Цели: Познакомить учащихся с бисерорукоделием.
Задачи:
- Познакомить с историей развития бисерорукоделия.
- Познакомить с историей развития бусинки.
- Вызвать желание работать с бисером.
- Организовать рабочее место для работы с бисером.
- Изучить правила безопасной работы с бисером.
- Подготовить материалы и инструменты, необходимые для вышивки бисером.
- Познакомить с техникой пришивания бусин к ткани при вышивании.
Материал: бисер, ткань, нитки белые синтетические.
Инструменты: ножницы маникюрные, схемы, игла для бисера, пяльцы, лупа.
Наглядные пособия: изделия из бисера: вышитая бисером икона, вышитая бисером подушка, турецкие жгуты из бисера т. п.
Ход работы
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
Просмотр презентации с одновременным сообщением истории возникновения бисерорукоделия и бусины.
Вышивка бисером
Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть она относится к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.
История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египет, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия… отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».
Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
III. Опрос обучающихся об истории бусины и бисерорукоделию по презентации.
IV. Виды закрепления бисера и бусин на ткани
Закрепление одиночной бусинки
Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Очень красиво смотрятся бусины разных цветов и разных размеров, пришитые по одиночке близко друг к другу. Их можно поместить внутри металлической фигуры, внутри контура из контрастных бусин или нанести хаотичной россыпью на канву, создав яркие пятна на вышивке.
Шов "Вперед иголку"
Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.
Шов строчной
Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.
Шов стебельчатый
При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.
Шов арочный ("Назад иголку")
По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.
Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
Шов вприкреп
Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины:
Шов "Вперед иголку" двусторонний
Шов похож на шов "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается длиннее и на него также нанизывается бисерина:
Шов стебельчато-строчной двусторонний
Этот шов получается из двух вышеописанных швов: строчного и стебельчатого. При этом способе шитья вышивка получается жесткая. На рисунке изображен порядок работы:
Шов вприкреп двусторонний
На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка:
Шов "Монастырский"
На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные:
Шов обметочный
Шов выполняется как обыкновенный обметочный, а в каждую верхнюю петельку вставляется бисеринка:
Бисер можно вставлять практически во все известные швы. Не бойтесь фантазировать!
V. Знакомство с правилами работы с бисером.
В вышивании бисером, как и в любом другом искусстве, существуют необходимые правила:
- бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
- элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
- величина бисера должна быть одинакового размера;
- полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
- нитки обычно используют синтетические и хромированные, многие пользуются леской;
- цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
- по канве вышивка выполняется рядами;
- длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
- число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.
VI. Работа учителя с обучающимися.
Учитель учит натягивать ткань на пяльцы, вдевать нитки в тонкую иглу, читать и пользоваться схемой, пришивать крупный бисер на канву сверху построчно монастырским швом. Схема простая – геометрический узор (например, для футляра мобильного телефона).
VII. Где купить все необходимое для работы с бисером?
В специализированных магазинах продаются разнообразные наборы для вышивания бисером. Новичкам рекомендуется приобрести такой набор. В нем находится все необходимое: бисер, канва, схема, и что самое главное — руководство по вышиванию.
VIII. Подведение итогов.
Самооценка своих работ. Сравнение своих швов с образцами.
IX. Домашнее задание.
Тренировать навыки работы с бисером на своем образце. Подобрать изделие и эскиз для вышивки, бисер.
Использованная литература:
- Вышивка бисером. Мотивы и идеи. Энн Бенсон Ниола 21 век Москва 2005
- Интернет-ресурсы.