Пояснительная записка.
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детских домов показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.
Проведенное анкетирование «Мое отношение к природе», «Я и природа» (Приложение 1) показало, что у 60% детей низкий уровень экологической культуры, у 30% детей – средний уровень; 10% детей – высокий уровень экологической культуры. Результаты опросника «Личностный рост» раздел «Отношение к Земле» (Приложение 3), показали, что у 20 % детей ситуативно-позитивное отношение к природе, у 60% ситуативно-негативное, у 20 % устойчиво-негативное.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При разработке данной программы мы опирались на опыт известных педагогов Волковой А.М, Симоновой Л.В., Николаевой С.Н., В.А. Сухомлинского, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Поэтому возникла необходимость создания программы «Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе.
Цель: формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у воспитанников.
Задачи:
- Расширение знаний у воспитанников о предметах и явлениях природы.
- Формирование у воспитанников навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
- Воспитание у детей желания изучать, рационально использовать и сохранять природу.
Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в 3-х направлениях:
- Мой дом.
- Моя малая родина.
- Моя родина – Россия.
Реализация каждого направления имеет общую последовательность в изучении материала:
- Мы познаем природу.
- Мы друзья природы.
- Мы охраняем природу.
В направление «Мы охраняем природу» все мероприятия будут направлены на сохранение природы родного края.
Эффект экологического воспитания воспитанников во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие воспитанникам культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на занятиях, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение поселка, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, листовок);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
При реализации программы возможно использование таких форм и методов работы с детьми как: экскурсии, беседы, конкурсы, выставки, викторины, КТД, музейные уроки, часы общения, экологический десант, фотовыставки.
Занятия будут, проходит два раза в месяц по 30-40 минут, со всеми детьми одновременно на лесной поляне, экологической тропе, на берегу пруда, в районном музее, библиотеке, зоопарке, в видео зале.
Материальное обеспечение при реализации программы: транспортные средства, проектор, компьютер, фотоаппарат, выставки, проведения массовых мероприятий.
Методическое обеспечение – экологическая литература, методические разработки внеклассных мероприятий, материалы для отслеживания результатов работы.
Участниками программы являются: воспитатели детского дома, социальный педагог, руководитель музея детского дома, сотрудники районного краеведческого музея, библиотекарь детского дома и сельской библиотеки.
Предполагаются следующие результаты работы над программой:
- Повысится уровень знаний воспитанников о природе.
- Воспитанники научатся видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, преображать природу.
- Произойдут позитивные изменения в отношении к природе, к своему дому, родному краю.
- Повысится экологическая культура каждого воспитанника и всего коллектива группы-семьи.
Тематический план.
Направление работы | Количество часов | |||
Теоретических | Практических | Общих | ||
I | Мой дом | 13 | 19 | 32 |
II | Моя малая родина | 13 | 21 | 34 |
III | «Моя родина – Россия» | 13 | 25 | 38 |
Тематический план. Направление первого года реализации программы – Мой дом.
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
Мы познаем природу | ||||
1 | Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» | 1 | 1 | 2 |
2 | Занятие «Царица северных лесов» | 1 | 1 | 2 |
3 | Беседа «Кто в лесу живет, что в лесу растет» | 1 | 1 | |
4 | Викторина «Лекарственные растения» | 1 | 1 | 2 |
5 | Занятие «Дары природы: грибы и ягоды» | 1 | 1 | |
Мы друзья природы | ||||
1 | Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу. | 1 | 2 | 3 |
2 | Акция «Чистый двор» | 2 | 2 | |
3 | Беседа «Наш друг – лес» | 1 | 1 | 2 |
4 | Беседа «Берегите первоцветы» | 1 | 1 | 2 |
5 | Экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям» | 1 | 1 | |
Мы охраняем природу | ||||
1 | Конкурс рисунков «Красота родного края» | 1 | 1 | 2 |
2 | Выпуск листовки «День заповедников и парков» | 1 | 1 | 2 |
3 | Акция «Покормите птиц зимой» | 2 | 2 | |
4 | Выпуск листовки «Экологические праздники» | 1 | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
5 | Фотовыставка «Фото обвиняет…» | 2 | 2 | |
6 | Акция «Голубой патруль» | 1 | 2 | 3 |
7 | Акция «Зеленый патруль» | 2 | 2 | |
Итого | 13 | 19 | 32 |
Тематический план. Направление второго года реализации программы – Моя малая родина.
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
Мы познаем природу |
||||
1 | Звездный час «Зеленый шум» | 1 | 1 | |
2 | Занятие «Легенда пяти озер» | 1 | 1 | |
3 | Занятие «Цветочные часы» | 1 | 1 | 2 |
4 | Викторина «Зеленая аптека» | 1 | 2 | 3 |
5 | Занятие «11 января День заповедников и парков» | 1 | 1 | |
Мы друзья природы | ||||
1 | Экскурсия в лес. Безопасное пребывание в условиях леса | 1 | 2 | 3 |
2 | Творческая работа «Животные и растения предсказатели погоды» | 1 | 2 | 3 |
3 | Красная книга Омской области | 1 | 1 | |
4 | Викторина «Знатоки природы» | 1 | 1 | |
5 | Акция «Мой двор – моя забота» | 2 | 2 | |
Мы охраняем природу | ||||
1 | Акция «Сохраним лес от пожара» | 1 | 1 | 2 |
2 | Конкурс сочинений, сказок «Моя малая родина» | 2 | 2 | |
3 | Акция «Сделай село красивым» | 2 | 2 | |
4 | Экологическая игра «SOS» | 1 | 1 | 2 |
5 | Акция «Чистый берег» | 1 | 2 | 2 |
6 | Фотоконкурс «Чудеса природы» | 2 | 2 | |
7 | Акция «Муравейник» | 1 | 2 | 3 |
Итого | 13 | 21 | 34 |
Тематический план. направление третьего года реализации программы – «Моя родина – Россия».
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
Мы познаем природу | ||||
1 | Заочное путешествие «Природные чудеса России» | 2 | 2 | |
2 | Занятие «Растения-хищники. Растения паразиты» | 1 | 1 | |
3 | Народные рецепты | 3 | 3 | |
4 | Турнир знатоков житейских премудростей | 1 | 1 | |
5 | Занятие «Голубые очи планеты – озеро Байкал» | 1 | 1 | |
Мы друзья природы | ||||
1 | Идем в поход | 1 | 2 | 2 |
2 | Викторина «Заповедные территории» | 1 | 1 | |
3 | Литературный вечер «Поэты о природе…». | 1 | 1 | |
4 | Акция «Каждому скворцу по дворцу» | 2 | 2 | |
5 | Экскурсия «Вдоль берега реки» | 1 | 2 | 3 |
Мы охраняем природу | ||||
1 | Акция «Наш дом и двор». | 2 | 2 | |
2 | Выпуск листовок в защиту природы | 2 | 2 | 4 |
3 | Трудовые десанты по благоустройству | 4 | 4 | |
4 | Акция «Птичья столовая» | 1 | 2 | 2 |
5 | Рейд «Зеленый патруль» | 1 | 2 | 2 |
6 | Акция «Сделаем село красивым» | 2 | 2 | |
7 | Выпуск альбома природоохранительных акций | 2 | 2 | |
Итого | 13 | 25 | 38 |
Содержание программы с 1-го по 4-й год реализации
Психолого-педагогическая диагностика.
Используемая методика | Изучаемое свойство, качество | Сроки проведения |
1. Анкета «Я и природа» (Приложение 1). | Отношение к природе. | Январь. |
2. Анкета «Мое отношение к природе» (Приложение 2). | Отношение к природе. | Март. |
3. Методика «Личностный рост» (Приложение 3). | Определить отношение воспитанников к Земле (природе). | Апрель. |
Список литературы:
- Алексеев С.В. Практикум по экологии. М: АО МДС, 1996.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Акадр. азв., 1998.
- Грешневиков А. Экологический букварь. М: Экос-информ, 1995.
- Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед. общ. России, 2001.
- Занимательно-познавательная экология. Оренбург, 1996.
- Зверев А.Т. Экологические игры. М: Изд. дом Оникс, 2001.
- Каленникова Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Мн: Нар. Асвета, 1989.
- Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей.
- Козлова Т.А. и др. Экология России. Дидактические материалы. М: АО МДС, 1995.
- Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога. Обнинск, 1993.
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Владимир: 1987.
- Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия , биология и экология почвы. М: Росагропромиздат, 1990.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Экология России. 9-10 кл. М: АОМДС, 1996.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн: Асар, 2001.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн: Асар, 2001.
- Монин А., Войтов В. Черные приливы. М: Мол. гв., 1984.
- Николаева О.Ф. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Новая шк., 1995.
- О Коннор М. Свет жизни. В 4х кн. Нижн. Новгород: Биопресс, 1993
- Олимпиады, викторины, конкурсы (по экологии). Ростов на Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М: Просвещение, !995.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. М: Линка-пресс, 1998.
- Прутченков А.С. Самкова В.А. Экологический баланс. М: Ариант, 1995.
- Программно-методические материалы: экология. М: Дрофа, 2001.
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М: Линка-пресс, 1998.
- Сивоглазова В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. М: АО МДС, 1996.
- Суравегина И.Т. и др. Экология: задания, тесты. Рабочая тетрадь. М: Школа-пресс, 1996.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М: Просвещение, 1995.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М: Новая шк., 1994.
- Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла. Ростов на Дону: ООП Обл. ЦТГУ, 1995.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М: Пед. общ России, 2000.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академ. разв., 1997.
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М: Просвещение, 1988.
- Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М: Просвещение, 1995.
- Экология России. Хрестоматия. (Сост. Кузнецов В.Н.). М: АО МДС, 1996.
- Экологические игры в школьном курсе «Биология». (Сост. Лиликина В.И.) Самара, СИПКРО, 1994.