Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель: Создать условия для совершенствования знаний, умений и навыков, позволяющих привести усвоенные учащимися понятия в стройную систему.
Форма деятельности: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр презентации, дискуссия, практическая работа.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
- Умение производить самостоятельный поиск информации в тексте учебника, интернет-ресурсах, применение компьютерных технологий.
- Соблюдение техники безопасности при выполнении практической работы.
- Умение сравнивать объекты и делать логические выводы.
- Умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Общий план интегрированного урока МХК, биология, химия, материальные технологии (общее время урока – 2 часа)
I. Подготовительный этап
II. Адаптационный этап (подготовка учеников к восприятию нового материала – постановка цели урока (учебной задачи) и мотивация учения.
III. Основной этап урока
IV. Подведение итогов урока, рефлексия.
Фрагмент урока по предмету мировая художественная культура -
20-25 минут(учитель Аксёнова Г. И).
Цель урока: продолжить знакомство с основами христианства и пасхальными традициями, воспитывать духовность, патриотизм, уважение к православной культуре и народному творчеству.
Задачи урока:
образовательные:
- выявление и закрепление знаний учащихся о смысле, истории и традициях празднования Великого Воскресения Христова – Пасхи;
- выявление знаний учащихся по теме: “Яйцо в сказках и легендах”, “Роспись яиц”.
воспитательные:
- воспитание и сохранение интереса к православной культуре и её традициям;
- воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся при коллективной работе;
развивающие:
- развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории, литературе и культуре русского народа.
Оборудование: Аудио записи благовеста пасхального трезвона, литература “История праздника Светлой Пасхи”, репродукция картины Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”, открытки, расписные яйца, презентации учащихся.
Ход урока
I. История праздника Пасхи.
(Рассказ с элементами беседы, изучение иллюстрированного материала “История праздника Светлой Пасхи”)
Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха - главное событие года для православных христиан. Он занимает центральное место в богослужебной традиции. Вся история христианства – это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан. Слово “Пасха” пришло к нам из греческого языка и означает”, “избавление”. События этого праздника возвращают верующих ко времени, когда искупительная жертва Иисуса Христа открыла для каждого человека путь к спасению, обновлению и бессмертию.
Придя на Русь из Византии в конце десятого века, христианство принесло и порядок празднования Пасхи. Традиционно в этот день происходит как бы два ритуала. Первый целиком посвящён религиозным традициям и проходит в храмах в ночь с субботы на воскресенье при огромном стечении верующих. Второй – всенародная радость. В этот день в семейном быту было принято оставлять обыкновенные дела и обращаться к молитве. Верующие разговляются освящёнными накануне куличами, крашеными яйцами и пасхой. Приложение 1
II. Яйцо в сказках и легендах.
Одной из самых любимых сказок, с которой мы знакомимся с первых лет жизни, является “Курочка Ряба”. Именно в ней рассказано о том, как курочка Ряба снесла золотое яичко, сколько при этом сразу возникло проблем и как просто всё разрешилось: “… Я снесу вам новое яичко, не золотое, простое”. А в сказке о Кощее Бессмертном в яйце была спрятана игла, символизирующая тайну жизни. В мифах разных времён и народов яйцо считается первоосновой, одним из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей. (Представление работ учащихся в форме коллажа с применением иллюстраций)
III.Традиции окрашивания пасхальных яиц. Виды росписи.
В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками . Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Приложение 2 (Представление работ учащихся в виде коллажа, фотографий и выставки)
Фрагмент урока по предмету биология -
20-25 минут(учитель Лягас Л.М.)
Цель: изучить строение куриного яйца и убедиться, что яйцо содержит все необходимое для развития и роста в нем организма, что яйцо – это живая биологическая система.
Задачи.
Образовательные:
1. Систематизировать знания о строении половой системы птиц.
2. Закрепить умение выявлять взаимосвязь строения частей куриного яйца с выполняемыми ими функциями как компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
3. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения.
Развивающие:
1. Продолжить развивать умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
2. Способствовать формированию умения анализировать, делать логические выводы по результатам наблюдения, обосновывать факты.
Воспитательные:
Продолжить развитие коммуникативных компетенций (умение работать в группе; высказывать и отстаивать свое мнение; слушать и слышать мнение других; воспринимать и ассимилировать поступающую информацию извне; проявлять рефлексивное поведение).
Оборудование: таблица “Внутреннее строение птицы”, муляж “Яйцо”, сырое и варёное яйцо курицы, блюдце, пинцет.
Ход работы
I. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
- Способы размножения живых организмов.
- Особенности строения птиц в связи с полётом.
- Строение половой системы птицы.
II. Изучение нового материала.
1. Образование яйца. (Рассказ с элементами беседы).
Демонстрация таблицы “Внутреннее строение птицы”
Яйца кур образуются в органах размножения — в яичнике и яйцеводе.
Яичник — орган, в котором происходит рост и развитие яйцеклеток с запасом питательных веществ, Расположен яичник в брюшной полости, по внешнему виду напоминает гроздь винограда.
Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Количество яйцеклеток в яичнике достигает 3 тысяч, но в яйцо их формируется небольшое количество.
Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. Яйцевод представляет собой извитую трубку, закрепленную особой складкой на полости тела. В верхней части яйцевода происходит оплодотворение яйцеклетки. Сперматозоиды могут длительное время (до 20 дней) сохранять оплодотворяющую способность, находясь в складках слизистой яйцевода. Поэтому достаточно одного спаривания с самцом, чтобы курица длительное время откладывала оплодотворенные яйца.
Длина яйцевода у несущей курицы достигает 60 см. Яйцо при продвижении по яйцеводу покрывается оболочками, которые формируются выделениями желёз стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Формирование яйца в яйцеводе у птиц разных видов занимает от 12 до 48 часов.
2. Строение куриного яйца
Практическая работа
Цель работы: ознакомившись со строение куриного яйца докажите, что яйцо птицы обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша.
Оборудование: сырое и варёное яйцо курицы, блюдце, пинцет, рисунок “Строение яйца”, Приложение 4.
(Приблизительный результат выполнения практической работы учащихся)
Части яйца | Особенности строения | Какие условия обеспечивает для развития зародыша |
1. Желток яйца состоит из собственной яйцеклетки будущего зародыша и питательной части. Снаружи желток покрыт оболочкой. | ||
Зародышевый диск | Белое овальное пятно диаметром 3-4 мм. | Будущий зародыш |
Желточный мешок | Состоит из мельчайших зернышек — желточных шариков | Запас пищи для развивающегося зародыша |
2. Белок | 1. Содержит лизоцим. 2. Состоит из четырех слоев: наружного жидкого, внутреннего жидкого, среднего плотного и градинкового. |
1. Лизоцим предохраняет порчу
белка, а, следовательно, и яйца от деятельности
микроорганизмов. 2. Жидкий белок - источник воды для эмбриона. 3. Градинковый слой белка удерживает желток в середине яйца. |
3. Скорлупа оболочки яйца | 1. Выполняет защитную функцию 2. Минеральные вещества скорлупы играют большую роль в минеральном обмене эмбрионов. 3. Поры скорлупы обеспечивают дыхание эмбриона и водный обмен яиц с внешней средой. |
|
4. Надскорлупная оболочка (кутикула) | Бесструктурным слоем органического вещества, покрывающий снаружи скорлупу | Выполняет важную защитную роль: способна пропускать через свои поры газы и воду, но задерживать микроорганизмы. |
5. Двухслойная подскорлупная оболочка | В тупом конце яйца оболочка расслаивается и образуется воздушная камера | 1. Играет защитную роль 2. Удерживает белок яйца и не дает ему вытечь 3. Воздушная камера яйца обеспечивает газообмен эмбриона в период перехода на легочное дыхание, т.е. перед наклевом скорлупы. |
Вывод.
Яйцо птицы обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша:
- Защиту.
- Снабжение водой.
- Снабжение питательными веществами.
- Поступление воздуха.
Фрагмент урока по предмету химия –
20-25 минут(учитель Ящук В.А.)
Цель: познакомить учащихся с химическим составом яйца.
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с химическими свойствами белков;
- с помощью опытов доказать наличие белка в составе куриного яйца, наличие карбоната кальция в скорлупе куриного яйца;
развивающие
- развивать умение проводить демонстрационный опыт;
- развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
- раскрыть исследовательские и организаторские качества учащихся;
воспитывающие
- воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Методы: рассказ-беседа, демонстрация опытов.
Реактивы и оборудование: водный раствор белка и измельченная скорлупа куриного яйца, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты и сульфата меди(II), азотная кислота, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, штатив для пробирок.
Ход урока
- А теперь выясним химический состав яйца. Яйцо содержит: кальций, железо, марганец, цинк, витамины группы A, E, В, белки. Самая важная составная часть пищи - белок, основа всего живого, строительный материал всякого организма.
Как распознать белок?
Первый опыт - качественная реакция на белок, т.е. такая реакция, которая позволит нам уверенно судить - белок перед нами или нет. Таких реакций несколько. Ту, которую мы проведем, называют биуретовой. Для нее нам потребуются растворы гидроксида натрия и медного купороса (сульфата меди II).
- Ученик проводит биуретовую реакцию (к раствору белка добавляют разбавленный раствор гидроксида натрия и затем по каплям раствор сульфата меди(II). Появляется фиолетовое окрашивание).
Второй опыт. Ксантопротеиновая реакция заключается в том, что белок, при нагревании концентрированной азотной кислотой приобретает желтую окраску, которая после осторожной нейтрализации разбавленным раствором щелочи переходит в оранжевую. (Эта реакция обнаруживается на коже рук при неосторожном обращении с азотной кислотой).
- Ученик проводит ксантопротеиновую реакцию.
- А каков же состав скорлупы?
Обыкновенная яичная скорлупа содержит больше микроэлементов, чем любая упаковка дорогих мультивитаминов: фтор, медь, железо, марганец, молибден, фосфор, серу, цинк, кремний и другие - всего 27 элементов! Скорлупа 1 яйца содержит 2 г кальция (наиболее полное усвоение кальция организмом происходит при сочетании его с лимонной кислотой).
По составу яичная скорлупа состоит на 92-95% из карбоната кальция (причем этот карбонат кальция усваивается почти стопроцентно за счет того, что уже проходил синтез в организме птицы из органического кальция в неорганический), на ~1-3% из карбоната магния, 1-2% фосфатов и ~3-4% органических веществ.
Как доказать, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат кальция?
Качественной реакцией на карбонаты является взаимодействие с кислотой. При этом бурно выделяется углекислый газ.
- Ученик демонстрирует опыт. (Демонстрация опытов проводится в сопровождении презентации). Приложение 6
Фрагмент урока по предмету “Материальные технологии”
- 20-25 минут(учитель Ларина Л.В.)
Цель: способствовать развитию творческой активности учащихся в различных видах деятельности и познакомить со спецификой работы повара, кондитера, швеи, художника.
Задачи.
Обучающие:
- изучение последовательности действий при выполнении практической работы по приготовлению кулича и пасхи;
- способствовать изучению назначения яиц в кулинарии;
- расширение знаний о сервировки и украшении пасхального стола.
Развивающие:
- формирование навыков рукоделия, вышивка крестиком по готовым или выбранным самостоятельно схемам картинок с пасхальной символикой.
- развитие мелкомоторных действий при выполнении учащимися художественно-прикладных работ в русских народных традициях.
Воспитательные:
- оформление выставки творческих работ, приготовление праздничного блюда, сервировка праздничного стола;
- прививать чувство уважения к русским народным традициям, культуре общения, поведения за столом.
Оборудование к уроку: технологические карты по приготовлению кулича и пасхи, электрооборудование для выпечки, выставка поделок, оборудование сервировка праздничного Пасхального стола.
Ход урока
I. Подготовительная работа.
- Выполнение творческих работ (вышивка крестиком картинок с пасхальной символикой, окрашивание яиц, подбор материала для презентации).
- Замешивание теста.
- Оформление выставки.
II. Формирующий этап.
1. Применение яиц в кулинарии.
Загадка. (Демонстрация изображений к загадке с применением ИКТ, иллюстрации выполняли дети)
Шутливая сказка гласит, что в некотором царстве, в некотором государстве умер придворный повар. Претендентов занять его место было много. Как отобрать среди них наиболее умелого и сметливого? И тогда всем желающим была предложена такая задача: приготовить блюдо, состоящее из килограмма любого продукта, килограмма воды и килограмма соли. Было поставлено условие: блюдо не должно быть пересоленным. Все кандидаты в повара отказались участвовать в таком конкурсе. И лишь один нашёлся: в килограмм воды он добавил килограмм соли и сварил килограмм яиц, разумеется, в скорлупе. Трудно сказать, сколько лет этой сказке, но хорошо известно, что с глубокой древности и до наших дней яйца служат пищей человеку, причём главным образом куриные.
Яйцо – удивительный продукт. Как по форме, так и по содержанию. Невелико яичко-всего от 40 до 60 грамм, а содержатся в нём все необходимые организму вещества: аминокислоты и полинасыщенные жирные кислоты, минеральные вещества, витамины группы В, РР, Е, D,каротин. Белок яйца - наиболее полноценный и легкоусвояемый среди белков, встречающихся в продуктах.
В кулинарии, у яичного белка немало “профессий”. Во-первых, он обладает хорошими связующими свойствами: без яичного белка нельзя выпечь бисквитный торт, суфле или пудинг. Во-вторых, белок служит отличным пенообразователем. Кроме того белок используют для осветления бульонов и фруктовых соков. Желток составляет примерно одну треть массы яйца и состоит в основном из жира, белков и лецитина. Это вещество положительно влияет на жировой обмен в организме человека, а также играет большую роль в питании нервных клеток в качестве поставщика фосфора.
Различают яйца диетические и столовые. Яйца, которым “от роду” не больше семи дней, считают диетическими. Столовые яйца хранятся до 30 дней. Существует мнение, что наибольшую пользу приносят яйца в сыром виде. Однако исследования показали, что сырые яйца по сравнению с варёными никакими преимуществами не обладают. Более того, белок сырого яйца труднее переваривается, а витамины желтка усваиваются не полностью. Поэтому лучше подвергать яйца тепловой обработке.
Самый распространённый способ-варка. Люди “изобретали” различные способы варки яиц. Древние египтяне закладывали яйцо в пращу и быстро вертели, яйцо согревалось и считалось, что оно сварено всмятку. Когда-то во Франции был изобретён автомат, снабжённый часовым механизмом. Через определённое время он извлекал из воды корзиночку со сваренными яйцами. Были аппараты для варки яиц и с песочными часами. Пытались использовать для варки и горячий воздух. Однако ни один из этих способов практического значения не получил. Мы по-прежнему пользуемся старым дедовским методом: погружаем яйца в посуду с кипящей водой и варим: всмятку - 3, “в мешочек” - 4-5, а вкрутую - 8-10 минут. Приложение 7
2. Практическая работа “Приготовление кулича и пасхи”.
Школа. Раннее утро. Ещё не скоро прозвенит звонок к первому уроку, а в кабинете технологии уже кипит работа. В нашем классе сегодня не спится даже мальчишкам. Многие ребята сами захотели прийти пораньше и поучаствовать в процессе приготовления кулича. Определив обязанности каждого, всей бригадой дружно взялись за работу. Тесто замешено. Внимательно следим за его подъёмом, выхаживаем в тёплой воде, тесто увеличивается в объёме и становится пышным и мягким. Аромат пирогов уже витает по школе.
3. Сервировка и украшение пасхального стола.
Сервируя праздничный пасхальный стол, мы оставили на нём место и для поделок, и для угощения.
4. Подведение итогов. Рефлексия Дегустация.