Выдающаяся личность - это основа России!?

Разделы: История и обществознание


Цель: создать условия для рассмотрения роли выдающихся исторических личностей с точки зрения современного человека

Задачи:

Образовательные:

  • учащиеся должны уметь объяснять собственный выбор
  • определять положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности выдающихся личностей;
  • учащиеся должны уметь сравнивать и систематизировать материал по теме.

Развивающие:

  • развивать навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения;
  • отрабатывать навыки работы с историческими документами,
  • развивать культуру речи.

Воспитывающая:

  • воспитывать гражданственность, чувство гордости за свою страну.

Тип урока: защита проекта

Оборудование урока:

  • мультимедийная установка
  • компьютерные презентации
  • итоги социологического опроса
  • исторические документы
  • “Генеалогическое древо российских правителей” автор Пашков

интернет-источники

Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит,
что мы гордимся его великими людьми,
теми, которые сделали его сильным
и уважаемым на исторической сцене.
И.П. Павлов

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационно-мотивирующий этап.

Цель: создание условий для продуктивной деятельности. Приветствие.

Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: создание условий для актуализации знаний по предыдущей теме

Предлагает ответить на вопросы по социологическому исследованию

Приложение 1

Результаты социологического опроса

1. Для чего изучают историю России?

  • Знать историю страны-6
  • Для себ-3
  • Для оценки
  • Живу в РФ-2
  • Знать истоки зарождения
  • Пригодится
  • Интересно
  • Для ЕГЭ

Отвечают на вопросы:
2 Скажите, по какому предмету у нас сегодня занятие?

2. Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Россия – объединить в единое название...

  • Россия-6
  • Российская Федерация-3
  • Преобразование России-1
  • Путь развития
  • Эволюция
  • Родина-4
  • Держава
  • Единая Россия
  • Русь

Отвечают: по истории

Отвечают на вопросы:

  Скажите, о каком государстве мы будем говорить на уроке?

Вам хорошо известно, что 2012 год отмечается как год 1150-летие российской государственности.

Решим пример: 2012-1150= ? (862 г)

Почему именно этот год считается годом образования Руси?

3. Выдающаяся личность – это тот кто ...

  • У кого есть заслуги перед Родиной-2
  • Сделал, что-то интересное
  • Запомнился предшественникам-2
  • Знаменитый
  • Богатый
  • Умный человек, стремящийся добиться своей цели

Посмотрите на наше “облако” у него появились листочки. Представьте, что листочки это черты характера, качества, которыми должна обладать выдающаяся личность России. На нашем облаке появились листочки с чертами характера, качествами по данным социологического опроса. В течение урока этих листочков будет становиться все больше и больше.

Отвечают:  Россия

 

 

Отвечают: 862 г

Призвание варягов на Русь

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая в группах или индивидуально. Прикрепляют листочки на символическое облако.

  4. Выдающейся личностью России, я считаю -
Путин -7
Менделеев-3
Петр 1-
Ленин-4
Пушкин-3
Владимир Красное Солнышко-2
Ломоносов
Медведев-2
Сахаров
Екатерина 2
Жириновский
Иван Грозный
Киркоров
Пугачева
Бердников
Рюрик
Ермак

 
Сделайте вывод по трем последним слайдам, о чем или о ком мы будем говорить на этом уроке?

Ведь самое большое богатство России – это люди - талантливые, несгибаемые, творческие! О великих людях

России мы сегодня и будем говорить.

Предлагает определить цели урока.

Знакомим обучающихся с эпиграфом урока

 

Отвечают: о выдающихся личностях России

 

Определяют цели урока

3 Подготовка к усвоению нового материала

Цель: создать условия для определения темы и целей урока.

На основе вводной презентации мы узнали цели нашего урока

Какой, по вашему мнению, будет план урока?

На основании ответов предлагает составить план урока.

Предлагает сравнить полученный результат с планом, предложенным на доске:

Представление проектов обучающихся 11 класса по теме “Выдающиеся личности в истории России”

Создание кластеров “Выдающиеся личности России”

Выбор лучшего проекта

Называет тему урока.

Выдающаяся личность- это основа России? 

Записывает тему урока на доске.

 

Групповое обсуждение плана урока.

Высказываются.

 

 

 

Обсуждают в парах, высказываются.

 

 

 

Записывают тему и план урока в тетрадь.

4 Изучение нового материала

Цель: создание условий для усвоения знаний учащихся о выдающихся личностях России

Знакомство с проектами обучающихся

Выступление 2-3 мин

Веригина Валерия - Сталин
Танабасова Урсула – Менделеев
Покошев Марсель - Петр 1
Туйденов Алексей - Екатерина 2
Унукова Толунай - Иван Грозный
Шатин Вячеслав - Ломоносов
Паутов Константин - князь Владимир
Кызлакова Айана - Распутин
Записывают в тетрадь.

Представляют проекты-презентации, кластеры.

Прикрепляют листочек с качествами выбранной личности

 

 

Записывают в тетрадях

  У нас в Республике Алтай так же много выдающихся личностей: государственные деятели, деятели культуры и простые труженики. Одним из них можно назвать Валерия Ивановича Чаптынова первого главу и создателя Республики Алтай. 2012году мы отмечаем 90-летие Ойротской автономной области.

(качества: скромность, любовь к своей малой Родине)

Дают комментарий историческим личностям, делают выводы:
  По мере ознакомления с презентациями приглашенные отмечают лучшие проекты.

Посмотрите какое у нас получилось замечательно облако. Какова же роль личности в исторической цепочке? Кем распределяется та или иная роль? Эти актуальные вопросы интересуют не только историков всего мира, но и людей, совершенно отдалённых от исторической науки. Известно то, что роли, как и в театре, могут быть со знаком “+” и со знаком “ — ”. Если нам рассматривать только положительные роли, то театральная постановка будет какой-то половинчатой, да и вовсе потеряет смысл. Кто же захочет ходить в такие театры? Действительно, никто... Исходя из вышесказанного в историческом контексте нужны роли всякие, т.е. в этой борьбе рождается истина, которая оставляет свой отпечаток.

В первую очередь он думал не о себе, а о своих ближних, людях вообще, о Родине.

Отмечают в тетрадях

 

 

 

Дополняют качества

5 Систематизация и обобщение знаний. Контроль.

Цель: систематизировать основные понятия, выявить сформированность умений применять знания на практике.

По итогам социологического опроса мы создали визитку нашего проекта “Выдающаяся личность в истории России”

Презентуем всем приглашенным и гостям. Приложение 2

 

Высказывают собственное мнение. Аргументируют свою точку зрения.

6 Рефлексия.

Цель: создание условий для самоанализа деятельности учащихся.

Возвращаемся к  проблеме урока.

Выдающаяся личность – это основа России?!

Перед вами листы бумаги и вам предлагается высказаться по данной проблеме письменно и за тем устно. Ответы прикрепляем на доску.

Проводит коррекцию.

Обращает внимание на результаты полученного кластера.

У нас получилась береза. Ведь именно береза является символом России. Название березы возникло от слова "берегиня", от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и сил, которые защищали Русь.
Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене.

И.П. Павлов

Ведь выдающиеся люди основа каждого общества, а Россия занимает определенное место в мире. Не даром философ Н.Бердяев говорил: “С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия особая страна, не похожая ни на какую страну мира”. Ведь самое большое богатство России – это люди - талантливые, несгибаемые, творческие!

 

 

 

Отвечают на вопрос. Свой ответ аргументируют.

7 Подведение итогов урока

Предлагается проголосовать за лучший проект

Голосуют
8 Домашнее задание

Дополнить сообщения обучающихся до самостоятельного проекта.

Написать эссе к эпиграфу урока