Программа "Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Разделы: Экология


Пояснительная записка.

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детских домов показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.

Проведенное анкетирование «Мое отношение к природе», «Я и природа» (Приложение 1) показало, что у 60% детей низкий уровень экологической культуры, у 30% детей – средний уровень; 10% детей – высокий уровень экологической культуры. Результаты опросника «Личностный рост» раздел «Отношение к Земле» (Приложение 3), показали, что у 20 % детей ситуативно-позитивное отношение к природе, у 60% ситуативно-негативное, у 20 % устойчиво-негативное.

Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При разработке данной программы мы опирались на опыт известных педагогов Волковой А.М, Симоновой Л.В., Николаевой С.Н., В.А. Сухомлинского, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Поэтому возникла необходимость создания программы «Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе.

Цель: формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у воспитанников.

Задачи:

  1. Расширение знаний у воспитанников о предметах и явлениях природы.
  2. Формирование у воспитанников навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
  3. Воспитание у детей желания изучать, рационально использовать и сохранять природу.

Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в 3-х направлениях:

  1. Мой дом.
  2. Моя малая родина.
  3. Моя родина – Россия.

Реализация каждого направления имеет общую последовательность в изучении материала:

  1. Мы познаем природу.
  2. Мы друзья природы.
  3. Мы охраняем природу.

В направление «Мы охраняем природу» все мероприятия будут направлены на сохранение природы родного края.

Эффект экологического воспитания воспитанников во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие воспитанникам культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на занятиях, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников. Виды ее многообразны:

  • по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
  • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
  • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение поселка, расчистка леса от сушняка);
  • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, листовок);
  • по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

При реализации программы возможно использование таких форм и методов работы с детьми как: экскурсии, беседы, конкурсы, выставки, викторины, КТД, музейные уроки, часы общения, экологический десант, фотовыставки.

Занятия будут, проходит два раза в месяц по 30-40 минут, со всеми детьми одновременно на лесной поляне, экологической тропе, на берегу пруда, в районном музее, библиотеке, зоопарке, в видео зале.

Материальное обеспечение при реализации программы: транспортные средства, проектор, компьютер, фотоаппарат, выставки, проведения массовых мероприятий.

Методическое обеспечение – экологическая литература, методические разработки внеклассных мероприятий, материалы для отслеживания результатов работы.

Участниками программы являются: воспитатели детского дома, социальный педагог, руководитель музея детского дома, сотрудники районного краеведческого музея, библиотекарь детского дома и сельской библиотеки.

Предполагаются следующие результаты работы над программой:

  1. Повысится уровень знаний воспитанников о природе.
  2. Воспитанники научатся видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, преображать природу.
  3. Произойдут позитивные изменения в отношении к природе, к своему дому, родному краю.
  4. Повысится экологическая культура каждого воспитанника и всего коллектива группы-семьи.

Тематический план.

  Направление работы Количество часов
Теоретических Практических Общих
I Мой дом 13 19 32
II Моя малая родина 13 21 34
III «Моя родина – Россия» 13 25 38

Тематический план. Направление первого года реализации программы – Мой дом.

    Теория Практика Общее кол-во часов
Мы познаем природу
1 Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» 1 1 2
2 Занятие «Царица северных лесов» 1 1 2
3 Беседа «Кто в лесу живет, что в лесу растет» 1   1
4 Викторина «Лекарственные растения» 1 1 2
5 Занятие «Дары природы: грибы и ягоды» 1   1
Мы друзья природы
1 Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу. 1 2 3
2 Акция «Чистый двор»   2 2
3 Беседа «Наш друг – лес» 1 1 2
4 Беседа «Берегите первоцветы» 1 1 2
5 Экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям» 1   1
Мы охраняем природу
1 Конкурс рисунков «Красота родного края» 1 1 2
2 Выпуск листовки «День заповедников и парков» 1 1 2
3 Акция «Покормите птиц зимой»   2 2
4 Выпуск листовки «Экологические праздники» 1 1 раз в месяц 1 раз в месяц
5 Фотовыставка «Фото обвиняет…»   2 2
6 Акция «Голубой патруль» 1 2 3
7 Акция «Зеленый патруль»   2 2
  Итого 13 19 32

Тематический план. Направление второго года реализации программы – Моя малая родина.

    Теория Практика Общее кол-во часов

Мы познаем природу

1 Звездный час «Зеленый шум» 1   1
2 Занятие «Легенда пяти озер» 1   1
3 Занятие «Цветочные часы» 1 1 2
4 Викторина «Зеленая аптека» 1 2 3
5 Занятие «11 января День заповедников и парков» 1   1
Мы друзья природы
1 Экскурсия в лес. Безопасное пребывание в условиях леса 1 2 3
2 Творческая работа «Животные и растения предсказатели погоды» 1 2 3
3 Красная книга Омской области 1   1
4 Викторина «Знатоки природы» 1   1
5 Акция «Мой двор – моя забота»   2 2
Мы охраняем природу
1 Акция «Сохраним лес от пожара» 1 1 2
2 Конкурс сочинений, сказок «Моя малая родина»   2 2
3 Акция «Сделай село красивым»   2 2
4 Экологическая игра «SOS» 1 1 2
5 Акция «Чистый берег» 1 2 2
6 Фотоконкурс «Чудеса природы»   2 2
7 Акция «Муравейник» 1 2 3
  Итого 13 21 34

Тематический план. направление третьего года реализации программы – «Моя родина – Россия».

    Теория Практика Общее кол-во часов
Мы познаем природу
1 Заочное путешествие «Природные чудеса России» 2   2
2 Занятие «Растения-хищники. Растения паразиты» 1   1
3 Народные рецепты   3 3
4 Турнир знатоков житейских премудростей 1   1
5 Занятие «Голубые очи планеты – озеро Байкал» 1   1
Мы друзья природы
1 Идем в поход 1 2 2
2 Викторина «Заповедные территории» 1   1
3 Литературный вечер «Поэты о природе…». 1   1
4 Акция «Каждому скворцу по дворцу»   2 2
5 Экскурсия «Вдоль берега реки» 1 2 3
Мы охраняем природу
1 Акция «Наш дом и двор».   2 2
2 Выпуск листовок в защиту природы 2 2 4
3 Трудовые десанты по благоустройству   4 4
4 Акция «Птичья столовая» 1 2 2
5 Рейд «Зеленый патруль» 1 2 2
6 Акция «Сделаем село красивым»   2 2
7 Выпуск альбома природоохранительных акций   2 2
  Итого 13 25 38

Содержание программы с 1-го по 4-й год реализации

Психолого-педагогическая диагностика.

Используемая методика Изучаемое свойство, качество Сроки проведения
1. Анкета «Я и природа» (Приложение 1). Отношение к природе. Январь.
2. Анкета «Мое отношение к природе» (Приложение 2). Отношение к природе. Март.
3. Методика «Личностный рост» (Приложение 3). Определить отношение воспитанников к Земле (природе). Апрель.

Список литературы:

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. М: АО МДС, 1996.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Акадр. азв., 1998.
  3. Грешневиков А. Экологический букварь. М: Экос-информ, 1995.
  4. Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед. общ. России, 2001.
  5. Занимательно-познавательная экология. Оренбург, 1996.
  6. Зверев А.Т. Экологические игры. М: Изд. дом Оникс, 2001.
  7. Каленникова Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Мн: Нар. Асвета, 1989.
  8. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей.
  9. Козлова Т.А. и др. Экология России. Дидактические материалы. М: АО МДС, 1995.
  10. Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога. Обнинск, 1993.
  11. Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Владимир: 1987.
  12. Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия , биология и экология почвы. М: Росагропромиздат, 1990.
  13. Миркин Б.М., Наумова Л. Экология России. 9-10 кл. М: АОМДС, 1996.
  14. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн: Асар, 2001.
  15. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн: Асар, 2001.
  16. Монин А., Войтов В. Черные приливы. М: Мол. гв., 1984.
  17. Николаева О.Ф. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Новая шк., 1995.
  18. О Коннор М. Свет жизни. В 4х кн. Нижн. Новгород: Биопресс, 1993
  19. Олимпиады, викторины, конкурсы (по экологии). Ростов на Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992.
  20. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М: Просвещение, !995.
  21. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М: Линка-пресс, 1998.
  22. Прутченков А.С. Самкова В.А. Экологический баланс. М: Ариант, 1995.
  23. Программно-методические материалы: экология. М: Дрофа, 2001.
  24. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М: Линка-пресс, 1998.
  25. Сивоглазова В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. М: АО МДС, 1996.
  26. Суравегина И.Т. и др. Экология: задания, тесты. Рабочая тетрадь. М: Школа-пресс, 1996.
  27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М: Просвещение, 1995.
  28. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М: Новая шк., 1994.
  29. Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла. Ростов на Дону: ООП Обл. ЦТГУ, 1995.
  30. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М: Пед. общ России, 2000.
  31. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академ. разв., 1997.
  32. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М: Просвещение, 1988.
  33. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М: Просвещение, 1995.
  34. Экология России. Хрестоматия. (Сост. Кузнецов В.Н.). М: АО МДС, 1996.
  35. Экологические игры в школьном курсе «Биология». (Сост. Лиликина В.И.) Самара, СИПКРО, 1994.