. Продуктивность. Движение”) - реально действующего детского органа самоуправления;
- создание аккаунта совета (страницы в социальной сети “В контакте”) для обсуждения и планирования деятельности;
- организация партнерства с муниципальным Центром молодежных инициатив, педагогическим отрядом “Ника”;
- создание отряда волонтеров;
- внедрение в воспитательный процесс школы социальных практик;
- организация и проведение добровольческих акций, направленных на решение социально значимых проблем города: “Детская площадка”, “Милосердие”, “Свет в учительском окне”, “Мой друг — первоклассник”;
- инициирование и организация креатив-акций: “Я люблю свой город”, “Улыбка в подарок”, “Свеча памяти” (флэш-моб), “Влюбленный микрофон” (флэш-моб), “Не жалейте любви друг для друга” (акция);
- реализация проектов “Зеленая школа”, “Эстафета добрых дел “Кто, если не мы?”, “Нашим детям чистые дворы!”.
Успешное внедрение в практику работы школы названных инновационных идей позволило нам достичь следующих социальных эффектов:
Для обучающихся и их родителей: сохранение здоровья школьников (стабильность показателей на протяжении всего периода обучения), социальная адаптированность выпускников (высокий и средний уровень 95%), готовность выпускников к продолжению образования (96%), личностный рост школьников, социальная активность (положительная динамика количества участников в социально значимой деятельности).
Для педагогов: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в области воспитания, рост их собственной социальной активности.
Для учреждения в целом: рост привлекательности, доверия и интереса к школе со стороны социальных заказчиков (родителей, учреждений профессионального образования), расширение круга социальных партнеров ОУ, увеличение возможностей для участия школы в различных проектах и программах, повышение конкурентоспособности учреждения и поддержка его бренда в социуме.
Понимая необходимость и значимость работы над проблемой позитивной социализации школьников, учитывая возрастающие требования государства и вызовы общества, в настоящее время коллектив школы ориентирован на достижение цели: консолидировать усилия школы и социума, направленные на создание благоприятных условий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание и формирование социальной компетентности школьников. Эта цель обозначена новой Концепцией воспитательной системы школы “Духовно-нравственное воспитание обучающихся как условие формирования социальной компетентности школьника” на период 2012-2017 годы, разработанной авторским коллективом школы под руководством кафедры управления инновационными процессами и педагогическими технологиями ОГАО УДПО ИИПКРО (г. Иркутск). В 2012 году наше учреждение вошло в Ассоциацию общественно-активных школ Иркутской области.