Дидактическая цель: Создать условия для восприятия, осмысления новой информации и способов деятельности с использованием специализированных ЭОР (электронных образовательных ресурсов), воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.
Обучающие цели:
- сформировать знания о целостности и дифференциации суши.
- создать образные представления о крупных частях земной поверхности - материках, частях света.
Развивающие цели:
- продолжить развитие картографической грамотности.
- развивать навыки работы с интерактивной доской.
Воспитательная цель: повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной доски Smart Board с программным обеспечением Notebook,
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, продуктивный, эвристический, развивающий.
Методы познания: картографический, сравнительный, исторический
Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook
Содержание учебного материала.
Технологическая карта.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный |
Приветствие, проверка готовности рабочих мест. |
Проверяют готовность к предмету, наличие учебников, тетрадей, атласов, контурных карт. |
2. Целеполагание и мотивация |
Сегодня на уроке нам с вами нужно будет вспомнить что такое «материки» и как они называются? В течение урока мы будем выполнять практическую работу в контурных картах и помогать нам будет ИД. Давайте воспользуемся нашим картографическим интерактивным пособием и подпишем материки на доске, и вы вместе с нами подписываете их в своих контурных картах. (Слайд 1)
|
К доске вызываются 2 ученика. Отвечают на вопрос: что такое материк? Один из них называет материки, распределяя их по площади от самого большого к самому малому, другой - подписывает их на доске (при этом он выбирает - можно подписать карандашом, или кистью, или печатает на клавиатуре названия материков. (Слайд 2)
|
3.Осознание, осмысление материала |
Хорошо! Давайте еще раз смоделируем карту мира, воспользовавшись новыми функциями ИД.
Слайд 3 |
Ученик, используя функции (перевернуть, соединить, переместить) создает карту мира.
Слайд 4 - ответ |
4. Актуализация |
Всегда ли земная поверхность делилась только на материки? Когда и почему сушу стали делить на части света? Что такое «часть света» ? Почему количество частей света, в отличие от материков, менялось со временем? Слайд 5
На стр.10-11 найдите, пожалуйста, условную границу между Европой и Азией. Нанесите ее на контурную карту, и сверяем ее с ИД. Условная граница Европа –Азия показывает нам деление мира не только на материки, но и на части света. Подпишите на контурной карте части света, которые вы узнали.
Слайд 7
|
Работа с классом. Отвечают на вопросы устно. Работают с учебником. Работая с учебником, стр.10-11, нужно найти условную границу между Европой и Азией, нанести ее на контурную карту. Один ученик проводит ее на ИД, используя умное перо, Слайд 6
при этом объясняет как она проходит по карте: «условная граница проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо- Манычской впадине севернее Кавказа , по Азовскому и Черному морям и проливам между Черным и Средиземным морями. Другой ученик подписывает части света так, как они открывались со временем.
Слайд 8 |
5. Первичное усвоение материала |
Есть разные гипотезы названий «частей света». А когда они стали впервые применяться? Давайте послушаем ваше домашнее задание. Кто и когда дал название частям света? Слайд 9
Узнав, откуда и в честь кого названы «части света», что называли «Старым Светом» и «Новым Светом»- закрепляем материал, находя на заданном слайде соответствие названий и ответов. |
Дети получили опережающее задание: найти объяснение названий - Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Рассказывают историю названия материков и частей света. Слайд 10
Один из учеников работает со слайдом, находит соответствие вопроса и ответа.
|
6.Закрепление нового материала |
Открываем наши тренажеры и выполняем задания стр. 4 -решаем тесты-1.2.3 и на стр.6 работая с текстом выполняем задание 1. |
Работа в парах. Ребята, выполнив задания в тренажере, обмениваются тетрадями и осуществляют проверку ответов друг у друга. |
7. Выполнение заданий на картографическую грамотность. |
Слайд 11
Слайд 11 Вопросы: 1. Какие материки лежат в 4 полушариях? 2. Какие материки лежат в 3 полушариях? .3 Какие материки лежат в 2 полушариях? (слайды 11-12)
Слайды 13-14 1. Какая часть света состоит из 2 материков? 2. Какой материк состоит из 2 частей света? 3. Что такое «Старый Свет»? 4. Что такое «Новый Свет» Смоделируйте это на ИД.
|
Слайд 12
Ответы: 1. Африка 2. Евразия, Южная Америка, Антарктида. 3. Северная Америка, Австралия.
Слайд 14 Отвечают на вопросы 2 человека, работая с ИД
|
8. Домашнее задание |
Ответить на вопросы в конце параграфа стр10-11. Выполнить задание 2 на стр.11 ( по желанию можно сделать презентацию), закончить практическую работу в контурной карте - подписать географические объекты, которые находятся в Европе и Азии : Скандинавский полуостров, п-ов Индостан, Аравийский п-ов, п-ов Индокитай, моря: Средиземное, Черное, Каспийское, Балтийское. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
9. Рефлексия |
Чтобы быстро и бегло проверить все ли усвоили ребята, беру мячик и, кидая его ребенку в руки, задаю вопросы по теме. Урок заканчивается активно и весело. |
У детей элементы игры оставляют самые наилучшие впечатления. Даже если ребенок и ошибся, то- другой его поправит. Все очень довольны. И хорошая получается смена деятельности. |
3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты, организации урока, включающие:
3.1 Информационная образовательная среда прочно вошла в нашу жизнь. Новые современные информационные технологии дают широкие возможности учителю создавать разнообразные сценарии уроков, при этом используя разнообразные по форме и содержанию материалы, и использовать учебное время более эффективно. Интерактивная доска дает возможность детям развивать свой потенциал, повышается интерес к предмету, а значит и личные успехи каждого. ИД помогает организовать индивидуальную, групповую .работу, дает возможность объяснять новый материал, закрепить пройденный, и проверить знания. С помощью фото, видео, графики, анимации, звука, интерактивная доска включает в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека, а весь класс обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы
3.2 ; 3.3 Учебник и прилагаемое к нему электронное приложение, предназначено для работы как на компьютере, так и на интерактивной доске. Содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника, имеет возможность выхода на ресурсы через электронный разворот и через каталог, организованный как в соответствии с содержанием, так и с типами ресурсов, позволяет реализовывать интерактивность и вариативность обучения.
- Электронные картографические пособия «География. Мир», «География. Россия»
- Интерактивное картографическое пособие для 6-8 классов
- Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook
4. Итоги урока:
В течение урока была возможность вызвать к доске 6 человек, класс работал одновременно в своих контурных картах, выполняя практическую работу, в процессе работы было дано задание для работы в парах в тетрадях - тренажерах, были прослушаны небольшие сообщения, как опережающее задание. Задания на интерактивной доске, выполненные детьми, сразу проверялись учителем, так как был подготовлен слайд с ответом. Дети могли видеть сразу свои ошибки.
Задания в тетради – тренажере (работа в парах)
Решаем тесты.
1. Установите соответствие между материками и их географическим положением.
- Евразия
- Африка
- Южная Америка
- Австралия
- Северная Америка
- Антарктида
а) северные материки
б) южные материки
Ответы:
а) Евразия, Северная Америка
Б) Африка, Южная Америка,Австралия, Антарктида
2. Расставьте материки в порядке увеличения их площади.
- Евразия
- Африка
- Южная Америка
- Австралия
- Северная Америка
- Антарктида
Ответ: 4,6,3,5,2,1.
3. В понятие «Новый Свет» входит:
- Европа
- Африка
- Америка
- Антарктида
Ответ:3,4.
Учащиеся ориентированы на овладение предметными знаниями и овладение универсальными учебными действиями. В течение урока учащиеся выходили к доске неоднократно, и можно было видеть поднятые руки желающих поработать и с инструментами доски. Материал получился красочным, объемным и понятным, и более воспринимаемым ребенком. Контурными картами заниматься детям хочется все меньше.
И читать вопросы в учебниках менее интересно, чем моделировать на доске. Для учителя подготовить интерактивный урок-задача не простая, любой урок занимает очень много времени, но когда видишь, что твой труд интересует детей и помогает им, то хочется это делать.
5. Список литературы:
- Андреев А.С; Учебное пособие –СПб; ИД «МиМ»1998.
- Бенькович Т.М.; Опорные конспекты в обучении географии 7 класс.М.; «Просвещение» 1995.
- Кузнецов А.П, Савельева Л.Е, Дронов В.П.; География Земля и Люди 7 класс; М. «Просвещение» 2008
- Умные уроки со Smart; М. POLYMEDIA 2007
6.
Части урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) | Временная реализация(мин.) |
1. Организациооный | 2 мин |
2. Целеполагание, мотивация | 5 мин |
3. Осознание, осмысление материала | 5мин |
4. Актуализация темы | 5мин |
5. Первичное усвоение материала | 8 мин |
6.Закрепление материала | 6 мин |
7. Выполнение заданий на картографическую грамотность. | 6 мин |
8. Домашнее задание | 3 мин |
9. Рефлексия | 5мин |