Цели.
- Продолжить работу по патриотическому воспитанию, у школьников патриотической позиции.
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Методическое обеспечение: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня “Священная война”, “День Победы”. Рассказы и стихи советских писателей, сообщения учащихся, фронтовые письма и фотографии 1941-1942 года, фрагмент из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан).
Ход занятия
Учитель: Ребята, 9 мая наша страна ежегодно отмечает годовщину Великой Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня наш классный час посвящен участию детей, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.
...Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
(Звучит фрагмент сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан).
Учитель (начинает тему с исторического экскурса в прошлое) Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война (запись песни “Священная война”).
Учитель: Советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.
Ты не знаешь, мой сын, что такое!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое отраженья.
Презентация (женщина провожает сына на фронт.)
Учитель: “Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?”.
Учащиеся: Старики, дети, женщины. Да, правильно!
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
Учитель: А что могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Слайд 5
Учитель: На фотографии мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Работает на заводе, воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не берут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Учитель: Рассказ о Жене.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужчины ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Учащиеся читают стихотворение А.Твардовского “Рассказ танкиста”/
1 ученик
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
2 ученик
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
3 ученик
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал -
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Слайд 6
Учитель: Кто здесь изображен? Как вы думаете?
У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные лица. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить его, не дать ему пройти на нашу землю.
- А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях, захваченных врагом, живущие в лесу в землянках.
Учитель: Ребята о чем говорят эти фотографии?
Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
Учитель: И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
Слайд 7, рассказы учащихся о детях-героях: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Слайд 12
Учитель:
Нас не надо жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом,
чисты
На живых порыжели от крови и пота шинели
На могилах у мертвых расцвели пышным цветом
цветы.
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты.
Нас не надо жалеть, ведь и мы никого б не жалели
Мы пред Родиной нашей и в трудное время чисты!
Учитель: Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.
Слайд 13
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, в колхозах заменяли взрослых- пахали и сеяли.
Помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Ученик (читает стихотворение)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 15
Учитель: А солдаты с фронта присылали свои письма и фотографии своим родным. Посмотрите на эти письма (показ писем с фронта). Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на которых были написаны письма. Этим письмам более полувека. Они написаны были в 1941-1942 гг. моими родственниками. Посмотрите на эти фотографии - это черно-белые снимки небольшого размера.
Рассказ “детей войны” о их участии в тылу. Вручение подарков, изготовленных учащимися.
Слайд 16
Учитель: Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.
Слайд 17-19
Ученик (читает отрывок “Быль для детей” С.Михалков)
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы -
Наша армия родная
Наши братья и отцы…
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель —
Красной Армии солдат!
На фоне музыки “День Победы” показ слайдов о праздновании Дня Победы.