Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования по географии

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Учителем географии я работаю 20 лет. За это время не раз убеждалась в том, что невозможно научить ребенка, если ему самому неинтересно, если он сам не увлечен процессом познания. Многие педагоги и психологи бьются над проблемой познавательной активности и стараются сделать так, чтобы ученик захотел учиться.

Для этого в своей работе мы используем различные методы и технологии. Для привития интереса к своему предмету я уже несколько лет работаю над темой самообразования «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения качества обучения на уроках географии». Выбор данной темы не случаен, т.к. именно огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит исследовательский характер.

С чего начинается любое исследование? Да, конечно же, с удивления. Почему в мире именно так все устроено, а не иначе? С этого момента человек не просматривает готовые схемы, а пытается сам найти ответ на вопрос. Для детей проектно-исследовательская деятельность – естественное состояние, стремление к познанию мира.

В переводе с латинского языка слово проект означает «брошенный вперед», «бросающийся в глаза». Именно в этом кроется суть и смысл проектной технологии – создание таких условий, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то необычное, удивительное, наполниться им и проявиться в творчестве.

В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

  • помогает ученикам в поиске источников информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Но использовать проектно-исследовательскую технологию следует как дополнение к другим видам деятельности, а не как основную в учебном процессе.

Мы вместе с учениками выполняли такие проекты, как:

  • «Полет на воздушном шаре» – урок-обобщение по теме «Атмосфера».
  • «Вторая жизнь мусора» – проект, посвященный неделе биологии-экологии.
  • «Пищевые добавки и здоровье человека» – научно-исследовательская работа (3 место в районе).
  • «Удивительный мир кристаллов» – научно-исследовательская работа (1 место в научно-практической конференции Забайкальского края «Шаг в науку» в номинации «Познание мира»).
  • «Самая удивительная на свете жидкость» – изучение темы «Гидросфера.
  • «Проблемы экологии Забайкальского края» – изучение предмета «Зеленый мир Забайкальского края» и др.

В своей работе я хочу остановиться подробно на монопредметном исследовательском проекте «Изучение демографической ситуации в селе Норинск, Приаргунского района, Забайкальского края. Данный проект выполняли учащиеся 9 класса при изучении раздела «Население России». На изучение курса по учебному плану отводится 2 часа, курс ведется интегрировано с «Географией Забайкальского края». Поэтому ребят заинтересовал вопрос, а какова же демографическая ситуация в нашем маленьком селе.

Хочу заметить, что наша основная школа, где я проработала 17 лет, была реструктуризирована в начальную школу в 2010 году. Теперь я вместе с учащимися 5-9 класса езжу на школьном автобусе в соседнее село Пограничный за 12 км. Здесь я и продолжаю работать учителем географии.

А теперь к делу! Учащиеся заранее разбились на группы и получили свои задания:

  • 1 группа – рассмотреть динамику численности населения с. Норинск за 5 лет.
  • 2 группа – естественное и механическое движение населения.
  • Изучить и построить половозрастную структуру населения.
  • Трудовые ресурсы села.
  • Практическая значимость работы.

Каждая группа, исследовав свой вопрос, сделала следующие сообщения.

Выступление 1-ой группы.

Динамика численности населения с. Норинск.

Ребята сделали вывод: Для нашего села характерно снижение численности населения. Это наглядно видно на графике. Мы видим, что в целом за исследуемый промежуток времени идёт снижение общей численности населения с 219 до 184 человек.

Рисунок 1

Выступление 2-ой группы.

Естественное и механическое движение.

Причиной уменьшения численности населения села Норинск, является ухудшение режима естественного воспроизводства населения.

К этим процессам относят рождаемость и смертность. Кроме того, к социальным явлениям естественного движения относят браки и разводы.

В селе установился тип воспроизводства населения, характеризующийся высокой смертностью и низкой рождаемостью.

Рисунок 2

Таким образом, в селе на лицо депопуляция: естественный прирост населения не восполняет естественную убыль. Происходит постарение населения, вследствие снижения уровня рождаемости.

Для сравнения в Приаргунском районе за последние два года можно заметить рост рождаемости, впервые естественный прирост населения стал положительным и заметно увеличился.

Годы 2010 2011
Рождаемость 302 чел. 320 чел.
Смертность 297 чел. 293 чел.

Естественный прирост населения стал положительным и по всему Забайкальскому краю и составил 346 человек. За 2010 год в крае родилось 16517 человек, что на 346 человек больше, чем в 2009 году.

Не способствует позитивной динамике рождаемости и снижение брачности. Это видно из таблицы ( для села Норинск)

Годы 2007 2008 2009 2010 2011
Браки 1 1 1 - 1
Разводы - - - - -

Анализируя данные по России, Забайкальскому краю и Приаргунскому району можно сделать вывод, что количество браков растет.

Годы 2009 2010 2011
Россия 119,8 тыс. чел. 123,4 тыс. 125,6 тыс.
Забайкальский край 7,8 тыс. 9,4 тыс. 10 тыс.
Приаргунский район 180 185 199

Миграции – столь же древнее явление, как и само население. Ещё на заре истории происходило перемещение человека. Миграция – латинское слово, означает переселение.

Годы 2007 2008 2009 2010 2011
Прибыло 1 - - 2 2
Выбыло 24 5 4 5 18

Из анализа видно, что население села Норинск убывает в следствии разных причин: переезд на новое место в связи с новым местом работы, улучшение условий жизни.

Выступление 3-ей группы.

Половозрастная структура населения.

Ярким показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.

Распределение по половому составу таково:

  • Мужчин – 96.
  • Женщин – 88.

Возрастные изменения можно проследить на половозрастной пирамиде.

Возрастные группы людей Всего Мужчин Женщин
0-4 11 5 6
5-9 11 4 7
10-14 12 9 3
15-19 20 8 12
20-24 17 10 7
25-29 12 8 4
30-34 12 6 6
35-39 9 3 6
40-44 22 11 11
45-49 23 13 10
50-54 11 7 4
55-59 4 2 2
60-64 2 1 1
65-69 6 3 3
70-74 7 4 3
75-79 5 2 3

Численность населения в возрасте 70-79 лет (т.е., родившихся в 1930-1934гг., во время спада рождаемости вследствие голода) меньше.

Ещё меньше численность населения в возрастной группе 60-69 лет, т.е. родились они в тяжелое военное и послевоенное время. В результате чего пирамида очень сильно заужена.

Поколение военных лет рождения стали образовывать семьи во второй половине 60-х начале 70-х годов, что вызвало очередное снижение рождаемости, с минимумом числа родившихся в 1969 году. В свою очередь, родившиеся в конце 60-х годов вступают в брак в начале 90-х годов, что вызывает новый спад рождаемости, усиленный к тому же экономическим кризисом и снижением уровня жизни.

Из анализа таблицы видно, что самая большая часть населения находится в трудоспособном возрасте, период рождаемости для них являются годы – 1959-1964.

Выступление 4-ой группы.

Трудовые ресурсы села.

К трудовым ресурсам относится население, способное работать в народном хозяйстве.

Для мужчин это период от 16 до 60 лет, а для женщин от 16 до 55 лет.

В нашем селе состав трудовых ресурсов имеет следующее распределение.

Видно, что всё таки, большую часть населения составляют люди трудоспособного возраста, из них занятое население – 89 человек. Уровень безработицы также высок. Люди не хотят работать за низкую зарплату, а некоторые безо всяких причин.

Рисунок 3

Выступление 5-ой группы.

Практическая значимость работы.

Ранее материалы по демографии села не собирались и не публиковались. Наша работа представляет интерес для людей, изучающих демографические процессы.

Выбранная тема актуальна потому, что вопросы демографии особенно значимы для страны.

Для написания работы я проанализировала информацию, взятую в администрации села, ФАП. Ценнейшим источником сведений послужила информация из Приаргунского ЗАГСа.

Собранные материалы были систематизированы и обобщены.

На наш взгляд демографические проблемы можно отнести к разряду глобальных, а значит их решение возможно только при государственном регулировании, при реализации масштабных государственных программ, направленных на эффективное изменение демографической ситуации, как в России, так и в отдельных регионах.

Изучив и проанализировав динамику численности населения с. Норинск, вырисовывается ясная демографическая картина. Видно, что численность населения постоянно снижается. Причины снижения рождаемости можно назвать следующие:

  • социально-экономические условия жизни населения;
  • высокий уровень безработицы.

Также, на численность населения оказывает влияние и механическое движение, так, за последние 5 лет выбыло 56 человек, а прибыло 5. Уезжают в основном молодые семьи, у которых нет работы и жилья.

Остаётся высоким уровень смерти. Причина – старение населения, злоупотребление вредными привычками.

Демографическая ситуация села сложная, если принятые правительством меры не улучшат положение, то село может исчезнуть.

Таким образом, мы видим, что в процессе работы над проектом выполняются следующие этапы и формируются определенные умения и навыки учащихся.

Этапы проекта Умения и навыки
1. Мотивация Постановка цели
2. Планирование Обсуждение вариантов, знакомство с информацией(книги, архивные данные, ИНТЕРНЕТ, СМИ
3. Проведение исследования Умение собирать, анализировать, систематизировать информацию
4. Оформление отчета Умение оформить результаты достижений, проявить творческий подход
5. Защита проекта Умение обосновать свою точку зрения, оценить свою деятельность, проявить свои ораторские способности, ответственность

В результате обучения географии с использованием проектно-исследовательских технологий я имею высокую мотивацию учащихся, их заинтересованность, лучшее закрепление материала, связь полученных знаний с реальной жизнью.

В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Для подростка получить признание его самостоятельной творческой работы трудно переоценить.

Потому что педагог сегодня не столько тот, кто учит, столько тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится.

Список литературы:

  1. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. 1995, №6.
  2. Грачева Л.М., Оноприенко Т.Н. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом.//География в школе. 2002, №3.
  3. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников.//География в школе. 2006, №4.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Владос, 2001.