Свою работу по теме “Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в драматизации сказок” с использованием метода “Игра в сказку” я начала в специальном Доме ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики. Данная форма работы была разработана для воспитанников Дома ребенка с различными нарушениями физического и психического развития на основе изучения методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказкотерапия” и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность дошкольников), целями которой являлось расширение возможностей социальной адаптации детей, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
С сентября 2012 года я работаю в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с заключением медико-психолого-педагогической комиссии “общее недоразвитие речи”, причинами которого являются: неблагоприятные социальные условия (асоциальная или неполная семья); неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения; нарушения здоровья детей вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение ЦНС (ДЦП); наследственный фактор – все это становится причиной задержки развития ребенка старшего дошкольного возраста как социальной личности, затрудняет его переход в социум. Поэтому работу по теме “Социальная адаптация в драматизации сказок” считаю актуальной и адаптированной для успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ или в условиях других учреждений.
Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.
Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.
Средства художественно-эстетического воздействия:
- театральный показ:
- кукольный театр
- театр игрушки
- художественное слово:
- сказка
- фольклорные жанры
- музыкальная деятельность
- элементарная театрализованная деятельность с участием детей
Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:
- игра является основным видом деятельности детей;
- игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера;
- игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
- сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
- сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
- сказка помогает формировать положительные качества личности;
- мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
- персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для малыша более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
- игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.
Принципы реализации игровой деятельности с
использованием метода “Игра в сказку”:
Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
- организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
- выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
- организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
- организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
- создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.
Выбор сказки обусловлен:
- наличием проблемной ситуации;
- особенностями нервно-психического развития детей;
- их индивидуальными особенностями.
Репертуар:
- “Сказка о глупом мышонке”;
- “Заюшкина избушка”;
- “Петушок и его семья”;
- “Сказка про медведей”;
- “Маша и ее друзья”.
Продолжительность работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.
1 этап - моделирование сказки;
2 этап - игровая драматизация.
Цикл занятий 1 этапа включает в себя:
- показ кукольного театра;
- показ театра игрушек;
- обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
- моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.
Цикл занятий 2 этапа включает в себя:
- музыкально-двигательные этюды и упражнения;
- игры-драматизации;
- обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
- театрализованное представление с участием детей.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
- развитие личностных качеств ребенка;
- преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
- успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.
Используемая литература:
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.
- Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.
- Панфилова М.А. “Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры”.