Цели урока:
образовательные: сформировать навык решения уравнений, закрепить навык упрощения выражений и нахождения их значений, применяя распределительное и сочетательное свойства умножения;
развивающие: развивать интерес к предмету;
воспитательные: воспитывать внимание, логику; культуру оформления выражений, решений уравнений; культуру речи; любовь к ближнему.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
2. Домашнее задание. Дидактический материал стр.49, Б - 2 №1 - 3.
3. Тема и цель урока.
Мы продолжаем изучать тему "Упрощение выражений". Сегодня на уроке вспомним свойства умножения, повторим запись и оформление основных видов заданий на упрощение выражений, нахождение их значений, будем решать уравнения, вычислять значение выражения рациональным способом. А какой теме еще будет посвящён урок, скажете мне сами после проверки домашнего задания.
4. Контроль домашнего задания. (На доске карточки с номерами заданий домашней работы, карточки с ответами и посторонние ответы размещены на доске в разброс.)
– Есть ли вопросы по домашней работе?
Проверим домашнюю работу, откройте тетради, возьмите карандаши. Найдите ответы к номерам домашней работы. (Ребята выходят по одному к доске, выбирают ответы, прикрепляют под номером задания.)
№ 597(б) | № 597(г) | № 599(б) | № 600(а) | № 602 |
406 | 780 | 198 | 16 | 96 |
с | е | м | ь | я |
Варианты ответов.
96 | я |
16 | ь |
189 | о |
780 | е |
69 | р |
406 | с |
198 | м |
– Оцените свою работу.
– Перевернём ответы, какое слово получили? (Семья.) Какой ещё теме будет посвящен урок? (Семье.)
– Действительно, сегодня на уроке мы будем не только упрощать выражения, решать уравнения, решать примеры, но и говорить о семье.
Сегодня в этом классе мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим.
И дружбе в наших семьях урок весь посвятим.
5. Устная работа.
Семья – семь “я”. Семья на Руси включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Уважали старших, молодость берегли. Семьи были большими и крепкими. Историки находят много свидетельств подтверждения этого. Вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дополните пословицы и поговорки, для этого устно выполните задания на доске. (На доске плакат с первой частью пословиц о семье и примерами для решения, вторую часть пословицы ребята находят из предложенных ответов, выполнив все задания)
На что и клад - | коли в семье лад. (17000) |
Семья вместе - | душа на месте. (23с+42) |
Где любовь и совет, | там и горя нет. (100000) |
В семье - | и каша гуще. (200) |
Задания на доске.
1) Вычислите:
4•38+4•12= 200;
(90 – 89)20•17•50= 17000;
8•4•125•25= 100000.
2) Упростите:
35с+8-12с+34= 23с+42.
Таблица с ответами.
не продашь. | 1700 |
что дерево без корней. | 160 |
и каша гуще. | 200 |
что дождь в засуху. | 47с+42 |
там и горя нет. | 100000 |
душа на месте. | 23с+42 |
коли в семье лад. | 17000 |
Вопросы по ходу решения.
– Каким свойством умножения пользовались? (Распределительным, сочетательным свойствами умножения.) Распределительное и сочетательное свойства умножения помогут нам успешно справится с другими заданиями на уроке.
6. Закрепление изученного.
а) – Повторим запись и оформление основных видов заданий для успешного выполнения самостоятельной работы.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
– А сейчас, выполните задание №1 с карточки №1 и отгадайте загадку. (Карточки на столах учащихся.). К доске решать пойдет …
Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Вани, Насти
И, конечно, у меня. (Мама)
1. Найдите значение выражение:
38а+68а-6а=36, если а=172.
(38а+68а-6а+36=100а+36
Если а=172, то 100а=36=100•172+36=17236.
Ответ: 17236.)
– Обратите внимание, что прежде чем подставлять значение буквы в выражение и вычислять его, сначала, если возможно, выражение нужно упростить.
Открываем учебник стр.122 №561(а)
2. Решите уравнение
№561(а) 3х+7х+18=178.
К доске решать пойдет …
Дома он и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
В доме он, конечно, главный,
Если мамы только нет. (Папа)
(а)3х+7х+18=178;
Образец!
10х+18=178;
10х=178-18;
10х=160;
х=160:10;
х=16
Ответ: 16.)
На полях напишите: “Образец!”.
Откройте учебник, стр.119. Посмотрите еще раз на образец решения уравнения данного вида. Запомните, как решать такие уравнения.
Далее решаем уравнение № 563(а) 4•25•х=800
Пословицы гласят, что это дороже денег, живёт рядом с трудом, ума прибавляет, всегда на стороне смелых. Что же это? (Счастье.)
(б) 4•25•х=800;
100х=800;
х=800:100;
х=8
Ответ: 8.)
Таблица с отгадками.
17632 | дедушка |
16 | папа |
87 | бабушка |
17236 | мама |
8 | счастье |
– Молодцы! Мама, папа – самые дорогие для нас люди. Вот как вы пишите о своих семьях, о близких: "Моя мама заботливая, внимательная, добрая. Папа – ответственный, справедливый, умный. Моя семья – моя крепость и надежный причал. У меня очень дружная, хорошая семья. Я очень люблю свою семью. Она у меня самая лучшая! Моя мама – это просто замечательный человек, всегда уделяет мне много внимания, даже когда очень занята. Мой папа очень надежный. Семья - это самое дорогое, что у меня есть!".
7. Физкультурная минутка.
Если я правильно прочитала выражение, встаете и руки вверх, если не правильно – садитесь, руки в бок.
Встали. Начнем, будьте внимательны.
2а; 3+а; (а-b)(а+b); 24+а+3; 12(с-5); 7х+8у.
Сумма двух и а.
Сумма трёх и а.
Произведение разности а и b и суммы а и b.
Произведение 24, а и трёх.
Произведение двенадцати и разности с и пяти.
Разность семи х и восьми х.
б) Решение задачи.
Послушайте задачу.
К Мише приехал дедушка. Он дал внуку 200 руб., чтобы Миша потратил их по своему усмотрению. На эти деньги мальчик купил себе 5 жевательных резинок по 10 руб.; пистолет за 76 руб.; две шоколадки по 12 руб.; набор маркеров за 30 руб. А на оставшиеся деньги Миша решил купить сестре карандаши за 20 руб. Рассудите, правильно ли Миша все рассчитал?
(На доске краткая запись к задаче:
Жевательные резинки – 5 шт. по 10 руб.
Пистолет – 76 руб.
Шоколадки – 2 шт. по 12 руб. 200 руб.
Набор маркеров – 30 руб.
Карандаши – 20 руб.)
– А как вы думаете, справедливо ли мальчик поделил деньги? Почему?
Вы правы, никогда не забывайте о своих близких.
в) Самостоятельная работа.
Выполните задания "Математического лото" и расшифруйте высказывание.
Первые 6 человек, выполнивших все задания получают отметку.
Математического лото.
1в. | 8а•125b | 1000ab | 14а-а-28=167 |
15 | 47•34+34•26-73•34 | 0 | 22•(7а+4) |
154а+88 | 17а+19-а-12 | 16а+7 |
2 в. | 4х•37y | 148ху | 19х-х-14=256 |
15 | 53•48+36•48+11•48 | 4800 | (3x-9y)•7 |
21x-63y | 14y+16+15y+4 | 29y+20 |
3 в. | 23•4x | 92x | 15x-x-16=82 |
7 | 7•34+7•66 | 700 | (2х+10)•5 |
10х+50 | 212х-11х+х | 202х |
– Переверните карточки, какая пословица у вас получилась? (Семья в куче – не страшна и туча.)
Верно в дружной, крепкой семье не страшна никакая беда, никакие трудности. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье!
(Стихотворение о семье читает ученик.)
Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло.
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
8. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какими свойствами умножения пользовались?
– Что запомнилось?
– Что понравилось?
За урок получили следующие отметки…
Сдайте тетради.
Урок закончен.