Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Разделы: Коррекционная педагогика


Свою работу по теме “Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в драматизации сказок” с использованием метода “Игра в сказку” я начала в специальном Доме ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики. Данная форма работы была разработана для воспитанников Дома ребенка с различными нарушениями физического и психического развития на основе изучения методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказкотерапия” и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность дошкольников), целями которой являлось расширение возможностей социальной адаптации детей, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

С сентября 2012 года я работаю в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с заключением медико-психолого-педагогической комиссии “общее недоразвитие речи”, причинами которого являются: неблагоприятные социальные условия (асоциальная или неполная семья); неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения; нарушения здоровья детей вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение ЦНС (ДЦП); наследственный фактор – все это становится причиной задержки развития ребенка старшего дошкольного возраста как социальной личности, затрудняет его переход в социум. Поэтому работу по теме “Социальная адаптация в драматизации сказок” считаю актуальной и адаптированной для успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ или в условиях других учреждений.

Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.

Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Средства художественно-эстетического воздействия:

  • театральный показ:
    • кукольный театр
    • театр игрушки
  • художественное слово:
    • сказка
    • фольклорные жанры
  • музыкальная деятельность
  • элементарная театрализованная деятельность с участием детей

Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:

  • игра является основным видом деятельности детей;
  • игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  • игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера;
  • игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
  • сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
  • сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
  • сказка помогает формировать положительные качества личности;
  • мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
  • персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для малыша более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
  • игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.

Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип связи обучения с жизнью и практикой;
  • принцип педагогической поддержки;
  • принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
  • выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
  • организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
  • организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
  • создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.

Выбор сказки обусловлен:

  • наличием проблемной ситуации;
  • особенностями нервно-психического развития детей;
  • их индивидуальными особенностями.

Репертуар:

  • “Сказка о глупом мышонке”;
  • “Заюшкина избушка”;
  • “Петушок и его семья”;
  • “Сказка про медведей”;
  • “Маша и ее друзья”.

Продолжительность работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.

1 этап - моделирование сказки;

2 этап - игровая драматизация.

Цикл занятий 1 этапа включает в себя:

  • показ кукольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
  • моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.

Цикл занятий 2 этапа включает в себя:

  • музыкально-двигательные этюды и упражнения;
  • игры-драматизации;
  • обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
  • театрализованное представление с участием детей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
  • развитие личностных качеств ребенка;
  • преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
  • успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.

Используемая литература:

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.
  2. Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.
  3. Панфилова М.А. “Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры”.