Тема урока: "В гостях у бабушки и дедушки"

Разделы: Логопедия


Цель: формирование лексико-грамматических компонентов речи.

Задачи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас по данной теме “Овощи”;

- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Оборудование: демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы би-ба-бо, мяч.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки: “Вершки и корешки”. Игра “Угадай на вкус” (натуральные овощи).

Методы и приемы:

  • наглядный (муляжи, предметные картинки, корзина)
  • словесный (беседа, вопросы поискового характера)
  • игровой (появление бабушки и дедушки)
  • практический (игры)

Ход урока

1. Организационный момент: Игра “Назови ласково”.

(С использованием мяча)

(Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

Дети становятся в круг, сядет тот, кто назовет овощ ласково.

Огурец-огурчик, помидор-помидорчик, свекла-свеколка, баклажан-баклжанчик, морковь-морковка, репа-репка, лук-лучок.

Молодцы!

2. Давайте вспомним с вами игру “Хозяюшка”. Пальчиковая гимнастика.

Хозяйка однажды с базара пришла, топают” указательным и среднем пальцем
Хозяйка с базара домой принесла по столу, изображая шаги
Картошку, капусту, морковку, горох на каждый овощ дети загибают пальчики
Петрушку и свеклу. Ох!

Тувим Ю.

Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать? Об овощах.

3. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели там на грядках (логопед и дети садятся на свои места, “едут” - имитируют езду на поезде). А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.

Овощи.

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

Логопед: Вот мы и в огороде. Ребята посмотрите кто здесь нас встречает?

Артем: Бабушка.

Ираклий: Дедушка.

(Далее занятие логопед проводит от имени бабушки и дедушки с использованием кукол би-ба-бо).

4. Игра “Узнай по описанию”.

(Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет).

Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. А для этого бабушка и дедушка привезли из своего огорода целую корзину овощей. Бабушка дает описание овоща, а дети отгадывают, что то за овощ. А потом она достает овощ из корзинки.

Бабушка: Круглый, красный, сочный? Что это за овощ? Софья: помидор.

Бабушка: А какой он ещё бывает? Дети: Полезный, мягкий.

Бабушка: овальный, зеленый, шершавый? Что это? Азат: Огурец.

Бабушка: А ещё какой? Дети: Вкусный, твердый.

Бабушка: треугольная, оранжевая, вкусная? Что это? Марат: морковь.

Бабушка: А ещё какая? Дети: Витаминная, твердая. Молодцы.

Все справились и отгадали все овощи.

5. Физкультминутка “Огород”.

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем, повторяйте движение и проговаривайте вместе со мной. Дети становятся в круг.

Огород у нас в порядке, мы весной вскопали грядки, мы пололи огород, поливали огород (действия по тексту).
В лунках маленьких не густо рассадили мы капусту. (сажают).
Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),
Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а затем вверх).
А теперь ей тесно белой, говорит - посторонись. (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения.)

Е.Стюарт

Вот мы и отдохнули, а теперь давайте вернемся снова на дачу.

6. Игра “Что приготовим”.

(Образование относительных прилагательных от существительных).

Бабушка: Мальчики и девочки давайте с вами попробуем приготовить из разных овощей, разные блюда (с использованием предметных картинок).

Дедушка: Что можно приготовить из кабачка? Арина: кабачкую икру.

Дедушка: Молодец Арина, правильно.

Бабушка: Как вы думаете, а что можно приготовить из картофеля?

Дина: Картофельное пюре.

Дедушка: А из свеклы? Алина: Борщ.

Бабушка: Что можно приготовить из моркови? Саша: Морковный сок.

Дедушка: А что можно приготовить из помидор и огурцов? Дима: Салат.

Бабушка: Молодцы ребята. Все вы знаете.

7. Игра “Четвертый лишний”.

(Развитие мыслительной деятельности на основе установление причинно-следственных связей.)

Логопед: Бабушка и дедушка хотят поиграть с вами. Найди лишнюю картинку, посмотрите и догадайтесь.

Дедушка: баклажан, тыква, картофель, капуста. Маша: “лишний” картофель, потому что он растет в земле, а все остальные над землей.

Бабушка: репа, картошка, свекла, морковь. Артем: Морковь, потому что он треугольной формы, а все остальные овощи круглой.

Дедушка: Чеснок, капуста, помидор, апельсин. Азат: Апельсин “лишний”, потому что он фрукт, а все остальные овощи.

Бабушка: А какие ребята вы молодцы, что помогли бабушки и дедушке, обнимите себя.

Логопед: Давайте поблагодарим и попрощаемся с бабушкой и дедушкой.

Поехали (изображают что едут).

8. Итог.

Логопед: Где мы с вами побывали?

Дети: На даче у бабушки и дедушки.

Логопед: Урожай чего собрали бабушка и дедушка?

Ираклий: урожай овощей.

Логопед: Почему овощи полезно употреблять в пищу?

Дима: Потому что они вкусные, полезные, витаминные.