Восемь лет в Еловской школе Емельяновского района Красноярского края существует социально – психологическая служба (СПС). Совместная работа разных специалистов в командной деятельности, конечно же, более эффективна и приносит свои положительные результаты.
Во-первых, сохраняя стиль деятельности каждого специалиста, создан стиль деятельности службы в целом; повысился уровень доверия к специалистам; более продуктивными стали диспетчерская и посредническая функции.
Во-вторых, отчетливее стали видны перспективные цели и задачи, стало возможным проведение мониторинга психолого-педагогических и социальных показателей деятельности школы.
В-третьих, развиваются традиции СПС.
Коррекционно-развивающая работа, психолого-социально-педагогическая профилактика и профориентация - приоритетные направления деятельности СПС все эти годы. Целями этих направлений деятельности являются формирование позитивного мышления, осознанного выбора дальнейшего не только образовательного, но и профессионального пути, становление и развитие творческой личности согласно цели общеобразовательной школы «Формирование успешной личности».
В Еловской СОШ есть свои традиции. Одна из них – проведение социально – психологической недели. Неделя организуется и проводится нашей службой в течение пяти лет.
Социально – психологическая неделя - наиболее эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в школе.
Основные организационные принципы Недели:
- подчинение целей каждого дня и мероприятий одной идее (легенде);
- подключение к реализации других специалистов, педагогов, родителей, детей, а также людей со стороны по необходимости;
- обязательное включение массовых соревновательных этапов (игр);
- оформление сменного стенда с планом работы на каждый новый день Недели и результатами прошедших конкурсов и мероприятий;
- проведение ежедневной линейки в начале дня: настрой на день, объявление плана работы и результатов по итогам предыдущего дня.
В сценарно-игровую оболочку включены разнообразные игры-испытания для одновозрастных и разновозрастных групп. Это обусловлено тем, что игра проводится без прерывания школьных занятий, в условиях школьной недели.
Ко многим мероприятиям недели привлекаем учителей-предметников для реализации некоторых интересных идей, соответствующих теме Недели. И это получается. Межпредметные связи прослеживаются не только на уроках химии, истории, русского языка, литературы, ИЗО, труда, физической культуры, ОБЖ, математики, информатики, психологии, но и во всём общенедельном пространстве.
Идея недель разная – противопоставление Добра и Зла, Гармонии и Хаоса, Достоинств и Недостатков – через взгляд на себя и других со стороны.
Главный итог работы: участвовать в социально – психологической неделе стало не только интересно, но и престижно!
Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми – взрослыми, подростками, детьми – существует огромный простор для развития креативности. Мы – психологи, педагоги, воспитатели, мудрые родители и администраторы имеем возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит, прежде всего, в социальном окружении. И как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность учащегося.
В нашей школе на СП неделе «прижились» как тематические отдельные дни, так и мероприятия, которые провести в другое время было бы проблематично. В рамках недели проходят не только мероприятия, которые уже полюбились детям и педагогам, но и семинары, собрания для родителей по запросу администрации и плану СПС. Планирование недели очень тщательно обсуждается уже за месяц до проведения с администрацией школы
Если вначале проведения недель у педагогов (особенно авторитарного стиля) возникали негативные эмоции, так как все школьные перемены насыщены, дети заняты, могли не успеть повторить материал к уроку, то сейчас, напряжения с педагогами нет.
Администрация и учителя принимают наши задумки, совместно обсуждаются задачи воспитания, предмет применения своего личного опыта учителями в рамках идей недели. У учителей появился опыт организации больших психологических и педагогических игр. Неделя воспринимается как что-то необходимое и долгожданное. СП неделя – это уникальная возможность представить работу школьного психолога и социального педагога в различных направлениях, и как нечто целостное, осмысленное, логически выстроенное при проведении тематических недель. Социально - психологическая неделя позволяет погрузиться коллективу школы каждый раз в совершенно новую атмосферу при проведении тематических дней, которые проникнуты общей идеей и охватывают деятельностью всю школу. Дети и взрослые сплачиваются, проникаются чувством значимости общего дела, происходит повышение психологической культуры учащихся и педагогов, повышается уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса. Для самого психолога и социального педагога это возможность показать свою работу не только с детьми, но и с родителями, педагогами; показать свои реальные возможности; открыть для себя новые формы работы; привлечь к сотрудничеству ребят, которые неверно принимали психологию и социологию.
Форма мероприятий на неделе проходит в виде развивающих занятий с элементами тренинга. Такая форма проведения занятий позволяет развить у учащихся важнейшее социальное чувство принадлежности к группе. Ребята учатся слушать друг друга, понимать, сотрудничать; они свыкаются с мыслью: то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы. У учащихся развивается ответственность за качество занятий, свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга. Развитие коммуникативных навыков особенно хорошо проходит, когда учащиеся участвуют и готовят общешкольные мероприятия, сказки, агитбригады по просьбе администрации и по своей инициативе, ведут уроки психологии в младших классах, и конечно, неоценима помощь самих детей в идейных находках и организации акций.
Идея проведения "Недели психологии" была представлена в публикации газеты "Школьный психолог" №34,1999 год Мариной Битяновой. Многие массовые большие психологические игры, описанные в этой статье на неделе психологии были проведены и в нашей школе на первых этапах. Затем захотелось создать что – то свое. Так появились недели «Королевство кривых зеркал», «Мир Хаоса и Гармонии», профориентационная неделя «Дороги, которые мы выбираем», адаптационная неделя «Крепитесь люди, скоро лето!» и представляемая мной на этом конкурсе неделя «Пираты Карибского моря» с проведением Квеста «Остров сокровищ» в один из дней недели для учащихся начальной школы.
В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности - особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.
Формирование познавательного интереса может происходить при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных квестов (Quest).
Несколько слов для тех, кто впервые столкнулся с (текстовыми) квестами.
Из словаря: Приключенческая игра (синонимы: Квест (транслит. англ. quest — поиски), Adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в названии компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними закрепился и стал именем нарицательным термин «квест».
Квест– это разновидность игр, в которых ваш герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение. Для достижения этой главной цели герою необходимо сначала выполнить несколько второстепенных заданий. Для достижения всех своих целей, герою следует должным образом использовать предметы игрового мира. Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают вам решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки.
Игровое меню в квестах достаточно простое. Большую часть экрана занимает текстовое описание той ситуации, в которой оказался ученик. Рядом приводится перечень доступных действий. Все действия в квесте логически обусловлены. Ученику необходимо немножко подумать, подключить толику воображения, и тогда на ум непременно придёт правильный ответ.
Учащемуся предлагается подобранный набор подсказок к квесту. Этих подсказок должно хватить для того, чтобы учащиеся смогли преодолеть все квестовые сложности. Автор стремился, насколько это было возможно, не лишать игроков удовольствия, которое получаешь, самостоятельно решая квест.
«Образовательный квест» - (quest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются, в том числе, и информационные ресурсы Интернета. Квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее. В квесте «Остров сокровищ» создан микромир, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. На одном из этапов квеста учащиеся могут написать интерактивную историю, создать документ, дающий анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов. При прохождении квеста происходит разговор с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы даются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть литературный персонаж, как в нашем случае) Данный вариант работы можно предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Представляю визитную карточку Квеста «Остров сокровищ»:
Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие: психология, социально – психологическая неделя в школе.
Возраст учащихся: 3-4 класс
Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие: «Познавательные способности. Креативность».
Проблемные места, возникающие при решении задач темы:
- шаблонность мышления учащихся
- неумение применить творческие способности в конкретной ситуации
Прожектная идея учителя, с помощью которой можно решить эти проблемы учащихся:
Создание и организация Квеста «Остров сокровищ» для учащихся начальных классов в рамках проведения одного из дней психологической недели «Пираты Карибского моря»
Тема учебного занятия: Квест «Остров сокровищ»
Цель учебного занятия: познание самого себя в Знании, Творчестве, Командном взаимодействии на этапах игры.
Задачи, позволяющие достичь поставленные цели:
- Осознать и преодолеть собственные барьеры, мешающие быстрому нахождению решений проблемных ситуаций.
- Формировать открытость к освоению новых знаний.
- Развить способность понимать особые характеристики креативной среды и уметь их создавать.
- Развить навыки командного взаимодействия.
- Научиться способам игры
- Разработать правила игры в команде
- Разработать критерии оценивания этапов игры
- Научиться рефлексии по результатам своей деятельности
Время реализации учебного занятия: 40 – 60 минут.
Требуемые ресурсы:
ПК, оснащенные созданным программным продуктом, имеющие выход в Интернет.
Руководитель, сопровождающий деятельность учащихся: для своевременной помощи им в устранении технических ошибок, возникающих при работе с программой и поддержания рабочей атмосферы в классе.
Исполнители: учащиеся начальной школы
Самостоятельная деятельность учащихся на занятии:
Квест состоит из пошаговой системы вопросов, включающих различные области знаний, в том числе психологических, направленных на решение конкретной ситуации – нахождение клада.
Учащиеся формируют команду и распределяют роли
Учащимся предоставляется возможность использовать различные источники знаний: поиск ответов в Интернет, энциклопедиях, словарях, лингвистических программах для перевода текста и т.д.
Учащиеся самостоятельно представляют результат своего труда в нерегламентированной форме
Результатом прохождения Квеста является наиболее быстрое, качественное (по итогам набранных баллов за каждое задание) прохождения всех его этапов.