Наш земляк – воин-интернационалист (вечер памяти)

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Способствование формированию и развитию личности, обладающего качествами гражданина, патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности в мирное время.
  2. Организация изучения жизненного пути воина-интернационалиста и сплочение ученического коллектива в процессе совместной подготовки мероприятия.
  3. Побудить учащихся к изучению и осмыслению истории своей страны через непосредственное общение с членами семьи погибшего воина-интернационалиста.

Оформление зала и оборудование:

  • стенд «Воины-интернационалисты»;
  • семейный альбом и материалы из личного архива семьи Хайруллиных;
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • музыкальное приложение (диск с записями песен об афганской войне);
  • портрет погибшего воина, свеча.

Вечер сопровождается демонстрацией слайдов (см. Приложение 1).

(Пока рассаживаются участники вечера, звучит запись песни «Ребята из Афгана» в исполнении группы «Голубые береты».)

Ход вечера

Слайд 1. Вечер «Помним и скорбим»

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам двадцатого столетия. Она проходит в дни празднования Дня воина-интернационалиста и Дня защитника Отечества.

Хоть на миг оставьте все дела, вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна
В наших душах оставаться память!

(Звучит «Лунная соната» Бетховена.)

Ведущий 2: Наш вечер памяти посвящен тому, кто родился и вырос здесь в нашей деревне, тому, кто очень любил своих родителей, почитал слово старших, тому, кто дорожил дружбой близких, тому, кто с удовольствием учился в школе и окончил ее только на «4» и «5», тому, кто в свои неполные 20 лет сумел выполнить свой святой долг – защитить Родину.

Ведущий 1: Вечер доброй памяти посвящается памяти воина-интернационалиста, памяти достойного сына и брата, памяти надежного друга и просто хорошего парня Хайруллина Расима Рафхатовича.

Прошу всех встать, почтить память погибшего солдата Минутой молчания, и зажечь свечу Памяти.

(Все присутствующие встают, зажигается свеча Памяти; продолжает звучать «Лунная соната» Бетховена.)

Слайд 2. «Посвящается Хайруллину Расиму»

Ведущий 2: Да, короткая история нашего героя, длиной 19 лет 9 месяцев, начиналась здесь, в нашей родной деревушке. 22 сентября 1967 года, в семье Хайруллина Рафката Нурулловича и Хайруллиной Хадичы Сибгатовны появился на свет второй ребенок. Нарекли сына прекрасным татарским именем – Расим, что в переводе означало «художник».

Слайды 3. «Здесь мои родители, здесь мой дом родной»

Ведущий 1: Сегодня, здесь с нами, вспоминает своего любимого брата и его единственная сестренка Альфия. Ныне, она Хабибуллина Альфия Рафкатовна. Проживает вместе со своей семьей в родном доме. Совместно со своим супругом Ильдусом Харисовичем воспитывают двоих сыновей. Старший их сын Ильшат – наш одноклассник, а младший сын Ильфат – учится во втором классе.

(Звучит песня «Письмо брата».)

Слово предоставляется сестренке Хайруллина Расима – Альфие.

Слайд 4а. «Любимая сестренка Альфия и ее семья»

Выступление Хабибуллиной Альфии Рафхатовны. Она делится со своими воспоминаниями о детстве Расима, как он учился, каким он братом.

Слайд 4б «Воспоминания о брате»

На нашем вечере присутствует директор нашей школы Балашова Людмила Анатольевна. Она ровесница нашего героя, они вместе росли, учились в одной школе. Слово предоставляется Балашовой Л.А. (со своими воспоминаниями делится Балашова Л.А.)

Слайд 5. «О детство, детство»

Ведущий 2: Расим рос спокойным, доброжелательным, трудолюбивым и добрым человеком. Любил учиться, он обладал аккуратным, красивым, ровным почерком. С удовольствием помогал родителям в домашнем хозяйстве.

Слайд 6. «Родная школа»

Ведущий 2: Вспомним школьные годы Расима…

Его первой учительницей была Паршина Валентина Васильевна (ныне она работает заместителем директора Васильевской школы №2). Класс, в котором учился Расим, по сравнению с нашим, был очень большим и дружным. В классе училось 24 ученика.

Слайд 7. «Наш дружный третий класс»

Ведущий 1: Учиться Расиму очень нравилось. 2 класс он окончил только на «5». Класс активно участвовал во всех школьных мероприятиях, в том числе и Расим.

Слайд 8. «Вот на груди алый галстук расцвел»

Ведущий 2: Особенным событием в жизни Расима стало вступление в пионеры. Красный галстук гордо украшал его.

Ведущий 1: Так проходили год за годом.

Поочередно демонстрируются слайды:
Слайд 9. «Школьные годы чудесные»
Слайд 10. «В далеком Самарканде»
Слайд 11 «Наш выпускной»
Слайд 12 «Восьмой класс»

Расим тщетно изучал граниты наук, и в 1983 году Хайруллин получил свой первый документ – свидетельство о 8 летнем образовании, в котором были только хорошие оценки.

Слайд 13. «Свидетельство об образовании»

Ведущий 2: По окончании школы Расим без экзаменов поступает в Казанский энергетический техникум, но по истечению месяца он решается оставить его, и в дальнейшем учится в 107 училище г. Зеленодольска. Диплом об успешном его окончании и о присвоении специальностей тракториста-машиниста 2 класса и слесаря-ремонтника 3 разряда получает 24 июля 1986 года.

Слайд 14. «Диплом о профессионально-техническом образовании»

Вскоре Расим пополняет отряд механизаторов совхоза «Овощевод», принимает самое активное участие в уборке урожая 1986 года.

Ведущий 1: Осенью 1986 года Расим получает повестку от военкомата и со всеми почестями родны, друзья и жители деревни провожают Расима в ряды Советской Армии.

(Звучит музыка песни «Кандагар» в исполнении группы «Голубые береты». Под музыку читаются строки стихотворения.)

….Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнут по рюмке «горькой»
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают….

Ведущий 2: И начались долгие месяцы ожиданий солдатских писем.

Слайд 15. «Солдатские письма»

(Звучит запись песни «Письмо брата», в исполнении группы «Контингент»)

В первых же строках своих писем Расим, как заботливый сын и брат расспрашивает о здоровье родных и близких, том как поживают его друзья. Первые письма шли с места учебки, где каждый обучался военным навыкам.

(Читает отрывок из письма от 14 мая 1987 года.)

«…Здравствуйте, мои дорогие папа, мама и сестренка Альфия. С огромным солдатским приветом к Вам ваш сын Расим. Хочу обрадовать вас, наконец-то мы прибыли на постоянное место. Хочу немного описать свой путь (далее идет описание пути продвижения части из Кушки в Термез к самой границе с Афганистаном, как переезжали через границу, как их распределили в части по казармам.)

…Какие же мои первые впечатления? Афганистан есть Афганистан, везде пески, колючки растут. Часть наша находится на границе, так что здесь спокойно и боятся душманов нечего. (Можно было бы написать о многом, но нельзя, так что извините.) Погода у нас, жара страшная, ели терпим. Ну, а как вы там поживаете? Все ли у вас хорошо? Картошку посадили, наверное. Пишите обо всем, ведь от вас у меня так давно не было писем. Пишите. Ваш Расим. 14 мая 1987 года.»

Ведущий 1: Все войны, будь они большие или локальные, всегда сопряжены с солдатской кровью, горем и страданиями людей. Война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошел ее дорогами, в семьях погибших и пропавших без вести солдат.

(Звучит запись песни «Кому нужна была эта война!» в исполнении группы «Контингент».)

Слайд 16. «Боевые товарищи мои»

Ведущий 2: 15 февраля День воина-интернационалиста. Прошло 23 года со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в 2 раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Они ценны своей правдивостью и искренностью. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут вам о мужестве и силе духа.

(Звучит запись песни в исполнении группы «Контингент» «Ребята из Афгана».)

Ведущий 1: Письма хоть и редко, но приходили. Все дома с нетерпением ждали появления на пороге с письмом в руке почтальона Фаузия апа. После было еще два письма….

Слайд 17. «Письмо домой»

(Звучит музыка, «Лунная соната» Бетховена.)

Вот отрывок из письма от 14 июня 1987 года: «Привет из Афганистана! Здравствуйте, мои дорогие папа, мама, Альфия и другие члены семьи. Пишет вам ваш сын Расим. С первых строк хочу заверить вас, что я жив-здоров, ни на что не жалуюсь. Сегодня получил от вас письмо, и вот решил написать … Прошел месяц, как служу в этой части. Прошел месяц быстро, незаметно. Изменений в моей жизни не произошли. Погода у нас жаркая и сухая, но это только здесь, а когда бываем в рейсе, где горы, совсем рядом, то бывают и дожди и холод. Целыми днями мы находимся в парке, где обслуживаем и ремонтируем свои машины….

Вот и коротко все о себе. Как вы поживаете. Все ли живы – здоровы. Папа, ты опять болеешь, почему-то очень часто начал болеть, почему-то очень часто начал болеть, смотри у меня, Альфия, почему так мало пишешь, неужели у вас все по-старому?... Заканчиваю свое короткое письмо и прощаюсь с вами, до новых встреч. До свидания. Ваш Расим. 14 июня 1987 года.»

Ведущий 2: Новой встрече, он видимо называл те моменты, когда читал письма из дома и когда сам садился писать новое письмо. А «встреч» было немного….

Слайд 18а. «Герои – земляки»

Ведущий 1: Советские воины честно исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца. Наши парни, и среди них оказались, и наши земляки, доказали, что достойны героизма отцов и дедов, победивших врага в годы великой Отечественной войны. Нам всем надо понять главное, что они – солдаты, прошедшие горнило Афганистана в большинстве, настоящие герои. А сейчас слово предоставляем учителю истории школы в течение 40 лет, учителю Расима Козину Виталию Андреевичу. Он расскажет нам о воинах – интернационалистах нашей деревни и о том, какими славными ребятами они были. (Выступление учителя истории Козина В.А.)

Слайд 18б. «Вспоминает учитель Козин В.А.»

(Звучит запись песни «В солдатском цинковом гробу» в исполнении В.Петлюра.)

Ведущий 2: Да, эта война унесла много жизней, принесла она горе и нашей деревне. В деревне не дождались своего сына и Хайруллины Рафхат абый и Хадича апа. От командования пришло письмо – извещение. Родители потеряли своего второго сына. (Читается письмо – извещение о смерти нашего земляка воина-интернационалиста Хайруллина Расима)

Слайд 19 «Страшная весть»

30 июня 1987 года Расим вернулся домой… Состоялись похороны…

Слайды 20. «В солдатском цинковом гробу»

(Продолжает звучать запись песни «В солдатском цинковом гробу». Под музыку Бетховена «Лунная соната» учащиеся читают отрывок из стихотворения В.Фомичева «Как тяжело, когда хоронят юных».)

Слайд 21. «Здесь покоится душа»

Ведущий 1: Душа человека никогда не смирится с тем, что происходит на войне. Поэтому стихи и песни, рожденные на войне, переполнены самыми светлыми чувствами, которые могут выжить в огне войны.

(Учащиеся 8 класса исполняют песню группы «Ночные снайперы» «Лети, моя душа».)

Ведущий 2: Особое преклонение заслуживают матери воинов-афганцев. Ничто несравнимо с той проникающей болью, которую они пережили с уходом сыновей на войну. И …ничем не оплатить страдания той матери, которая потеряла своих сыновей.

Слайд 22. «Материнская память»

К огромному сожаленью, матери Расима сейчас нет с нами. И вновь, слово предоставляем сестре Расима Альфии. (Она делится с воспоминаниями о тех днях…)

(Ученица 7 класса Носкова Карина читает стихотворение Н.Некрасова «Внимая ужасам войны», звучит «Лунная соната Бетховена.)

Ведущий 2: 23 июля 2012 года исполнится 25 лет, как не стало Расима. Вспомним еще раз, как это случилось: 23 июля 1987 года автомобильный отряд в составе, которого был наш Хайруллин Расим, во время выполнения боевого задания, колонна машин была обстреляна душманами. Пуля попало в затылочную часть головы Хайруллины Расима. Ушел, не успев пожить, оставшись навечно молодым…

(Звучит запись песни «Поклонная гора».)

Ведущий 1: Страна не забыла своих героев, своих мужественных сыновей. За мужество и отвагу Хайруллин Расим Рафхатович (посмертно) награжден орденом Красной звезды, номер ордена 3806949 (Указ Президента Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачева от 19 декабря 1991 года). А также Хайруллин Расим (посмертно) был награжден медалью «Воину-интернационалисту – от благодарного афганского народа» в соответствие с Указом Президента Афганистана Бабрака Кармаля от 11 ноября 1988 года, Грамотой воину-интернационалисту Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года М.С.Горбачева за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан.

Слайд 23а и 23б «За мужество и отвагу»
Слайд 24а и 24б «Орден «Красной звезды»
Слайд 25 «Медаль воина-интернационалиста»

Ведущий 2: Как бы не менялось общественное мнение к данному факту нашей истории, люди, вынесшие на себе груз войны, прошедшие сквозь ее огонь были и останутся для нас героями, достойными преклонения. Не осквернит наша память тех, кто не вернулся с войны.

Ведущий 1: Вечер памяти воина-интернационалиста Хайруллина Расима завершился. Мы помним тебя, Расим!! Помним и скорбим!!

(Звучит «Лунная соната» Бетховена.)

Ведущий 2: Мы помним и скорбим о тех, кого никогда не вернуть. Наша память о вас будет вечной! Солдатам павшим, вечный рай!

И пусть земля им будет пухом...

Слайд «Помним и скорбим!»

Обелиск воинам – интернационалистам в Парке Победы в городе Зеленодольске Республики Татарстан.