Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно.
Р. Киплинг.
Ключевыми понятиями данного вопроса являются:
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного соответствия, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного соответствия, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школы, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а так же совокупность организационных структур и нормативно-правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
В последнее время ведётся много разговоров о качестве российского образования. Эта тема стала популярной не только в среде профессионалов, но и в обществе в целом. Основным фактором, способствующим проявлению интереса к этой теме, является рыночная экономика, превращающая образование в сферу образовательных услуг. Потребители этих услуг (учащиеся, родители и др.) на практике установили зависимость качества жизни (уровень материального благополучия, самореализация, карьера) от качества получаемого образования.
Основными слагаемыми качественного образования являются:
Оценка учебных достижений, ключевых компетентностей и наличие социального и общественно-полезного опыта (способность молодых людей быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях).
Доступность – возможность человека получать образования различными способами (очно, заочно, дистанционно и т.п.).
Эффективность – получение образования с наименьшими затратами своих собственных ресурсов (временных, материальных, финансовых) при сохранении высокого качества образования.
Любая проблема, связанная с качеством образования, так или иначе, связана с его оценкой или измерением. И здесь возникают серьёзные объективные проблемы, так как образование и его элементы относятся к нематериальным объектам, для которых ещё слабо проработан математический аппарат квалиметрии. И в связи с этим особенно актуальна разработка и внедрение моделей системы оценки качества образования, которые позволяют:
- Сделать систему образования прозрачной и открытой для всех категорий пользователей образовательными услугами.
- Обеспечить общественно-гражданским структурам участие в управление образованием.
- Оперативно влиять на образовательные процессы, тем самым повысить качество образования, что в итоге сделает систему образования конкурентоспособной.
Школьная система оценки качества образования представляет собой “Пирамиду качества образования”, состоящую из трёх основных блоков: качество ресурсов, качество образовательного процесса и качество образовательных результатов и трёх основных субъекта: ученик, учитель, родитель.
При разработке модели системы оценки качества образования наш коллектив прежде всего определился с нормативно-правовыми документами различных уровней, регламентирующих данную деятельность. Была рассмотрена, изучена и проанализирована Концепция общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО); разработаны и утверждены школьные локальные акты: “О внутришкольном мониторинге”, “О школьной системе оценки качества образования” (система “ОКО”).
В основу школьной модели “ОКО” положен классический управленческий цикл (Цикл Деминга), который представляет собой совокупность четырёх стадий:
- Планирование.
- Выполнение.
- Проверка.
- Действие по улучшению качества.
Данный цикл никогда не заканчивается и нацелен на постоянное улучшение системы оценки качества образования.
На основании данного цикла и создана модель системы “ОКО”. За аксиому был принят факт: снижение качества образования это не причина, а следствие. В связи с этим задачей школьного коллектива на каждом уровне (администрация, ШМО, учитель) является выявление причин снижения качества образования и принятие (на каждом уровне) управленческих решений. Учитывая образовательные возможности, ФГОС и требования, предъявляемые государством, Вузами, работодателем и родителями, школа планирует свою образовательную деятельность.
В школе разработана критериальная база системы оценки качества образовательного процесса.
- Через “призму” ученика.
- Мотивы и учебно-познавательный интерес.
- Время на выполнение домашнего задания.
- Время на самостоятельное изучение учебного материала.
- Развитие самооценки и самоконтроля (самооценка своих учебных возможностей и уровня знаний).
- Через “призму” учителя.
- Время на подготовку к урокам.
- Наличие и качество рабочей программы.
- Формы организации образовательного процесса.
- Использование современных образовательных технологий и их эффективность.
- Через “призму” родителей.
- Время, затрачиваемое родителями, на домашние уроки детей.
- Самочувствие ребёнка после школы (утомляемость, раздражительность).
- Наличие полной (неполной) информации об образовательном процессе в школе.
- Принятие идеологии и технологии организации обучения в школе.
В качестве “инструментов” оценки качества образования используются:
- Традиционные.
- Итоговая аттестация (ЕГЭ и ГИА);
- Олимпиады;
- Конкурсы;
- Промежуточная аттестация;
- Внутришкольный мониторинг качества образования.
- Инновационные.
- Контекстные задачи.
- Портфолио.
- Кейс-измерители.
- Самооценка.
- Самоконтроль.
В современных условиях ведущая роль в “инструментах” оценки отводится независимой (внешней) экспертизе. В опыте работы школы - использование тестовой системы “Дикобраз” и системы “Статград” (тренировочные и диагностические работы).
Создание и реализация системы оценки качества образования способствует развитию и улучшению образовательных результатов, что подтверждается следующим:
- Положительной динамикой степени обученности и качества знаний на протяжении последних трёх лет.
- 100% успеваемостью по результатам ЕГЭ.
- Успешной реализацией следующих комплексно-целевых программ:
№ | Название программы | Цель программы | Результаты реализации |
1 | Организация образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы(в рамках областной программы “Развитие инновационных процессов”) | Разработка и внедрение организационно-управленческого сопровождения образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы | Присвоение статуса экспериментальной
площадки инновационного (внедренческого) типа
(сентябрь 2011 года) Обобщение опыта работы в рамках городского творческого отчёта школы (январь 2013 года) |
2 | Система мониторинга качества образования | Создание новой модели внутришкольного мониторинга, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказу | Обобщение опыта работы на курсах ОГАУ “УО ЦСНК” для заместителей директора по УВР (январь 2012 года) |
3 | Оценка качества образования | Организация процесса оценки качества образования в условиях современной школы | Обобщение опыта работы на семинарах Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области (апрель-май 2012 года.) |
Данными рейтинга успешности дневных образовательных учреждений Ульяновской области: за 2011-2012 учебный год МБОУ СОШ №31 заняла 10 место среди общеобразовательных школ области и 3 место среди общеобразовательных школ города Ульяновска.