"Основы программирования на языке Pascal". 10-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: изучить основные операторы языка программирования Pascal, ознакомиться со структурой программы и с правилами программирования, научиться создавать простые программы на языке Pascal.
  • Развивающие: развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.
  • Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Актуализация знаний, постановка цели урока

Сегодня на уроке мы изучим, основные операторы и ознакомимся с правилами программирования на языке Pascal.

4. Изучение нового материала

- История (Слайд 2, 3). Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.

- Элементы экрана (Слайд 4) и назначение пунктов меню (Слайд 5-14) среды программирования Turbo Pascal. Меню: File - включает команды работы с файлами. Edit - включает команды редактирования текста. Search - включает команды быстрого поиска компонент программы и контекстной замены фрагментов программы. Run - включает команды запуска программы выполнения и трассировки её работы. Compile - включает команды, задающие различные режимы компиляции. Debug - включает команды управления отладочной информации. Tools - включает команды работы с сообщениями ИСР и команды вызова отладочных утилит. Options - включает команды, обрабатывающие диалоговые окна для установки опций ИСР. Window - включает команды управления окнами ИСР. Help - включает команды вызова справочной информации по работе в ИСР и по языку Turbo Pascal.

- Структура программы (Слайд 15). Структура программы в Паскале имеет вид:

Program Имя программы;

Uses Подключаемые библиотеки (модули);

Label Список меток основной программы;

Const Введение констант;

Type Описание новых типов;

Var Описание переменных;

Определение процедур;

Определение функций;

Begin

Тело основной программы;

End.

Подчеркнуты служебные слова, обозначающие начало блока.

Program – блок описания заголовка программы в Турбо-Паскале имеет декоративное значение и может отсутствовать.

Uses – в Турбо-Паскале вспомогательные готовые программы собранные в библиотеки (модули). Например, процедуры рисования точек, линий, окружностей на экране содержатся в модуле graph. Модули объявляются в этом блоке. Если подключать библиотеки не нужно, блок отсутствует.

Label – блок описания меток, содержит их имена перечисленные через запятую. Метки используются для организации переходов в программе. Если метки не нужны, блок отсутствует.

Const – блок описания простых и типизированных констант. Может отсутствовать.

Type - блок описания типов программиста. Может отсутствовать.

Var - блок описания переменных с указанием типа. Может встречаться в программе несколько раз для организации глобальных и локальных переменных (т.е. до описания процедур и функций, в них, и после них).

Определение процедур и функций – способ оформления вспомогательных алгоритмов, о которых будем говорить отдельно.

Begin-end. – служебные слова, обрамляющие тело основной программы, где находятся операторы, которые машина выполняет. Таким образом, Begin-начинает исполняемую часть программы, а end. –ее завершает.

Замечание: в любом месте программы могут находиться комментарии, заключенные в фигурные скобки {...} или (*...*).

- Константы (Слайд 16) и переменные (Слайд 17). Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться.

Вводятся в блоке const:

const

a=5;

b=1E-3/a;

c=’значение неизвестно’;

В общем виде описание простой константы делается так: имя константы = выражение; Где в выражениях могут быть использованы: числа или набор символов в апострофах, математические операции, операции отношения и логические операции, функции abs(x), round(x),trunc(x), chr(x), ord(x), pred(x), succ(x) и другие.

Тип константы не указывается, но определяется автоматически при компиляции: значения выражений сразу же вычисляются, а в последующем только подставляются вместо имен. Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Имеют имя, тип и значение. Имя переменной – должно начинаться с буквы, может содержать: буквы латинского алфавита, цифры, знак подчеркивания. Длина имени – до 126 символов. Примеры: A, A1, A12, Fam_Imja. Тип переменной – должен быть обязательно определён в блоке описания переменных VAR. Значением переменной является константа того же типа.

- Типы переменных (Слайд 18). Целочисленные переменные (Слайд 19), вещественные переменные (Слайд 20).

- Оператор присваивания (Слайд 21). Общий вид:

переменная := выражение;

может быть: переменной, может быть: константой,

элементом массива, полем переменной, элементом

записи и др. массива, арифметическим

не может быть: константа, или логическим выражением.

выражение.

Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Тип значения выражения справа от присваивания должен совпадать с типом переменной слева.

Исключения:

  • Оба типа (слева и справа от :=) являются вещественными.
  • Оба типа являются целыми.
  • Один тип строковой, другой строковой или символьный.
  • Слева переменная вещественного типа, справа выражение (переменная) целого типа.
  • И в некоторых других случаях.

- Арифметические выражения (Слайд 22). Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции. К ним относятся: сложение, вычитание, умножение, деление, целое частное от деления, целый остаток от деления.

- Операторы ввода и вывода (Слайд 23).

- Оператор условия (Слайд 24).

- Оператор цикла со счётчиком (Слайд 25), цикл с предусловием (Слайд 26), цикл с постусловием (Слайд 27).

5. Обобщение и систематизация знаний. Основными операторами языка программирования Pascal являются: оператор присваивания, операторы ввода и вывода, оператор условия, оператор цикла со счётчиком.

6. Контроль знаний (тест) (Слайд 28-37).

7. Подведение итогов урока (выставление оценок).

8. Домашнее задание (Слайд 38).