Методическая разработка урока по теме "Материки и части света". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Дидактическая цель: Создать условия для восприятия, осмысления новой информации и способов деятельности с использованием специализированных ЭОР (электронных образовательных ресурсов), воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.

Обучающие цели:

  • сформировать знания о целостности и дифференциации суши.
  • создать образные представления о крупных частях земной поверхности - материках, частях света.

Развивающие цели:

  • продолжить развитие картографической грамотности.
  • развивать навыки работы с интерактивной доской.

Воспитательная цель: повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной доски Smart Board с программным обеспечением Notebook,

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, продуктивный, эвристический, развивающий.

Методы познания: картографический, сравнительный, исторический

Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook

Содержание учебного материала.

Технологическая карта.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Проверяют готовность к предмету, наличие учебников, тетрадей, атласов, контурных карт.

2. Целеполагание

и мотивация

Сегодня на уроке нам с вами нужно будет вспомнить что такое «материки» и как они называются? В течение урока мы будем выполнять практическую работу в контурных картах и помогать нам будет ИД.

Давайте воспользуемся нашим картографическим интерактивным пособием и подпишем материки на доске, и вы вместе с нами подписываете их в своих контурных картах.

(Слайд 1)

C:\Documents and Settings\Мама\Мои документы\Мои рисунки\материки.bmp

 

 

К доске вызываются 2 ученика. Отвечают на вопрос: что такое материк? Один из них называет материки, распределяя их по площади от самого большого к самому малому, другой - подписывает их на доске (при этом он выбирает - можно подписать карандашом, или кистью, или печатает на клавиатуре названия материков. (Слайд 2)

материки 1.bmp 

 

 


3.Осознание, осмысление материала

Хорошо! Давайте еще раз смоделируем карту мира, воспользовавшись новыми функциями ИД.

слайд 1.bmp 

 

 


Слайд 3

Ученик, используя функции (перевернуть, соединить, переместить) создает карту мира.

слайд 1 ответ.bmp 

 

 


Слайд 4 - ответ

4. Актуализация

Всегда ли земная поверхность делилась только на материки?

Когда и почему сушу стали делить на части света? Что такое «часть света» ? Почему количество частей света, в отличие от материков, менялось со временем?

1.bmpСлайд 5

 

 

На стр.10-11 найдите, пожалуйста, условную границу между Европой и Азией. Нанесите ее на контурную карту, и сверяем ее с ИД. Условная граница Европа –Азия показывает нам деление мира не только на материки, но и на части света. Подпишите на контурной карте части света, которые вы узнали.

 

части света.bmp

Слайд 7

 

Работа с классом. Отвечают на вопросы устно. Работают с учебником.

Работая с учебником, стр.10-11, нужно найти условную границу между Европой и Азией, нанести ее на контурную карту. Один ученик проводит ее на ИД, используя умное перо,

2.bmpСлайд 6

 

при этом объясняет как она проходит по карте:

«условная граница проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо- Манычской впадине севернее Кавказа , по Азовскому и Черному морям и проливам между Черным и Средиземным морями.

Безымянный.bmpДругой ученик подписывает части света так, как они открывались со временем.

 

Слайд 8

5. Первичное усвоение материала

Есть разные гипотезы названий «частей света». А когда они стали впервые применяться? Давайте послушаем ваше домашнее задание. Кто и когда дал название частям света?

Слайд 9

3.bmp

Узнав, откуда и в честь кого названы «части света», что называли «Старым Светом» и «Новым Светом»- закрепляем материал, находя на заданном слайде соответствие названий и ответов.

Дети получили опережающее задание: найти объяснение названий - Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия,

Антарктида. Рассказывают историю названия материков и частей света.

Слайд 10

4.bmp

Один из учеников работает со слайдом, находит соответствие вопроса и ответа.

 

6.Закрепление нового материала

Открываем наши тренажеры и выполняем задания стр. 4 -решаем тесты-1.2.3 и на стр.6 работая с текстом выполняем задание 1.

Работа в парах.

Ребята, выполнив задания в тренажере, обмениваются тетрадями и осуществляют проверку ответов друг у друга.

7. Выполнение заданий на картографическую грамотность.

Слайд 11

7.bmp

 

Слайд 11

Вопросы:

1. Какие материки лежат в 4 полушариях?

2. Какие материки лежат в 3 полушариях?

.3 Какие материки лежат в 2

полушариях? (слайды 11-12)

слайд 6.bmp

Слайды 13-14

1. Какая часть света состоит из 2 материков?

2. Какой материк состоит из 2 частей света?

3. Что такое «Старый Свет»?

4. Что такое «Новый Свет»

Смоделируйте это на ИД.

 

Слайд 12

Слайд 7.bmp

 

Ответы:

1. Африка

2. Евразия, Южная Америка, Антарктида.

3. Северная Америка, Австралия.

11.bmp

Слайд 14

Отвечают на вопросы

2 человека, работая с ИД

 

8. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа стр10-11.

Выполнить задание 2 на стр.11

( по желанию можно сделать презентацию), закончить практическую работу в контурной карте - подписать географические объекты, которые находятся в Европе и Азии : Скандинавский полуостров, п-ов Индостан, Аравийский п-ов, п-ов Индокитай, моря: Средиземное, Черное, Каспийское, Балтийское.

Учащиеся записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Чтобы быстро и бегло проверить все ли усвоили ребята, беру мячик и, кидая его ребенку в руки, задаю вопросы по теме.

Урок заканчивается активно и весело.

У детей элементы игры оставляют самые наилучшие впечатления. Даже если ребенок и ошибся, то- другой его поправит. Все очень довольны. И хорошая получается смена деятельности.

3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты, организации урока, включающие:

3.1 Информационная образовательная среда прочно вошла в нашу жизнь. Новые современные информационные технологии дают широкие возможности учителю создавать разнообразные сценарии уроков, при этом используя разнообразные по форме и содержанию материалы, и использовать учебное время более эффективно. Интерактивная доска дает возможность детям развивать свой потенциал, повышается интерес к предмету, а значит и личные успехи каждого. ИД помогает организовать индивидуальную, групповую .работу, дает возможность объяснять новый материал, закрепить пройденный, и проверить знания. С помощью фото, видео, графики, анимации, звука, интерактивная доска включает в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека, а весь класс обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы

3.2 ; 3.3 Учебник и прилагаемое к нему электронное приложение, предназначено для работы как на компьютере, так и на интерактивной доске. Содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника, имеет возможность выхода на ресурсы через электронный разворот и через каталог, организованный как в соответствии с содержанием, так и с типами ресурсов, позволяет реализовывать интерактивность и вариативность обучения.

  • Электронные картографические пособия «География. Мир», «География. Россия»
  • Интерактивное картографическое пособие для 6-8 классов
  • Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook

4. Итоги урока:

В течение урока была возможность вызвать к доске 6 человек, класс работал одновременно в своих контурных картах, выполняя практическую работу, в процессе работы было дано задание для работы в парах в тетрадях - тренажерах, были прослушаны небольшие сообщения, как опережающее задание. Задания на интерактивной доске, выполненные детьми, сразу проверялись учителем, так как был подготовлен слайд с ответом. Дети могли видеть сразу свои ошибки.

Задания в тетради – тренажере (работа в парах)

Решаем тесты.

1. Установите соответствие между материками и их географическим положением.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

а) северные материки
б) южные материки

Ответы:
а) Евразия, Северная Америка
Б) Африка, Южная Америка,Австралия, Антарктида

2. Расставьте материки в порядке увеличения их площади.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

Ответ: 4,6,3,5,2,1.

3. В понятие «Новый Свет» входит:

  1. Европа
  2. Африка
  3. Америка
  4. Антарктида

Ответ:3,4.

Учащиеся ориентированы на овладение предметными знаниями и овладение универсальными учебными действиями. В течение урока учащиеся выходили к доске неоднократно, и можно было видеть поднятые руки желающих поработать и с инструментами доски. Материал получился красочным, объемным и понятным, и более воспринимаемым ребенком. Контурными картами заниматься детям хочется все меньше.

И читать вопросы в учебниках менее интересно, чем моделировать на доске. Для учителя подготовить интерактивный урок-задача не простая, любой урок занимает очень много времени, но когда видишь, что твой труд интересует детей и помогает им, то хочется это делать.

5. Список литературы:

  1. Андреев А.С; Учебное пособие –СПб; ИД «МиМ»1998.
  2. Бенькович Т.М.; Опорные конспекты в обучении географии 7 класс.М.; «Просвещение» 1995.
  3. Кузнецов А.П, Савельева Л.Е, Дронов В.П.; География Земля и Люди 7 класс; М. «Просвещение» 2008
  4. Умные уроки со Smart; М. POLYMEDIA 2007

6.

Части урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация(мин.)
1. Организациооный 2 мин
2. Целеполагание, мотивация 5 мин
3. Осознание, осмысление материала 5мин
4. Актуализация темы 5мин
5. Первичное усвоение материала 8 мин
6.Закрепление материала 6 мин
7. Выполнение заданий на картографическую грамотность. 6 мин
8. Домашнее задание 3 мин
9. Рефлексия 5мин

Презентация