Цели урока:
Оборудование урока:
- диапроектор, экран;
- презентация;
- микрокалькуляторы; индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Математическая разминка
(Задание записано на доске) (Приложение 1) На доске перед вами таблица. Решив примеры и заполнив таблицу, вы сможете узнать главу, которую мы будем изучать. Рядом ключ к разгадке. Ответ: “Десятичные дроби”. Ребята, мы будем изучать новую главу “Десятичные дроби”. А сегодня на уроке познакомимся с десятичной записью дробных чисел.
II. Постановка цели урока
Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.
Наша задача: познакомиться с десятичными дробями, научиться набирать их на микрокалькуляторах, учиться пользоваться с десятичной записью дробных чисел.
III. Изучение нового материала.
Теперь переходим к изучению нового материала.
Выразить расстояние 8дм 5см в сантиметрах: 8 дм 5 см = 85 см, а теперь это же расстояние выразите в дециметрах. 8 дм 5 см = 8 дм + дм = 8дм. В рублях: 4 руб. 17 коп = 4 руб. + руб. = 4руб. В килограммах: 5 кг 85 г = 5 кг + кг = 5кг
Чем характерны эти дроби?
- Знаменатели состоять из 1 и нулями.
Вот люди договорились эти дроби (такие дроби) записывать без знаменателя: 8 = 8,5. Целую часть отделяют от дробной части запятой.
4= 4,17; 5= ? После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
IV. Историческая справка
1-ый ученик: В науке и промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши Джемшида Ибн Масуд, работавший в Самарканде (ныне Узбекистан) в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
2-ой ученик: Но об этом в Европе в то время не узнали и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математике “Арифметика, сиречь наука числительная”.
V. Работа с микрокалькулятором
В наше время хорошими помощниками человека являются вычислительные машины. Самая простая из них – микрокалькулятор. Если его включить, на индикаторе высветиться 0. Нажимая клавиши с цифрами можно набрать на индикаторе натуральные числа. Как же набрать дробное число?
Обыкновенную дробь набрать на большинстве микрокалькуляторов невозможно. А десятичные дроби можно спокойно набрать, только вместо запятой используется точка.
Наберите числа: 5,17; 1,05; 7,2; 60,912; 0,475; 0,00101.
Покажите индикатор соседу по парте, пусть он прочитает набранные вами числа. Проверьте, правильно ли он прочитал?
VI. Закрепление нового материала
1. Рассмотрим пример 125,7084 = 100 + 20 +5 + + + . С помощью следующей таблицы показать изображение несколько первых разрядов после запятой и записать в нее цифры, обозначающие разрядные слагаемое числа 125,7084. (Слайд №1. Презентация)
2. Прочитайте дроби. (Слайд №2)
3. Диктант.
а) 3 целых 3 десятых; б) 15 целых 55 сотых; в) 0 целых 67 сотых;
г) 5 целых 404 тысячная; д) 87 целых 1 сотая; е) 72 целых 12 тысячных;
ж) 6 целых 62 тысячных; з) 2 целых 2 сотых; и) 0 целых 2 сотых.
Диктант проверяем через диапроектор. (Слайд №3)
4. Игра-эстафета: “Кто быстрее?” Дроби записать в виде десятичной дроби. (Приложение 2)
5*. Какой из знаков, применяемые в математике, следует поставить между числами 4 и 5, чтобы получить, число, больше четырех, но меньше пяти?
VII. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по карточкам. (Приложение 3)
Взаимопроверка самостоятельной работы. (Слайды №4, №5)
VIII. Итог урока
Выставление оценок за урок. С каким новым понятием мы познакомились на уроке?
- Что такое "десятичная дробь"?
- Где используется десятичная дробь?
- Преодолели мы возникшие трудности?
- Чему научились?
- Оцените свою работу
IX. Задание на дом.
П 30. №1166а) 1169.
Дополнительное задание: Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 1 до 100 включительно?
Литература:
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2006.
- Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – 3-е изд.- М.: Академкнига /Учебник, 2011