Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности и полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность.
Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а так же способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).
В теории и практике дошкольного воспитания особое внимание уделено проблеме развития самостоятельности дошкольника в бытовом труде. В данном случае самостоятельность воспитывается при выполнении детьми несложных обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. При этом важно найти такое содержание для детской деятельности, которое было бы интересно и посильно дошкольнику, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя субъектом, активной личностью, обнаружить самостоятельность, проявлять творчество и раскрыть свою уникальность. Эффективным средством в связи с этим, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Предлагаю вашему вниманию проект “Объедалки” для детей старшего дошкольного возраста.
Основная идея проекта: развитие самостоятельности детей через организацию разнообразной трудовой деятельности по приготовлению блюд для друзей и близких.
Цель: формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи:
1. Общепедагогические:
- Создать условия для эмоционального включения детей в решение жизненных проблем.
- Способствовать накоплению у дошкольников разнообразного практического опыта: умение пользоваться кухонными приборами и инструментами, последовательно выполнять цепочку трудовых действий по приготовлению различных блюд, украшать их.
- Акцентировать внимание детей на результатах их деятельности, приносящих радость окружающим.
- Обеспечить атмосферу комфорта детей в процессе деятельности.
- Наладить эффективное взаимодействие с семьёй.
2. Формирующие:
2.1. Формировать способы сотрудничества в условиях совместной деятельности “ребёнок-дети”, “ребёнок-взрослый”.
Развивать произвольное поведение, сознательное отношение к себе, своей деятельности.
Формировать умение планировать собственную деятельность, доводить её до качественного результата, давать оценку и самооценку полученному результату.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать чувство уверенности, чувство собственного достоинства.
3.2. Способствовать проявлению трудолюбия, самостоятельности.
4. Познавательные:
4.1. Познакомить со способами приготовления различных блюд.
4.2. Познакомить детей с блюдами национальной кухни.
Работа над проектом проходила в три этапа.
1 этап - подготовительный.
Задача: Подготовка материального обеспечения проектной деятельности; мотивация всех участников проекта на предстоящую деятельность.
Для ознакомления родителей с условиями, задачами и предлагаемыми вариантами участия в проектной деятельности был организован семейный досуг “Самые родные”. В непринужденной обстановке я актуализировала значение организуемой деятельности для успешной подготовки детей к школе. Результат - родители организовали уголок кухни в группе (сшили детям фартуки и головные уборы, принесли разделочные доски, скалки; по мере необходимости приносили тёрки, мясорубку, соковыжималку, миксер, блендер, электрическую плиту), помогли оформить “Кулинарную библиотеку”. В группе определили место для чайного столика, где можно будет попробовать новые блюда, приготовленные детьми в детском саду или дома. Оформили уголок “Моя неделя” для знакомства с близкими, друзьями, домашними любимцами наших детей, их любимыми занятиями и кулинарными пристрастиями. Оформили стенд “Гора самоцветов” для фиксирования результатов проектной деятельности (чему хорошему научились, кого порадовали своими блюдами). С детьми провела экскурсию на кухню для наблюдения за работой повара.
2 этап - исполнительский.
Задача: Формирование у детей необходимых навыков и умений в приготовлении и оформлении блюд.
Содержание работы:
- обучение приготовлению блюда в группе, составление технологической карты (рисунка-модели последовательности работы), приготовление блюда дома;
- наоборот, приготовление блюда дома с родителями, изготовление технологической карты, рассказ ребенка о последовательности приготовления блюда с опорой на технологическую карту; приготовление блюда в детском саду;
- отгадывание блюд по технологическим картам;
- посиделки за чайным столиком, где дети пробуют блюда-угощения; понравившиеся блюда учились готовить на “Дне взаимодействия” с родителями;
- заполнение Горы самоцветов (добрые дела, что умеем и кому помогли)при подведении итогов дня или недели;
- знакомство с историей некоторых блюд, напитков (например, чайные традиции, блюда удмуртской кухни).
Родители вместе с детьми оформляли газеты к праздникам, в которых делились рецептами блюд.
С помощью “Кулинарного словарика” дети узнали, что такое крюшонница, ступка, менажница, рассмотрели их и многое другое на иллюстрациях. Научились украшать блюда), оформили альбом “Украшение блюд”.
Возможность закреплять, уточнять и обобщать полученные знания дала система игровых упражнений с использованием моделирования. Одна из таких моделей представляет собой пирамиду, имеющую стержень с пятью вращающимися кубиками. Каждый кубик представляет компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. На гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах работы повара. Так, картинки на нижнем кубике изображают замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, пожарить блины; второй кубик имеет картинки с изображением наборов продуктов для данных блюд; третий – нужные наборы инструментов, четвёртый – картинки, схематично обозначающие последовательные трудовые действия; пятый – готовые блюда. В процессе игр с пирамидой дети рассказывали о приготовлении того или другого блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки соответствовали компонентам задуманного трудового процесса и находились с одной стороны.
В подборе блюд использовала принцип от простого к сложному (чай “Зелье” - 2 продукта и напиток “Лакомка” - 6 продуктов). Учила детей готовить бутерброды: “Хитрый”, “Цыплёнок”, “Кораблик”, “Золотая рыбка”; салаты: “Русский”, “Разноцветный винегрет”, “Лакомство гномов”, “Зимний”; десерты: “Разноцветные колобки”, “Дюймовочка”; напитки: чай “Зелье”, крюшон “Именинный”, “Лакомка”.
3 этап - презентация.
Задача: Создание ситуаций для проявления умений детей готовить и оформлять блюда и получения чувства удовлетворения от проделанной работы.
Дети проявляли большой интерес и с желанием готовили угощения для домовёнка Кузи, для малышей к дню Наума Грамотника, для пап к дню Защитника Отечества, для мам к женскому празднику, для сотрудников детского сада к дню дошкольного работника. В группе устраивали маленькие праздники, накрывали стол и приглашали гостей. На Горе самоцветов уже не стало места для новых камней. Заключительным мероприятием стало совместное с родителями оформление праздничного стола по случаю выпуска детей в школу, который стал наглядным итогом проделанной работы.
Дети научились:
- самостоятельно делать бутерброды из 4-5 продуктов, салаты из 4-6 продуктов, до постановки в печь стряпать печенье (песочное тесто и нарезка), смешивать напитки (до 6 компонентов);
- пользоваться ножом, тёркой, венчиком, ступкой, чесночницей, блендером;
- правилам использования мясорубки, соковыжималки;
- самостоятельно составлять технологическую карту блюд;
- украшать блюда;
- самостоятельно готовить рабочее место, доводить деятельность до качественного результата, убирать оборудование на место.
Так, в интересной и содержательной деятельности нам вместе с родителями удалось сформировать предпосылки к успешной школьной жизни.