Цели урока:
- Образовательные: изучить основные операторы языка программирования Pascal, ознакомиться со структурой программы и с правилами программирования, научиться создавать простые программы на языке Pascal.
- Развивающие: развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.
- Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Актуализация знаний, постановка цели урока
Сегодня на уроке мы изучим, основные операторы и ознакомимся с правилами программирования на языке Pascal.
4. Изучение нового материала
- История (Слайд 2, 3). Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
- Элементы экрана (Слайд 4) и назначение пунктов меню (Слайд 5-14) среды программирования Turbo Pascal. Меню: File - включает команды работы с файлами. Edit - включает команды редактирования текста. Search - включает команды быстрого поиска компонент программы и контекстной замены фрагментов программы. Run - включает команды запуска программы выполнения и трассировки её работы. Compile - включает команды, задающие различные режимы компиляции. Debug - включает команды управления отладочной информации. Tools - включает команды работы с сообщениями ИСР и команды вызова отладочных утилит. Options - включает команды, обрабатывающие диалоговые окна для установки опций ИСР. Window - включает команды управления окнами ИСР. Help - включает команды вызова справочной информации по работе в ИСР и по языку Turbo Pascal.
- Структура программы (Слайд 15). Структура программы в Паскале имеет вид:
Program Имя программы;
Uses Подключаемые библиотеки (модули);
Label Список меток основной программы;
Const Введение констант;
Type Описание новых типов;
Var Описание переменных;
Определение процедур;
Определение функций;
Begin
Тело основной программы;
End.
Подчеркнуты служебные слова, обозначающие начало блока.
Program – блок описания заголовка программы в Турбо-Паскале имеет декоративное значение и может отсутствовать.
Uses – в Турбо-Паскале вспомогательные готовые программы собранные в библиотеки (модули). Например, процедуры рисования точек, линий, окружностей на экране содержатся в модуле graph. Модули объявляются в этом блоке. Если подключать библиотеки не нужно, блок отсутствует.
Label – блок описания меток, содержит их имена перечисленные через запятую. Метки используются для организации переходов в программе. Если метки не нужны, блок отсутствует.
Const – блок описания простых и типизированных констант. Может отсутствовать.
Type - блок описания типов программиста. Может отсутствовать.
Var - блок описания переменных с указанием типа. Может встречаться в программе несколько раз для организации глобальных и локальных переменных (т.е. до описания процедур и функций, в них, и после них).
Определение процедур и функций – способ оформления вспомогательных алгоритмов, о которых будем говорить отдельно.
Begin-end. – служебные слова, обрамляющие тело основной программы, где находятся операторы, которые машина выполняет. Таким образом, Begin-начинает исполняемую часть программы, а end. –ее завершает.
Замечание: в любом месте программы могут находиться комментарии, заключенные в фигурные скобки {...} или (*...*).
- Константы (Слайд 16) и переменные (Слайд 17). Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться.
Вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;
В общем виде описание простой константы делается так: имя константы = выражение; Где в выражениях могут быть использованы: числа или набор символов в апострофах, математические операции, операции отношения и логические операции, функции abs(x), round(x),trunc(x), chr(x), ord(x), pred(x), succ(x) и другие.
Тип константы не указывается, но определяется автоматически при компиляции: значения выражений сразу же вычисляются, а в последующем только подставляются вместо имен. Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Имеют имя, тип и значение. Имя переменной – должно начинаться с буквы, может содержать: буквы латинского алфавита, цифры, знак подчеркивания. Длина имени – до 126 символов. Примеры: A, A1, A12, Fam_Imja. Тип переменной – должен быть обязательно определён в блоке описания переменных VAR. Значением переменной является константа того же типа.
- Типы переменных (Слайд 18). Целочисленные переменные (Слайд 19), вещественные переменные (Слайд 20).
- Оператор присваивания (Слайд 21). Общий вид:
переменная := выражение;
может быть: переменной, может быть: константой,
элементом массива, полем переменной, элементом
записи и др. массива, арифметическим
не может быть: константа, или логическим выражением.
выражение.
Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.
Тип значения выражения справа от присваивания должен совпадать с типом переменной слева.
Исключения:
- Оба типа (слева и справа от :=) являются вещественными.
- Оба типа являются целыми.
- Один тип строковой, другой строковой или символьный.
- Слева переменная вещественного типа, справа выражение (переменная) целого типа.
- И в некоторых других случаях.
- Арифметические выражения (Слайд 22). Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции. К ним относятся: сложение, вычитание, умножение, деление, целое частное от деления, целый остаток от деления.
- Операторы ввода и вывода (Слайд 23).
- Оператор условия (Слайд 24).
- Оператор цикла со счётчиком (Слайд 25), цикл с предусловием (Слайд 26), цикл с постусловием (Слайд 27).
5. Обобщение и систематизация знаний. Основными операторами языка программирования Pascal являются: оператор присваивания, операторы ввода и вывода, оператор условия, оператор цикла со счётчиком.
6. Контроль знаний (тест) (Слайд 28-37).
7. Подведение итогов урока (выставление оценок).
8. Домашнее задание (Слайд 38).