Введение
В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовывать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория (далее – ИОТ) – это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Индивидуальные образовательные траектории дают возможность учащимся выбирать:
- уровень, объем содержания предметного знания (не ниже стандартного);
- информационные источники для его усвоения (учебник, дополнительная литература);
- способ учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти и др.);
- темп продвижения по теме, соответствующий личностным характеристикам;
- форму, вид и время контроля по согласованию с учителем.
- при обучении посредством ИОТ учащиеся сталкиваются с необходимостью постоянно принимать решения, что способствует воспитанию ответственности, готовит к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.
Описание технологии
В настоящее время в нашей стране существует лишь одна педагогическая технология, позволяющая построить процесс обучения с применением индивидуальных образовательных траекторий в условиях коллективного способа обучения. Это так называемая парацентрическая технология. Она разработана и внедрена Н.Н.Суртаевой, учителем химии из г. Тобольска, и представляет собой модифицированный вариант технологии полного усвоения знаний, предложенной американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом в 1960-х гг. (в России она стала известна благодаря работам М. Кларина).
Дидактическое назначение парацентрической технологии – изучение новой темы по крупному разделу курса, закрепление знаний, повторение и обобщение полученных знаний, итоговый контроль. Технология предполагает индивидуализацию обучения с большой составляющей самостоятельной деятельности учащихся. Изучение материала ведется большими блоками и подразумевает отсутствие обязательных (единообразных, централизованных) домашних заданий. Каждый учащийся сам определяет темп работы на уроке по усвоению и закреплению знаний, а также объем, форму и метод своей домашней подготовки.
Работа на уроке сочетает различные виды обучения: общеколлективное, в парах, группах и индивидуальное и использует три вида общения: ученик – ученик, ученик – средство обучения, ученик – учитель (учитель выступает в роли источника знаний, консультанта и контролера).
Этапы реализации технологии:
- Информационный ввод учащихся - объяснение нового материала в сжатом, обобщенном виде (лекция учителя). (ИВУ)
- Самостоятельная работа учащихся - усвоение и закрепление нового материала (работа в парах и группах по карточкам, консультации учителя).
- Индивидуальная работа – проверка степени усвоения материала, самоконтроль (индивидуальная работа по карточкам, контроль учителя).
- Итоговый контроль – контрольная работа.
- Урок – рефлексия: осмысление учащимися степени усвоения материала, разбор вопросов, вызвавших наибольшее затруднение.
Оценка знаний учащихся производится: обязательная - при индивидуальной работе по карточкам, по результатам контрольной работы; выборочная – при самостоятельной работе по карточкам в парах и группах и на уроке-рефлексии. Таким образом, по окончанию изучения темы каждый обучаемый имеет как минимум три оценки.
Особый интерес к данной технологии проявляют учителя, преподающие в старших классах, так как у старшеклассников лучше развиты навыки самостоятельной работы, четче определена мотивация обучения.
Построение учебного процесса
Для внедрения парацентрической технологии необходима предварительная работа учителя. В подготовке можно выделить следующие этапы:
- Анализ учебного материала и его разделение на учебные элементы; каждый учебный элемент – законченный фрагмент учебного материала, на изучение которого отводится определенное время.
- Разработка содержания контрольных карточек по каждому учебному элементу; разработка эталона контроля и работ для итогового контроля знаний;
- Подготовка коррекционных карточек для учащихся, недостаточно усвоивших материал.
- Общий организационный ввод учащихся – создание установки на конечные результаты учения и способы учения. (ОВУ)
- Ознакомление учащихся со структурой и содержанием контроля.
Внедрение начинается с информационного ввода учащихся в данную тему, который осуществляет учитель. Информационный ввод может представлять собой обзорную лекцию, объяснение опорной схемы или конспекта по теме и т.д. Учитель обращает внимание учащихся на узловые моменты темы, наиболее сложные вопросы, понятия. При этом он использует все необходимые методы и методические приемы, демонстрирует необходимые средства обучения, реализуя принципы наглядности и доступности обучения. Информационный ввод занимает в среднем всего 2-3% учебного времени, отведенного на изучение данной темы. Если уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности учащихся достаточно высок, информационный ввод может отсутствовать.
Затем осуществляется организационный ввод, т.е. нацеливание их на конечные результаты. Лишь после этого начинается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению предложенных учебных элементов. Этот этап включает в себя изучение темы по источникам, которые предлагает учитель, работу с опорными схемами, конспектами, коррекционными методическими материалами. Этап самостоятельной работы предполагает проведение диагностического контроля, проверочных работ, коррекцию и помощь учащимся, не полностью освоившим тему. Текущая проверка на этом этапе имеет не контролирующий, а диагностический характер, ее назначение – выявить необходимость коррекционной работы.
Успешно завершив этап самостоятельной работы, после собеседования с учителем, учащийся допускается к итоговому контролю. Итоговый контроль может проводиться по-разному: в виде письменных контрольных и практических работ, устный – в виде зачета, индивидуального собеседования. Срок итоговой проверки учитель объявляет заранее. На итоговый контроль отводится примерно 5% учебного времени.
После проверки контрольных работ учитель проводит урок индивидуального осмысления результатов (урок-рефлексия). На этом уроке происходит обсуждение результатов контрольных работ, разбор ошибок, проектирование дальнейшей образовательной траектории. Этот урок и завершает изучение темы.
Таким образом, парацентрическая технология позволяет организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперед в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося.
Проектирование учебного занятия. Тема: “Цилиндр. Конус и шар”.
Информационная карта урока.
Этапы занятия | Деятельность | Результат | Время | |
Учителя | Учащихся | |||
1. ИВУ | Лекция | Слушают, записывают, выделяют основные моменты. | Конспект | 2 урока |
2. ОВУ | Знакомит со средствами обучения, информационным листом | Заполняют лист учета деятельности, результатов | Индивидуальный маршрут | 1 урок |
3. Сам-я работа ПЦТО | Контроль, консультации | Работа по индивидуальному маршруту | Выполнение плана | 4 урока |
4. Обобщающий урок | Анализ ошибок, затруднений, коррекция знаний | Выявление и исправление ошибок | Устранение пробелов в знаниях, запись верных решений | 1 урок |
5. Контроль знаний | Контроль | Выполнение контрольной работы | Оценка | 2 урока |
6. Урок-рефлексия. | Подводит итоги, анализирует ошибки контрольной работы, проводит консультацию. | Индивидуальное осмысление результатов | Проектирование дальнейшей образовательной траектории. | 1 урок. |
Карта целей
1. Знание. | Формулирует определение
цилиндра, конуса, сферы, касательной плоскости к
сфере. Перечисляет случаи взаимного расположения сферы и плоскости. Формулирует свойства касательной к окружности и признак касательной. Записывает формулы: - площади поверхности цилиндра - площади поверхности конуса - площади поверхности конуса - площади боковой поверхности усеченного конуса поверхности конуса - площади сферы - уравнение сферы. |
2. Понимание. | Показывает на рисунке: - элементы цилиндра: ось, образующие, основание, радиус основания, высота , - элементы конуса: основание, вершина, ось, высота, - элементы сферы: центр, радиус. Различает цилиндр, конус, сферу среди других геометрических тел. Приводит примеры сечений, иллюстрирует их. Различает развертки геометрических тел. |
3. Применение. | Измеряет величину оси, высоты,
радиуса, образующих и выполняет практические
задания на вычисление площадей поверхности. Делает модели геометрических тел (цилиндр, конус). Записывает уравнение сферы по заданному центру и радиусу. Решает задачи на использование формул площадей поверхности. |
4, 5. Анализ, синтез. | Классифицирует задания по
степени сложности. Выбирает различные способы решения. Составляет алгоритм для решения многошаговых геометрических задач. Использует объем знаний по другим темам курса геометрии и алгебраические способы решения задач. |
5. Оценка. | Оценивает свой результат на
основе критериев, предлагаемых учителем. Осуществляет взаимопроверку. Оценивает значимость и степень трудности учебного материала. |
Средства обучения
СО1 | Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. Геометрия: Учебник для 10-11 класса для общеобразовательных учреждений. М.Просв. | Теория, иллюстрации |
СО2 | Конспект лекции. | Теория, иллюстрации |
СО3 | Набор геометрических тел. | Назвать. |
СО4 | Набор разверток геометрических тел. | Моделирование. |
СО5 | Набор для моделирования взаимного расположения сферы и плоскости. | Показать 3 случая взаимного расположения сферы и плоскости. |
СО6 | Тест 1. Определение и элементы геометрических тел./ | Определить истинно или ложно высказывание. |
СО7 | Тест 2. Площади поверхности геометрических тел/ | Выбрать верный ответ из числа предложенных |
СО8 | Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. Геометрия: Учебник для 10-11 класса для общеобразовательных учреждений ,М.Просв. | Номера задач. |
Методические инструкции
МИ 1.
1. Возьми СО1.(стр.119-121,124-126,129-133)
2. Найди определение цилиндра, конуса, сферы, рассмотри иллюстрации данных геометрических тел.
3. Найди уравнение сферы, запиши в тетрадь.
4. Рассмотри 3 случая взаимного расположения сферы и плоскости.
5. Найди определение касательной плоскости к сфере, посмотри рисунок.
6. Найди в тексте учебника признак и свойство касательной плоскости к сфере.
(Теоремы прямая и обратная)
7. Найди формулы площади сферы, цилиндра, конуса и выпиши в тетрадь.
МИ 2.
1. Возьми СО2.
2. Изучи конспект.
3. Выбери основные определения и формулы, запиши в тетрадь (если их у тебя нет)
4. Используй этот материал для выполнения заданий.
МИ 3.
1. Возьми СО3.
2. Заполни таблицу (поставить в соответствие N геометрического тела и его название). Если сомневаешься, используй СО1.
3. Иди на проверку.
МИ 4.
1. Возьми СО4.
2. Из предложенных разверток сделай модель одного из геометрических тел. Если нужно, воспользуйся помощью одноклассника.
3. Покажи результат своей работы учителю.
МИ 5.
- Возьми СО5.
- Смоделируй 3 случая взаимного расположения сферы и плоскости.
- Взаимопроверка в парах.
МИ 6.
- Возьми СО 6.
- Выполни задания Теста 1.
- Иди на проверку к учителю.
МИ 7.
- Возьми СО 7.
- Выполни задания Теста 2.
- Иди на проверку к учителю.
- Иди на проверку к учителю.
МИ 8.
- Возьми СО 8.
- Выполни задания , используй , если необходимо, СО 1,СО 2.
Уровень “3”
Выполнить не менее 2 задач
N 576(одно из заданий) стр.133,
N 578 (одно из заданий) стр.144
N 593 (одно из заданий) стр.144 ; N525 (одно из заданий) стр.122
Уровень “4”
Выполнить не менее 3 задач
N 550 стр.127
N 557 (одно из заданий) стр.133
N 578(2) стр. 134
N 594 стр. 135, N539 стр. 123
1-2 задачи - “3” N539 стр. 123
Уровень “5”
Выполнить не менее 3 задач
N 541 стр.123, № 572 стр. 129 ,
N 579 (одно из заданий) стр. 134
N 608 стр. 136
1 задача - “3”, 2 задачи – “4”
3. Иди на проверку к учителю.
Лист учета результатов деятельности учащихся
Виды диалогового общения | |||||||||
ФИО | СО1 | СО2 | СО3 | СО4 | СО5 | СО6 | СО7 | СО8 | СО9 |
Иванов А. | + |
# |
Информационный лист для учащихся
СО1 | СО2 | СО3 | СО4 | СО5 | СО6 | СО7 | СО8 | Примечания. | Оценка | |
Теория | * | * | * | * | Использовать не менее 2СО. | |||||
Практические задания | * | * | * | Использовать не менее 2 СО. | ||||||
Решение задач | * | * | * | Обязательное - СО8, остальные - информацион. |
Алгоритм работы по ПЦТО
- Изучи информационный лист учащегося.
- Выбери 5-6 средств обучения (СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этими СО.
- Найди место положения в классе выбранных для общения СО.
- Займи место, где находится СО, выбранное тобой для работы первым.
- Познакомься с методической инструкцией для данного СО.
- Начинай работу, делая соответствующие записи в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
- После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
- Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
- После контроля в листе учета замени “+” на “#” и начинай работу с новым СО.
- Проработав все СО, выходи на индивидуальный письменный контроль после собеседования с учителем (центром)
Лист контроля
Критерии эффективности изучения темы | Показатели | Результат |
|
Знать: 1. Определение и элементы цилиндра, конуса и сферы. 2. Формулы для вычисления площадей поверхности 3. Случаи взаимного расположения сферы и плоскости 4. Уравнение сферы. Уметь: 1. Находить практически площади поверхностей. 2. Решать задачи на нахождение площадей поверхностей 3. Составлять уравнения сферы. |
Заключение
Положительные моменты: целостность изучения материала; возможность обучаться в соответствии со способностями; большой объем самостоятельной работы; формирование у учащихся навыков работы с дополнительной литературой для пополнения знаний по теме; возможность индивидуальной работы учителя с учащимся; изменение в процессе работы характера общения.
Отрицательные моменты: большая нагрузка на учителя при подготовке; сложность в поддержании дисциплины на уроке.
Факторы, затрудняющие организацию учебного процесса: отсутствие у учащихся нет навыков самостоятельной работы, отсутствие необходимой учебной литературы, традиционный учебник – не самоучитель.
Библиография
- О преподавании математики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года. Методическое письмо. Л. Денищева, Г. Безрукова, К. Краснянская.//Математика №6, 2006.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.- М., 2005
- Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. - М.НИИ школьных технологий, 2006 г. Т.2
- Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. – Новокузнецк, ИПК, 2000.