Цель: формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас по данной теме “Овощи”;
- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.
Коррекционно-образовательная:
- учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.
Оборудование: демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы би-ба-бо, мяч.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки: “Вершки и корешки”. Игра “Угадай на вкус” (натуральные овощи).
Методы и приемы:
- наглядный (муляжи, предметные картинки, корзина)
- словесный (беседа, вопросы поискового характера)
- игровой (появление бабушки и дедушки)
- практический (игры)
Ход урока
1. Организационный момент: Игра “Назови ласково”.
(С использованием мяча)
(Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
Дети становятся в круг, сядет тот, кто назовет овощ ласково.
Огурец-огурчик, помидор-помидорчик, свекла-свеколка, баклажан-баклжанчик, морковь-морковка, репа-репка, лук-лучок.
Молодцы!
2. Давайте вспомним с вами игру “Хозяюшка”. Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла, “топают”
указательным и среднем пальцем
Хозяйка с базара домой принесла по столу,
изображая шаги
Картошку, капусту, морковку, горох на каждый
овощ дети загибают пальчики
Петрушку и свеклу. Ох!
Тувим Ю.
Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать? Об овощах.
3. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели там на грядках (логопед и дети садятся на свои места, “едут” - имитируют езду на поезде). А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.
Овощи.
Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.
Логопед: Вот мы и в огороде. Ребята посмотрите кто здесь нас встречает?
Артем: Бабушка.
Ираклий: Дедушка.
(Далее занятие логопед проводит от имени бабушки и дедушки с использованием кукол би-ба-бо).
4. Игра “Узнай по описанию”.
(Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет).
Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. А для этого бабушка и дедушка привезли из своего огорода целую корзину овощей. Бабушка дает описание овоща, а дети отгадывают, что то за овощ. А потом она достает овощ из корзинки.
Бабушка: Круглый, красный, сочный? Что это за овощ? Софья: помидор.
Бабушка: А какой он ещё бывает? Дети: Полезный, мягкий.
Бабушка: овальный, зеленый, шершавый? Что это? Азат: Огурец.
Бабушка: А ещё какой? Дети: Вкусный, твердый.
Бабушка: треугольная, оранжевая, вкусная? Что это? Марат: морковь.
Бабушка: А ещё какая? Дети: Витаминная, твердая. Молодцы.
Все справились и отгадали все овощи.
5. Физкультминутка “Огород”.
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем, повторяйте движение и проговаривайте вместе со мной. Дети становятся в круг.
Огород у нас в порядке, мы весной вскопали
грядки, мы пололи огород, поливали огород (действия
по тексту).
В лунках маленьких не густо рассадили мы капусту.
(сажают).
Лето все она толстела (показывают руками круг
перед собой),
Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а
затем вверх).
А теперь ей тесно белой, говорит - посторонись. (руки
разведены в стороны, выполняют отталкивающие
движения.)
Е.Стюарт
Вот мы и отдохнули, а теперь давайте вернемся снова на дачу.
6. Игра “Что приготовим”.
(Образование относительных прилагательных от существительных).
Бабушка: Мальчики и девочки давайте с вами попробуем приготовить из разных овощей, разные блюда (с использованием предметных картинок).
Дедушка: Что можно приготовить из кабачка? Арина: кабачкую икру.
Дедушка: Молодец Арина, правильно.
Бабушка: Как вы думаете, а что можно приготовить из картофеля?
Дина: Картофельное пюре.
Дедушка: А из свеклы? Алина: Борщ.
Бабушка: Что можно приготовить из моркови? Саша: Морковный сок.
Дедушка: А что можно приготовить из помидор и огурцов? Дима: Салат.
Бабушка: Молодцы ребята. Все вы знаете.
7. Игра “Четвертый лишний”.
(Развитие мыслительной деятельности на основе установление причинно-следственных связей.)
Логопед: Бабушка и дедушка хотят поиграть с вами. Найди лишнюю картинку, посмотрите и догадайтесь.
Дедушка: баклажан, тыква, картофель, капуста. Маша: “лишний” картофель, потому что он растет в земле, а все остальные над землей.
Бабушка: репа, картошка, свекла, морковь. Артем: Морковь, потому что он треугольной формы, а все остальные овощи круглой.
Дедушка: Чеснок, капуста, помидор, апельсин. Азат: Апельсин “лишний”, потому что он фрукт, а все остальные овощи.
Бабушка: А какие ребята вы молодцы, что помогли бабушки и дедушке, обнимите себя.
Логопед: Давайте поблагодарим и попрощаемся с бабушкой и дедушкой.
Поехали (изображают что едут).
8. Итог.
Логопед: Где мы с вами побывали?
Дети: На даче у бабушки и дедушки.
Логопед: Урожай чего собрали бабушка и дедушка?
Ираклий: урожай овощей.
Логопед: Почему овощи полезно употреблять в пищу?
Дима: Потому что они вкусные, полезные, витаминные.