Учителем географии я работаю 20 лет. За это время не раз убеждалась в том, что невозможно научить ребенка, если ему самому неинтересно, если он сам не увлечен процессом познания. Многие педагоги и психологи бьются над проблемой познавательной активности и стараются сделать так, чтобы ученик захотел учиться.
Для этого в своей работе мы используем различные методы и технологии. Для привития интереса к своему предмету я уже несколько лет работаю над темой самообразования «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения качества обучения на уроках географии». Выбор данной темы не случаен, т.к. именно огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит исследовательский характер.
С чего начинается любое исследование? Да, конечно же, с удивления. Почему в мире именно так все устроено, а не иначе? С этого момента человек не просматривает готовые схемы, а пытается сам найти ответ на вопрос. Для детей проектно-исследовательская деятельность – естественное состояние, стремление к познанию мира.
В переводе с латинского языка слово проект означает «брошенный вперед», «бросающийся в глаза». Именно в этом кроется суть и смысл проектной технологии – создание таких условий, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то необычное, удивительное, наполниться им и проявиться в творчестве.
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
- помогает ученикам в поиске источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Но использовать проектно-исследовательскую технологию следует как дополнение к другим видам деятельности, а не как основную в учебном процессе.
Мы вместе с учениками выполняли такие проекты, как:
- «Полет на воздушном шаре» – урок-обобщение по теме «Атмосфера».
- «Вторая жизнь мусора» – проект, посвященный неделе биологии-экологии.
- «Пищевые добавки и здоровье человека» – научно-исследовательская работа (3 место в районе).
- «Удивительный мир кристаллов» – научно-исследовательская работа (1 место в научно-практической конференции Забайкальского края «Шаг в науку» в номинации «Познание мира»).
- «Самая удивительная на свете жидкость» – изучение темы «Гидросфера.
- «Проблемы экологии Забайкальского края» – изучение предмета «Зеленый мир Забайкальского края» и др.
В своей работе я хочу остановиться подробно на монопредметном исследовательском проекте «Изучение демографической ситуации в селе Норинск, Приаргунского района, Забайкальского края. Данный проект выполняли учащиеся 9 класса при изучении раздела «Население России». На изучение курса по учебному плану отводится 2 часа, курс ведется интегрировано с «Географией Забайкальского края». Поэтому ребят заинтересовал вопрос, а какова же демографическая ситуация в нашем маленьком селе.
Хочу заметить, что наша основная школа, где я проработала 17 лет, была реструктуризирована в начальную школу в 2010 году. Теперь я вместе с учащимися 5-9 класса езжу на школьном автобусе в соседнее село Пограничный за 12 км. Здесь я и продолжаю работать учителем географии.
А теперь к делу! Учащиеся заранее разбились на группы и получили свои задания:
- 1 группа – рассмотреть динамику численности населения с. Норинск за 5 лет.
- 2 группа – естественное и механическое движение населения.
- Изучить и построить половозрастную структуру населения.
- Трудовые ресурсы села.
- Практическая значимость работы.
Каждая группа, исследовав свой вопрос, сделала следующие сообщения.
Выступление 1-ой группы.
Динамика численности населения с. Норинск.
Ребята сделали вывод: Для нашего села характерно снижение численности населения. Это наглядно видно на графике. Мы видим, что в целом за исследуемый промежуток времени идёт снижение общей численности населения с 219 до 184 человек.
Рисунок 1
Выступление 2-ой группы.
Естественное и механическое движение.
Причиной уменьшения численности населения села Норинск, является ухудшение режима естественного воспроизводства населения.
К этим процессам относят рождаемость и смертность. Кроме того, к социальным явлениям естественного движения относят браки и разводы.
В селе установился тип воспроизводства населения, характеризующийся высокой смертностью и низкой рождаемостью.
Рисунок 2
Таким образом, в селе на лицо депопуляция: естественный прирост населения не восполняет естественную убыль. Происходит постарение населения, вследствие снижения уровня рождаемости.
Для сравнения в Приаргунском районе за последние два года можно заметить рост рождаемости, впервые естественный прирост населения стал положительным и заметно увеличился.
Годы | 2010 | 2011 |
Рождаемость | 302 чел. | 320 чел. |
Смертность | 297 чел. | 293 чел. |
Естественный прирост населения стал положительным и по всему Забайкальскому краю и составил 346 человек. За 2010 год в крае родилось 16517 человек, что на 346 человек больше, чем в 2009 году.
Не способствует позитивной динамике рождаемости и снижение брачности. Это видно из таблицы ( для села Норинск)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Браки | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
Разводы | - | - | - | - | - |
Анализируя данные по России, Забайкальскому краю и Приаргунскому району можно сделать вывод, что количество браков растет.
Годы | 2009 | 2010 | 2011 |
Россия | 119,8 тыс. чел. | 123,4 тыс. | 125,6 тыс. |
Забайкальский край | 7,8 тыс. | 9,4 тыс. | 10 тыс. |
Приаргунский район | 180 | 185 | 199 |
Миграции – столь же древнее явление, как и само население. Ещё на заре истории происходило перемещение человека. Миграция – латинское слово, означает переселение.
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Прибыло | 1 | - | - | 2 | 2 |
Выбыло | 24 | 5 | 4 | 5 | 18 |
Из анализа видно, что население села Норинск убывает в следствии разных причин: переезд на новое место в связи с новым местом работы, улучшение условий жизни.
Выступление 3-ей группы.
Половозрастная структура населения.
Ярким показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.
Распределение по половому составу таково:
- Мужчин – 96.
- Женщин – 88.
Возрастные изменения можно проследить на половозрастной пирамиде.
Возрастные группы людей | Всего | Мужчин | Женщин |
0-4 | 11 | 5 | 6 |
5-9 | 11 | 4 | 7 |
10-14 | 12 | 9 | 3 |
15-19 | 20 | 8 | 12 |
20-24 | 17 | 10 | 7 |
25-29 | 12 | 8 | 4 |
30-34 | 12 | 6 | 6 |
35-39 | 9 | 3 | 6 |
40-44 | 22 | 11 | 11 |
45-49 | 23 | 13 | 10 |
50-54 | 11 | 7 | 4 |
55-59 | 4 | 2 | 2 |
60-64 | 2 | 1 | 1 |
65-69 | 6 | 3 | 3 |
70-74 | 7 | 4 | 3 |
75-79 | 5 | 2 | 3 |
Численность населения в возрасте 70-79 лет (т.е., родившихся в 1930-1934гг., во время спада рождаемости вследствие голода) меньше.
Ещё меньше численность населения в возрастной группе 60-69 лет, т.е. родились они в тяжелое военное и послевоенное время. В результате чего пирамида очень сильно заужена.
Поколение военных лет рождения стали образовывать семьи во второй половине 60-х начале 70-х годов, что вызвало очередное снижение рождаемости, с минимумом числа родившихся в 1969 году. В свою очередь, родившиеся в конце 60-х годов вступают в брак в начале 90-х годов, что вызывает новый спад рождаемости, усиленный к тому же экономическим кризисом и снижением уровня жизни.
Из анализа таблицы видно, что самая большая часть населения находится в трудоспособном возрасте, период рождаемости для них являются годы – 1959-1964.
Выступление 4-ой группы.
Трудовые ресурсы села.
К трудовым ресурсам относится население, способное работать в народном хозяйстве.
Для мужчин это период от 16 до 60 лет, а для женщин от 16 до 55 лет.
В нашем селе состав трудовых ресурсов имеет следующее распределение.
Видно, что всё таки, большую часть населения составляют люди трудоспособного возраста, из них занятое население – 89 человек. Уровень безработицы также высок. Люди не хотят работать за низкую зарплату, а некоторые безо всяких причин.
Рисунок 3
Выступление 5-ой группы.
Практическая значимость работы.
Ранее материалы по демографии села не собирались и не публиковались. Наша работа представляет интерес для людей, изучающих демографические процессы.
Выбранная тема актуальна потому, что вопросы демографии особенно значимы для страны.
Для написания работы я проанализировала информацию, взятую в администрации села, ФАП. Ценнейшим источником сведений послужила информация из Приаргунского ЗАГСа.
Собранные материалы были систематизированы и обобщены.
На наш взгляд демографические проблемы можно отнести к разряду глобальных, а значит их решение возможно только при государственном регулировании, при реализации масштабных государственных программ, направленных на эффективное изменение демографической ситуации, как в России, так и в отдельных регионах.
Изучив и проанализировав динамику численности населения с. Норинск, вырисовывается ясная демографическая картина. Видно, что численность населения постоянно снижается. Причины снижения рождаемости можно назвать следующие:
- социально-экономические условия жизни населения;
- высокий уровень безработицы.
Также, на численность населения оказывает влияние и механическое движение, так, за последние 5 лет выбыло 56 человек, а прибыло 5. Уезжают в основном молодые семьи, у которых нет работы и жилья.
Остаётся высоким уровень смерти. Причина – старение населения, злоупотребление вредными привычками.
Демографическая ситуация села сложная, если принятые правительством меры не улучшат положение, то село может исчезнуть.
Таким образом, мы видим, что в процессе работы над проектом выполняются следующие этапы и формируются определенные умения и навыки учащихся.
Этапы проекта | Умения и навыки |
1. Мотивация | Постановка цели |
2. Планирование | Обсуждение вариантов, знакомство с информацией(книги, архивные данные, ИНТЕРНЕТ, СМИ |
3. Проведение исследования | Умение собирать, анализировать, систематизировать информацию |
4. Оформление отчета | Умение оформить результаты достижений, проявить творческий подход |
5. Защита проекта | Умение обосновать свою точку зрения, оценить свою деятельность, проявить свои ораторские способности, ответственность |
В результате обучения географии с использованием проектно-исследовательских технологий я имею высокую мотивацию учащихся, их заинтересованность, лучшее закрепление материала, связь полученных знаний с реальной жизнью.
В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Для подростка получить признание его самостоятельной творческой работы трудно переоценить.
Потому что педагог сегодня не столько тот, кто учит, столько тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится.
Список литературы:
- Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. 1995, №6.
- Грачева Л.М., Оноприенко Т.Н. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом.//География в школе. 2002, №3.
- Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников.//География в школе. 2006, №4.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Владос, 2001.