Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы, как государства, так и общества и отдельной личности. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране. Наличие выбора в сфере образования – одно из проявлений демократизации и гуманизации школы.
Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, что является необходимым минимумом общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности, т.е. его базовой культуры.
В достижении поставленных Стандартом целей предмет «Иностранный язык» играет важную роль, т.к. переход к информационному обществу требует разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Классно-урочная система занимает ведущее место в образовательном процессе, так как другие системы еще не достаточно полно разработаны и не представлены в учебных пособиях и учебниках. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать процесс познания в рамках школьного урока эффективно, доступно, интересно, создать атмосферу поиска, творчества и открытия каждый день и на каждом уроке.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Применение новых информационных технологий в средней школе - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей.
Использование компьютера на уроке чаще всего сводится к применению компьютерных обучающих программ. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка могут быть следующие: изучение лексического материала, совершенствование произносительных навыков, обучение диалогической речи, письму, отработка грамматических явлений. При обучении письму решаются одновременно две задачи – правильное написание иностранных слов и овладение клавиатурой. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в Online - тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. В условиях школ Крайнего Севера очень актуальна работа в программе Skype, т.к. по метеоусловиям учащиеся нередко остаются дома и осваивают наиболее легкий программный материал самостоятельно. Однако при возникновении трудностей они могут задать вопрос учителю в Skype, представить для проверки выполненное задание, обсудить со сверстниками и педагогом проблемный материал.
Достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией, т.к. виртуальное общение никогда не заменит то, что может произойти в реальной жизни — это непосредственно социализация, работа в группах. В современных УМК по иностранным языкам авторы предлагают учащимся выполнение различных проектов, которые ориентированы на реальный практический результат, значимый для школьников. «Книга о себе», «Город», «Времена года», «Мои летние каникулы», «Школа-мечта», «Путешествие по стране изучаемого языка», «Мой семейный web – сайт», «Традиции и культура» и др. К подготовке своих работ учащиеся подходят творчески, пользуются дополнительной литературой, ресурсами Интернет, а учитель становится консультантом, помощником. Работа над проектом помогает проявить свои способности, скрытые таланты. Представление проекта проходит на уроке, а лучшие работы демонстрируются в рамках проведения недели иностранных языков в школе.
В решении задач, определенных Стандартом, педагоги также обращаются к игровому методу обучения, как к достаточно интересному и эффективному в организации учебной деятельности учащихся.
Игра занимает исключительное место в жизни ребенка: в игровой деятельности происходит его развитие и становление, он познает себя и окружающий мир, учится сотрудничать и соревноваться, приобретает знания и умения, отдыхает и расслабляется. Игра вызывает эмоции, активность, она требует сосредоточенности и внимания, будит воображение, заставляет работать мышление. Цель игры на уроке иностранного языка – овладение видами речевой деятельности как средством общения.
Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что доступно их наблюдению и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека. Игра – регулятор всех жизненных позиций учащегося. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.
Не менее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся позволяют игры с пением. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. Песни с игровым сопровождением могут заменить физминутку на уроке, разрядить обстановку, способствовать релаксации.
В педагогическом арсенале любого педагога есть несколько приемов и методов, применение которых, на его взгляд, дают значительные результаты. Хочется подчеркнуть, что чем разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые предлагает учитель, чем больше захватывающих заданий, тем больше вклад учащихся в достижение успеха, тем больше удовольствия они получат в путешествии в страну новых знаний.
Литература
- Дзида Г.А., Вахрушева Т.А. и др. Европейские языки в современном мире: теория и практика. Монография. Москва: Спутник+, 2008.
- Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. (Стандарты второго поколения) Москва: «Просвещение», 2010.
- Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e – mail проектами. Журнал «Иностранные языки в школе», 2000, №4 с. 54 – 57.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, №2 с. 14 – 20.