Цели и задачи.
Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “В одном счастливом детстве”. Книга для чтения. Часть 2. Компьютер, проектор, выставка книг.
Приложение: презентация, аудиозапись сказки (Приложение).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу “Сказки”. Но начнём мы урок с речевой разминки.
Речевая разминка.
Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
И ещё одно задание.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Найдите зверей, которые спрятались в строчках.
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки,
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает.[1]
2. Подготовка школьников к восприятию литературного произведения.
2.1. Повторение пройденного материала.
- Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, сказка, стихотворение, повесть)
- Какие виды сказок вы знаете? (Анималистические, бытовые, волшебные)
- На какие две группы можно разделить сказки? (Народные, авторские)
- Чем отличаются авторские сказки?
- Как по-другому называют авторские сказки? (Литературные)
- Каких вы знаете писателей, сочинявших сказки?
2.2. Знакомство с автором и историей создания произведения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Мелентьевича Волкова, прочитаем отрывок из его сказки и подумаем, какую важную мысль хотел донести до нас автор.
- Вы получили задание найти материал об этом писателе и прочитать авторский текст в учебнике.
а) Чтение авторского текста в учебнике.
- Что мы узнали о А.М. Волкове?
б) Прослушивание сообщений о писателе.
в) Обобщение докладов и просмотр презентации.
- А. М. Волков родился в Усть-Каменогорске (2 слайд). С четырёх лет научился читать и всю жизнь стремился к знаниям. Александр Мелентьевич закончил два института и университет. Преподавал словесность, физику, математику, географию, историю, естествознание. Он знал латынь, французский, немецкий, старославянский языки; понимал итальянский, испанский, болгарский, польский. Захотел выучить английский язык. С этой целью в 1937 году начал переводить книгу Лимана Франка Баума “Мудрец из страны Оз” (3, 4 слайды), а по вечерам пересказывал её двум своим сыновьям. Их восторг побудил его отредактировать сказку. Волков так увлёкся переводом, что сам начал придумывать новых героев, написал новые главы. А. М. Волков принёс переработанный, дополненный и изменённый вариант С. Я. Маршаку (5 слайд), которому сказка очень понравилась. В 1939 году вышло первое издание сказки “Волшебник Изумрудного города” (6 слайд). Чёрно-белые иллюстрации к тексту сделал художник Николай Радлов.
Началась война и про книгу забыли. Новую жизнь книга А.М. Волкова получила благодаря художнику Леониду Викторовичу Владимирскому (7, 8 слайды).
В 1959 году “Волшебник Изумрудного города” вышел в свет с новыми иллюстрациями, признанными позднее классическими.
Волшебная страна Волкова не повторяет волшебную страну ОЗ. Баум написал 13 продолжений своей сказки. Волков - 5 самостоятельных продолжений своей книги[2] (9 слайд).
На полочке выставка книг А.М.Волкова.
“Волшебник Изумрудного города” 1939 г.
“Урфин Джюс и его деревянные солдаты” 1963 г.
“ Семь подземных королей” 1964 г.
“Огненный бог Марранов” 1968 г.
“ Жёлтый туман” 1970 г.
“Тайна заброшенного замка”1976 г.
2.3. Знакомство с героями сказки, прослушивание аудиозаписи.
- Сегодня мы будем читать отрывок из сказки А.М. Волкова “Волшебник Изумрудного города” (10 слайд).
- Кто из вас уже читал эту книгу?
- Сейчас мы познакомимся с главными героями (11 слайд).
- Маленькая девочка Элли жила в канзасской степи с мамой и папой. Её отец работал в поле, мама хлопотала по хозяйству. Однажды страшный ураган унёс домик с Элли и пёсиком Тотошкой (12 слайд).
- Куда унёс ураган Элли мы узнаем, когда прослушаем аудиозапись. (Прослушивание отрывка сказки о том, как Элли попала в Волшебную страну). (Запись с 3 мин. 12 сек. до 7 мин. 12 сек.)
- Где оказалась Элли?
- Кого она встретила в стране Жевунов?
- О чём прочитала волшебница Виллина в волшебной книге? (13 слайд)
- Куда отправились Элли и Тотошка по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом.
- Кого встретила и с кем подружилась девочка? Отгадайте:
Очень добрый он на вид,
Весь соломою набит,
Птиц с огорода отгоняет,
О мозгах давно мечтает.
(Появляется Страшила) (14 слайд)
Боится влаги.
Сам он из металла.
Мечта о сердце
Никогда его не покидала.
(Появляется Дровосек) (15 слайд)
Он царь зверей
И очень тем гордится,
Но, почему-то,
Он всего боится.
(Появляется Лев) (16 слайд)
3. Физкультминутка.
4. Чтение и анализ художественного произведения.
Работа с учебником.
а) Чтение учениками первой части, а затем ответы на вопросы:
- Как проявилась дружба сказочных героев и Элли в пути?
- Где проходил их путь?
- Какую надпись заметила Элли на столбе? (17 слайд)
- О чём мечтала Элли?
- Какое было желание у пёсика Тотошки?
б) Вторую часть дети читают самостоятельно, про себя. Затем следует выборочное чтение, в результате которого вся часть будет перечитана вслух.
- Чем были увлечены Дровосек и Страшила во время пути по лесу?
- Что прервало их спор?
- Что успели заметить друзья в чаще?
- Кто рассказал им о том, что произошло с Элли?
- Какое решение приняли Дровосек и Страшила?
- Кто вызвался им помочь?
в) Третью и четвёртую часть ученики читают вслух абзацами.
Они устанавливают, что в третьей части речь идёт о Людоеде, а в четвёртой – о том, что предпринимают друзья Элли для её спасения.
г) После чтения дети отвечают на вопросы:
- Как выглядел замок Людоеда?
- Какой план спасения Элли придумал Дровосек?
- Какая опасность угрожала Страшиле?
- Что заставило забыть о ней?
- Как героям сказки удалось бежать из замка Людоеда?
д) Работа со словарём.
(Ров - длинное, с высокими откосами углубление в земле, заполненное водой) (18 слайд)
е) Перечитывание последнего абзаца четвёртой части.
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
- А теперь посмотрим, как разрешает проблему автор.
ж) Чтение пятой части.
- Что такое самоотверженность? Как вы понимаете значение этого слова? Как Дровосек объясняет это слово? (19 слайд)
- Кто ещё, кроме Дровосека и Страшилы, проявил самоотверженность, спасая Элли?
5. Подведение итогов.
- Отрывок из какой сказки мы сегодня прочитали?
- Захотелось ли вам прочитать её до конца и узнать, что произошло с Элли и её друзьями дальше?
- Помните, как заканчивается “Сказка о Золотом Петушке” А.С. Пушкина?
“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
- Как вы думаете, чему учит нас сказка А. М. Волкова?
Несмотря на то, что сказка волшебная, герои её старались найти выход из трудных ситуаций не с помощью волшебства, а рассчитывая на свой ум, находчивость, смелость, помощь и отзывчивость друзей.
Волков писал: “В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка”. (20 слайд)
6. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.
Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий - если не понравилось на уроке.
Жёлтый - если не определились.
- Прикрепите свои флажки на доску.
7. Домашнее задание.
Прочитать сказку. Ответить на вопросы к тексту.
Список использованной литературы:
- Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. В одном счастливом детстве: Книга для чтения в 3 классе. Ч. 2. - М.: Баласс, 2012.
- Аркадьева А.В. Уроки чтения в 3 классе по книге “В одном счастливом детстве” (из опыта работы). Методические рекомендации. – Под ред. Е.В. Бунеевой// Серия “Свободный ум”. – М., “Баласс”, “С-инфо”, 1996. – 96 с.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Худож. Е.В. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн.– М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997. – 448 с.