Современные педагогические технологии носят в основном инновационный характер. Инновации – нововведения, применяемые в процессе вытеснения традиционных форм деятельности. Инновации делают учебный процесс рационально организованным, активным, результативным, осознанным. Внедрение инноваций в практику учебной деятельности помогает учащимся применять полученные знания для осмысления действительности, для определения собственной гражданской позиции, для эффективного взаимодействия с окружающей средой. Инновационная деятельность должна стать составной частью общей деятельности человека, так как она позволяет более эффективно удовлетворять потребности человека и общества в целом, и этому нужно учиться со школьной скамьи. Инновационная деятельность способствует более успешной социализации личности и формирует такие качества как предвидение и прогнозирование результатов деятельности, нацеленность на развитие и на разрушение отжившего, социальную компетентность, умение видеть проблемы и разрешать их.
Уроки истории – прекрасная площадка для применения инновационных технологий. Уроки с инновационной направленностью (а таких должно быть большинство) должны, на мой взгляд, соответствовать некоторым критериям:
1) Обязательная проектная деятельность. Учебный проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, в результате её создаётся образовательный продукт, развивается самостоятельность и творческие способности. Учащиеся учатся распределять обязанности в группе, проявлять инициативу в поиске и отборе информации, осуществлять помощь одноклассникам, представлять результаты своих действий, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Проектная деятельность - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Большой упор делается на планирование учебной деятельности и на самостоятельность действий ученика. С начала учебного года можно спланировать следующие учебные проекты по истории:
- историческое путешествие, например, « По следам монгольского похода по Северо – Восточной Руси» ( Для составления проекта используется историческая карта, учебник и другие источники)
- проекты, требующие сопоставления и анализа, например, «Западники и славянофилы о Петре I»
- историко-биографическое исследование, например, «Одинокий реформатор П. А. Столыпин»
- проекты по истории родного края, например, «История Княжегубской ГЭС»
- историческая реконструкция хода событий, основанная на более широком исследовании исторических источников, например, « Вооружённое восстание в Петрограде 24 – 25 октября 1917 года».
Кроме того, можно в некоторых случаях пойти по пути построения альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом. Например, «Как бы стала развиваться Россия, если бы главной религией было католичество?». Но в этом случае, как считает И.В. Бестужев – Лада, ( ПИШ, №8, 2009 год, стр. 32) необходимо руководствоваться четырьмя критериями: критерием реальности, критерием логичности, критерием сопоставимости, критерием оптимальности.
При применении метода проектов я руководствуюсь следующими принципами:
- определяя темы проектов, учитываю интерес ученика к тому или иному периоду или теме;
- привлекаю учеников для составления тематики проектов, выделяя тех, кто предложил наиболее оригинальные, например, «Истоки и особенности русской духовности», «Община в России. Особенности крестьянского менталитета» и другие;
- проектная деятельность осуществляется в группах, поэтому важно правильно распределить роли. Какие? Директор проекта – отвечает за успех проекта в целом, за согласованную деятельность всех участников проекта, за график работы. Менеджер проекта - руководит, контролирует деятельность каждого участника проекта, отвечает за эффективность проекта, занимается планированием, то есть определением задач проекта в соответствии с поставленной целью. Поисковый центр проекта – осуществляет поиск информации в разных источниках. Пресс – центр проекта – обрабатывает информацию и работает совместно с «мозговым центром» проекта, который предлагает разнообразные способы и методы обработки информации ( составление картосхем, диаграмм, таблиц, просто схем с использованием аудио, видео технических средств, в том числе и интерактивной доски ). Аналитический центр, который берётся за анализ информации, делает выводы и даже собственные точки зрения на поставленную проблему. Социальные роли в ходе работы над проектом делают учебный процесс более увлекательным, позволяют раскрыть способности ученика, повышают ответственность, способствуют формированию ключевых компетенций, развивают социальную активность, готовят ученика к профессиональному выбору.
- самооценка работы над проектом - можно провести традиционную анкету
(Интересно ли было работать над проектом? Сколько времени ушло на выполнение проекта? Чему научились в ходе работы? Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись? Оцените себя. Ваши предложения по совершенствованию проектной деятельности).
2. Кроме проектной деятельности достаточно эффективной является работа с текстовой информацией. Текстовая информация может быть достаточно разнообразной: статьи, тексты и документы в учебнике, произведения художественной литературы, графики и схемы. Это достаточно актуально в наши дни, так как мы живём в условиях информационного общества, а школьники просто – напросто не умеют работать с информацией, точнее сказать, не умеют самостоятельно искать, сопоставлять, анализировать и конкретизировать информацию. Обучающиеся должны научиться интерпретировать информацию, то есть выявлять позицию автора, главную мысль, сравнивать, обобщать, отбирать для доказательства. Больший интерес проявляют ученики к той информации, которая служит самостоятельным объектом познания. Если учащиеся на уроке превращаются в исследователей, самостоятельно познают, совместно участвуют в поиске доказательств – это тоже становится инновационной деятельностью. Работать с текстами учащиеся могут как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если применяется групповая форма работы, необходимо выбрать в каждой группе координатора обсуждения вопросов, который должен назначить учащихся, выступающих по каждому вопросу защищать свою позицию. При обсуждении одного и того же документа, можно создать несколько групп: первая группа ( основная ) готовит выступление, вторая группа является оппонентом первой, третья даёт оценку ответам первой, четвёртая вносит дополнения из других источников. Привожу пример работы с одним из документов. В учебнике А.А. Левандовского «История России», Москва, « Просвещение», 2008 год, 10 класс есть документ (стр.141 – 142): « Из письма декабриста А. А. Бестужева Николаю I …Начало царствования императора Александра было ознаменовано самыми блестящими надеждами для благосостояния России. Дворянство отдохнуло, купечество не жаловалось на кредит, войска служили без труда, учёные учились, чему хотели. Все говорили, что думали, и все ко многому хорошему, ждали ещё лучшего. К несчастью, обстоятельства до того не допустили, и надежды состарились без исполнения. Неудачная война 1807 г. и другие многостоящие траты расстроили финансы… Наконец Наполеон вторгнулся в Россию, и тогда – то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда – то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия России. Правительство само произнесло слова: «Свобода , освобождение». Само рассеивало сочинение о злоупотреблении неограниченной власти Наполеона…ещё война длилась, когда ратники, возвратясь домой, первые разнесли ропот в классе народа. « Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». Войска от генералов до солдат , пришедши назад , только и толковали: «как хорошо в чужих землях».
Сравнение со своим естественно произвело вопрос: почему же не так у нас? Сначала, покуда говорили о том беспрепятственно, это расходилось на ветер, ибо ум, как порох, опасен только сжатый. Луч надежды, что государь даст конституцию, как он то упомянул при открытии сейма в Варшаве, и попытка некоторых генералов освободить рабов своих искали многих. Но с 1817 года всё переменилось. Люди, видевшие худое или желавшие лучшего от множества шпионов, принуждены стали разговаривать скрытно, - и вот начало тайных обществ. Притеснение начальством заслуженных офицеров разгорало умы. Предпочтение немецких фамилий перед русскими обижало народную гордость. Тогда – то стали говорить военные: «для того ль освободили Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?» Уничтожение нормальных школ и гонение на просвещение заставило думать, в безнадёжности, о важнейших мерах. А как ропот народа, от истощения и злоупотребления земских и гражданских властей происшедший, грозил кровавой революцией, то общество вознамерилось отвратить меньшим злом большее и начать свои действия». Как работать с такого рода документами? Как организовать работу, чтобы она была более эффективной?
1) нужны памятки – конкретные инструкции. Перед вами один из вариантов памятки.
Кто автор документа? (А. Бестужев - дворянин, декабрист) С каким событием истории связан текст? (С восстанием декабристов) Какую проблему российской действительности затрагивает автор? - (Проблему рабства – крепостного права, отсутствие гражданских политических прав и свобод). Какие чувства испытывает автор, к чему он стремится? ( Чувство патриотизма - боль и переживания за судьбу народа, тревоги и сожаления о том, что «остановились» реформы. Стремление к свободе, к Конституции). Затрагиваются ли автором пути решения проблемы? На основании документа, выделите причины движения декабристов ( Чем недовольны декабристы?) - рабством народа, отсутствием свободы, притеснениями, злоупотреблениями чиновников, власти, отсутствием Конституции, гонениями на просвещение. Каким мы видим Александра I по этому документу? ( противоречивым: до и после 1817 года).
Сформулируйте выводы о движении декабристов на основании текста.
2) необходимо точно и понятно сформулировать вопросы
3) соблюдать определённую последовательность, помогая ученикам в поиске информации;
4) учить скрупулезной работе с информацией, выявляя мысли, чувства автора, его позицию, определять событие сторону действительности, которая затрагивается автором, возможную противоречивость, тип документа, его место в контексте события.
Если подобная работа осуществляется регулярно, у ученика вырабатывается стереотип самостоятельного мышления, умение быстро «схватывать» суть проблемы, давать ей оценку, высказывать собственные суждения. Это важно в условиях информационного общества.
Очень важный источник информации – историческая карта. При определённых условиях работа с исторической картой может превратиться в увлекательный исторический процесс. При изучении истории это особенно важно, тем более что в экзаменационных заданиях ЕГЭ 2013 года есть задания на анализ исторической карты. На мой взгляд, нужно учитывать некоторые принципы при анализе этого источника информации:
- научить учащихся пользоваться легендой карты, хорошо знать условные обозначения;
- систематически использовать карту на уроках как источник информации;
- на основе информации карты давать краткое описание события;
- использовать историческую карту как дополнение к документальной информации;
- применять различные формы работы – групповые, индивидуальные.
Можно писать историю не только по документальному источнику, но и по карте. Например. Изучите карту « Русско – японская война». Используя легенду карты, составьте краткое описание этого события. В таких случаях может помочь памятка. Найдите дату события. Определите театры военных действий. Найдите главные сражения и их результат. Предположите, чем обусловлены столкновения противоположных сторон, а также итоговый результат войны. Как вы думаете, почему именно так закончилась война? После поисковой работы с картой можно предложить учащимся найти недостающую информацию о событии в тексте учебника? Таким образом, событие проанализировано самостоятельно. Учитель делает обобщение.
Итак, подведём итоги. В результате работы с текстовой информацией осуществляется самостоятельная попытка разрешения проблем, поиска ответов, обучающийся учится сопереживать другим, учится ставить себя на место другого, а значит, становится более проницательным. Ученик развивает способность идентифицировать себя, свой образ с образом других людей, что позволяет ему меняться, а это одно из условий творчества учеников.