Пояснительная записка
Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, а особенно у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе трудовой деятельности дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.
Особое значение в трудовом воспитание оказывает коллективно творческая деятельность, ведь именно в процессе коллективно творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определённого этапа коллективного творческого дела.
В программе под трудовым воспитанием понимается, совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающие к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.
Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Особенно это важно учитывать при выстраивании работы в условиях школы-интерната.
Не секрет, что большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт. Процесс социально-психологической адаптации воспитанники школ-интерната проходит очень трудно. Выпускники имеют низкий уровень социальной адаптированности, это доказывает результат диагностики «Профиль социально-адаптированной личности».
Проанализировав результаты 5 «б» класса, мы видим, что социально адаптированы 20% детей, социально активны – 20% детей, автономность – 30% и нравственная воспитанность – 30%.
Как показывает практика, педагоги коррекционных школ не в полной мере реализуют свои воспитательные возможности, в результате чего серьезной проблемой становиться низкая мотивация воспитанников к трудовой деятельности. Проведенная диагностика «Личностный рост» показала, что ситуативно-позитивное отношение к труду только у 10% детей, а у 60% ситуативно-негативное, у 30% устойчиво-негативное отношение к труду.
Результаты анализа наблюдений за деятельностью воспитанников школ-интерната и данные исследования показали необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей трудовых навыков в процессе коллективной работы. Ведь для детей с ограниченными возможностями здоровья – это дальнейшее условие их успеха. Поэтому трудовое воспитание должно являться основным направлением работы.
При разработки программы мы опирались на опыт известных педагогов. Огромный вклад в решение вопросов организации трудовой деятельности внес отечественный педагог А. С. Макаренко. Выдвинувший и доказавший на практике положение о том, что труд является «основным стержнем, объединяющим детей в коллектив, ядром всей воспитательной системы».
Кроме того, при разработке программы использованы труды В. И. Даля, И.П. Сахарова, А. Н.Афанасьева. Идеи этих педагогов и исследователей были взяты за основу программы.
В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.
Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности, с детьми имеющие ограниченные возможности здоровья, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Цель: формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- Знакомство учащихся с направлениями коллективно творческой деятельности.
- Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
- Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
- Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
Данная программа планируется в рамках реализации и развития системы воспитания по социализации ребёнка с ОВЗ в условиях школы-интерната Занятия программы проводятся каждый четверг по блоку «Я и мои способности», направлению «Радуга моего творчества», «Хочу всё знать». Ожидаемый результат реализации программы – развитие интереса детей к общественно полезным делам, связанным с жизнью класса, команды, ближайшего социума, воспитание у учащихся ответственности за порученное дело. Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, работу с нитками, бумагой, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Работа состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы ручного труда, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
Критерии результативности программы.
Задачи | Критерии | Показатели | Способ отслеживания |
1. Знакомство учащихся с направлениями коллективно творческой деятельности. | Критерий сформированности умения совместной работы, отношение воспитанников к труду. | Показатели сформированности умения совместной работы, отношение воспитанников к труду. | Опросник «Личностный рост». (Приложение 1) |
2. Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду. | Критерий сформированности умения организации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми. | Показатели выраженного стремления к коллективной деятельности, умения работать в коллективе. | Методика «Наши отношения». (Приложение 2) |
3. Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями. | Критерий развития творческого мышления учащихся, активности познавательной деятельности. | Показатели уровня творческой активности. | Опросник для определения творческих
наклонностей у школьников. (Приложение 3) |
4. Воспитывать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда. | Критерий сформированности у детей социальную компетентность, способствовать реализации их творческого потенциала. | Показатели отношений в коллективе. | Методика «Какой у нас коллектив». (Приложение 4) |
Для проведения практических занятий необходимы следующие материалы и инструменты: клей ПВА, анилиновые красители, гуашь, акварель, лаки (разные); бумага «Радуга», цветная бумага различных фактур; бисер (разной формы), крупные бусины; вазы, вазоны, напольные вазы, корзиночки, кашпо, деревянные рамки различных форматов; ножницы, проволока, клейкая лента, карандаши; природный материал – гербарий, сухие травы и цветы; шёлковые ленты различных размеров и оттенков; нитки шерстяные различных оттенков, крючки для ручного вязания, спицы; цветная бумага, фольга, текстиль различных оттенков и рисунков; салфетки, швейные иглы рукоделия, свободный доступ к воде.
Содержание программы
Первый год работы.
В первый год работы дети овладевают основными навыками совместной творческой деятельности: знакомство с видами работ в процессе трудовой деятельности, знакомятся с направлениями «Волшебный квиллинг», «Декоративная работа с тканью», «Чудеса из бисера», «Рукоделие из ниток». Осваивают основные материалы и инструменты, используемые для работы в данных направлениях, закрепляют правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами, а также правильно подбирают цвет для выполнения предложенных коллективных работ. Анализируют изделие (определяют его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления), правильно организовывают свое рабочее место, поддерживают порядок во время работы.
Учатся экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать шаблоны вдвое, вчетверо, резать ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Выполняют в основном коллективные работы. Проводиться тестирование, как в процессе творчества развивается коллектив. Подводятся итоги умения работать в коллективе, удовлетворённости своей деятельностью. Важным моментом в работе является участие в выставках школьного и районного масштаба.
Второй год работы.
Продолжается процесс обучения детей различным видам творчества: квиллинг, бисер, работа с тканью, рукоделие из ниток. Усложняется техника исполнения элементов, знакомство с историческими традициями народов России. Дети самостоятельно определяют для себя вид деятельности в работе с материалом, например, при работе с тканью, бисером. Каждый участник коллективно творческого дела находит занятие по душе. Выбирают разновидность, форму, применяют различные приёмы в направлении «Квиллинг», «Чудеса из бисера». С помощью педагога составляют композицию, учатся работать в правильной цветовой гамме. Организовываются выставки творческих работ, на которых дети оценивают результативность коллективно творческой деятельности.
Третий год работы.
Идёт более глубокий процесс обучения трудовой деятельностью. Усложняются приёмы изготовления. Дети самостоятельно определяют для себя вид деятельности в работе в каждой технологии, совместно работают над составлением композиции, формы, правильно стараются выбрать цвет, материалы. Вся деятельность детей направлена именно на трудовую, коллективную и творческую. Школьники активно работают над совместным планированием, организацией, составлением и реализацией коллективно творческого дела, в чём и заключается суть данной программы.
Четвёртый год работы.
Продолжается процесс обучения в коллективно творческой деятельности. Дети более самостоятельно определяют для себя вид деятельности в работе в каждой технологии, совместно группах работают над составлением композиции, формы, правильно стараются выбрать цвет, материалы. Вся деятельность детей направлена именно на трудовую, коллективную и творческую.
Пятый год работы.
Школьники активно, почти самостоятельно работают над совместным планированием, организацией, составлением и реализацией коллективно творческого дела. Умеют эстетично оформлять изделия, гармонично сочетают цвета при выполнении изделий, классифицируют бисер, ткань, бумагу по форме и цветовым характеристикам, свободно пользуются описаниями и схемами из журналов и альбомов, изготавливают украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки, рассчитывают плотность плетения, хранят изделия из бисера согласно правилам. Проявляют самостоятельность, в чём и заключается суть данной программы. Организовываются коллективные выставки творческих работ, на которых дети оценивают результативность своей и совместной деятельности, возможность использовать данные навыки в дальнейшей жизни. Программа рассчитана на 5 лет с детьми среднего и старшего возраста по следующим направлениям:
- Волшебный квиллинг.
- Декоративная работа с тканью.
- Рукоделие из ниток.
- Чудеса из бисера.
Предполагаются следующие результаты над программой:
- Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.
- Сформировать у воспитанников общетрудовые умения и навыки.
- Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную коллективно творческую деятельность.
- Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учётом возраста и особенностей детей.
Принцип доступности и посильности – реализуется в делении учебного материала на этапы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.
Принцип наглядности. Применяя наглядность у детей развивается внимание, наблюдательность, культура мышления, творчество, интерес к учению.
Принцип развивающего обучения. Подбор содержания материала, форм и методов работы, способствующих развитию творческих способностей каждого ребёнка.
Принцип прочности. Основательное изучение материала, при котором дети всегда могут воспроизвести его по памяти, пользоваться им как в учебных, так и в практических целях.
Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников.
Программа «Чудеса своими руками»
Список использованной литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Андреева Л. Эстетический интегрированный кружок. Воспитание школьников. Научно-методический журнал. - М., ООО «Школьная пресса» / №9/2001.
- Афанасьева О. Арттерапия средствами изобразительного искусства. Воспитание школьников. Научно-методический журнал. - М., ООО «Школьная пресса» / №3/2005.
- Божко Л.А. Бисер, Уроки мастерства. Изд. 3-е, испр. И доп. - М.: Мартин, 2005.
- Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) - Волгоград: Учитель, 2007.
- Васильева Т.В., Говорова С.В., Казакова Г.Н., Краснова Г.М., Кускова И.И., Петрушенко И.В., Редькина Ж.А., Соколова Е.Ю., Чернова Л.И., Цуркова В.Д; под общ. ред. Посашковой И.П: в 2 ч.; ч. 2. - Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
- Волянская В.И. Панно из лоскутков «Школьная пресса» Научно-методический журнал «Школа и производство», 2008, №6, 1-64.
- Гущина О.В. Коллективно творческая деятельность в системе организации воспитательного процесса// Комитет по образованию Администрации Новониколаевского района Волгоградской области//Волгоградская область Новониколаевский район хутор Двойновский переулок Школьный. 2008.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии (Вариант для девочек): 7 класс. -М.:ВАКО, 2011. -192 с.(В помощь школьному учителю)
- Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-е изд., с изм. - М.: Школьная пресса, 2006.
- Зайцева Н.К. Современные украшения из бисера. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Залялдинова А.М. Изготовление текстильных кукол Семик и Семечиха «Школьная пресса». Научно-методический журнал «Школа и производство», 2011, №1, 1-64.
- Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
- Ионина А.П. Текстильная игрушка-сувенир «Домовой» «Школьная пресса» Научно-методический журнал «Школа и производство»,2009,№1,1-64.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб. КАРО, 2006.
- Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию. Воспитание школьников. Научно-методический журнал. - М., ООО «Школьная пресса» / №9/2005.
- Мачихина В.Х. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983.
- Мачихина Наталья. Чудесные мгновения. Бисер / №1/2009.
- Медведева Е.А. Развитие творческого потенциала дошкольников. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. - М., ООО «Школьная пресса» / №4/2007.
- Медведева Е.А. Развитие творческого потенциала дошкольников. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. - М., ООО «Школьная пресса» / №4/2007.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Пец М.Н. Куклу наряжаем, на диван сажаем «ЛЕНА РУКОДЕЛИЕ», №1/2011 ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Публичный доклад гоу сош №1017 за 2009-2010 учебный год.
- Резько И.В. Своими руками ШЕЛКОВЫЕ ЛЕНТЫ Лучшие образцы вышивок ООО «Харвест». г. Минск, Республика Беларусь 2011.-35 с. Издание для досуга.
- Старочкина О.Г. Школьные вечера и мероприятия: сборник сценариев. Вып. - Волгоград: Учитель, 2007.
Список литературы для детей:
- Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси. –М.: Вече, 2006.
- Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера: - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Зайцева Н.К. Современные украшения из бисера. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Ионина А.П. Текстильная игрушка-сувенир «Домовой» «Школьная пресса» Научно-методический журнал «Школа и производство». 2009, №1, 1-64.
- Молева Е.А. Формирование навыков раскроя на уроках технологии «Школьная пресса» Научно-методический журнал «Школа и производство», 2009, №3, 1-64.
- Мититтелло К. Аппликация: техника и искусство. –М:. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 199с.
- Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.62 с.
- Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 с.
- Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М.: Молодая гвардия, 1989. 255-299 с.
- Резько И.В. Своими руками ШЕЛКОВЫЕ ЛЕНТЫ Лучшие образцы вышивок ООО «Харвест», г. Минск, Республика Беларусь 2011.-35 с. Издание для досуга.
- Самсонова И.Л. Изучение темы «Узорное вязание», «Школьная пресса». Научно-методический журнал «Школа и производство», 2009, №4, 1-64.